Беседа архимандрита Бориса (Холчева) (+1971г.) в неделю 31-ю по Пятидесятнице 

Свящ. Борис Холчев. Фотография. Фергана. 1949 г. (Архив ПСТБИ)

Об исцелении иерихонсного слепца

Сегодня мы, братие, слышали Евангельское чтение об исцелении иерихонского слепца. Это случилось перед самими страданиями Господа Иисуса Христа, когда Он шел в Иерусалим. Он уже предупредил учеников, что идет в Иерусалим пострадать, предать Себя на смерть за человечество.

На дороге сидел слепец и просил милостыню. В это время Христос шел окруженный множеством народа, внимавшего Ему. Слепец, услышал движение (народа), понял, что проис­ходит что-то и спросил: «Что там за шум?» Ему ответили: «Приближается великий пророк Иисус Назорянин». Слепец и прежде слышал о Иисусе Христе, знал, что Он совершает многие чудеса и исцеляет недужных, и поэтому начал громко звать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Народ, толпив­шийся вокруг Иисуса Христа, стал возражать ему, потому что он своими восклицаниями мешал слушать Христа. Но слепец продолжал еще громче умолять Христа: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Тогда Господь велел привести его и спро­сил: «Что ты хочешь от меня?» «О, Господи, да прозрю!» — от­вечал слепец. «Иди. Вера твоя спасла тебя», — сказал Христос. Слепец стал зрячим и в радости стал славословить Бога. Боль­ше он не отходил от Христа Спасителя.

Это событие, братие, имеет историческое значение. Но кро­ме того, оно имеет и особый духовный смысл. Святые отцы духовно просветленные и облагодатственные Богом люди, оставили нам свое толкование, где раскрывается духовный смысл этого события. Слепец — это образ христианина, который хочет прозреть, духовно исцелиться от страстей и приблизиться к Богу. Евангелие изображает такого человека в двух состояниях.

Первое состояние слепого, просящего милостыню: слепой знает о Христе понаслышке, по словам других. Он спрашивает окружающих: «Кто идет?» Ему отвечают: «Христос». Когда он обращается ко Христу, народ чинит ему препятствие, возбраняет призывать Христа. Значит, братие, первое состояние, состояние беспомощного слепца, знающего о Христе по словам других и находящегося среди препятствии. Второе состояние — это состояние человека прозревше­го. Он знает о Христе не по словам других, но сам видел и получил от Него исцеление. Теперь он уже исполнен радости и следует за Христом. он становится близким Христу.

Святые отцы говорят, что два такие состояния изображают два возраста в жизни христианина. Каждый христианин духовно растет и, по апостолу Павлу, может находиться или в младенчестве, или может быть мужем совершенным. Стремиться возрастать в духовной жизни долг каждого христианина.

Чем же характеризуется младенческий возраст христиани­на? В младенческом возрасте христианин — это пока слепец, знающий о Христе по словам других. Он верит авторитетным лицам, свидетельствующим о Христе. Его воля обуревается страстями. Когда он молится, возникает целый ряд препятст­вии изнутри — от помыслов, мечтании и извне — со стороны злых духов и людей. Это — младенческий период духовной жизни христианина.

Иное состояние у христианина, достигшего возраста исполнения Христова. Он уже не по свидетельству друга знает о Иисусе Христе, а по своему внутреннему опыту, сам видел Его, испытал Его благодатную помощь. Для него Христос уже живая Личность. Такой христианин владычест­вует над своей душой, управляет своими страстями.

Таким образом, в духовной жизни существует два возрас­та: младенческий, когда христианин знает о Христе по свиде­тельству других, находится среди препятствий, немощей перед своими страстями и похотями. И возраст «мужа совер­шенна», когда христианин знает Иисуса Христа лично, всту­пил с ним в общение, стал близок Христу и владычествует над своей душой и своим телом. Такой человек возрастает под непосредственным действием благодати Божией. Но для возрастания недостаточно действия одной только благодати. Возрастание возможно при помощи благодати, но только в том случае, если у человека есть желание возрастать без желания духовного возрастания — совершенствования быть не может. Вот растение может возрастать независимо от желания. Человеческий организм тоже может расти без же­лания, а для духовной жизни нужны благодатная помощь и личное усилие.

Что же нужно делать, чтобы духовно расти? Нужно, бра­тие, пользоваться духовными сокровищами, которые хранит Святая Церковь. Какие же это сокровища? Святая Церковь имеет три величайших сокровища, которыми необходимо пользоваться каждому христианину. Первое сокровище — это Слово Божие. Второе — двухтысячелетний нравственный опыт Церкви. Церковь Христова существовала в разные времена в разных условиях и накопила многообразный нрав­ственный опыт. Так что каждый христианин может принять для себя из этой сокровищницы опыт сообразно своему духовному характеру.

Третье сокровище Святой Церкви — Святые Таинства, через которые мы непосредственно и благодатно соединяемся с Христом Спасителем.

Если мы будем пользоваться сокровищницей Святой Церкви, тогда из духовных младенцев начнем постепенно достигать духовного мужества и, перейдя в вечную жизнь, будем возрастать духовно и славословить Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом и Животворя­щим Духом. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *