Беседа архимандрита Бориса (Холчева) (+1971г.) о семи мучениках Маккавейских пред началом Успенского поста 

Свящ. Борис Холчев. Фотография. Фергана. 1949 г. (Архив ПСТБИ)

В настоящий день, братие, Святая Церковь совершает еще праздничную память святых мучеников Маккавейских, мате­ри их Соломонии и учителя их Елеазара.

Мученики Маккавейские — это мученики не новозаветной, а ветхозаветной Церкви. Они жили и подвизались приблизитель­но за 200 лет до Рождества Христова. Что же было особенного в их жизни, почему Святая Церковь совершает их память?

В то время Иудея находилась под властью Сирийского царя Антиоха Эпифания. Это был человек звероподобный, который поставил себе целью покорить все народы мира, в том числе и Иудею. Он разорил Иерусалим. Подверг ос­корблению и разорению Иерусалимский храм, посвященный Единому Истинному Богу. Он погубил великое множество иудеев. Тысячи иудеев были убиты, тысячи уведены в плен, тысячи обращены в рабство. Больше того, он поставил себе целью искоренить на земле веру в Единого Истинного Бога. Он думал, что выше природы и выше природных сил ничего в мире нет. Поэтому он возмечтал искоренить веру в Бога и заставить людей всего мира почитать природные силы и поклоняться только им. Начал он с того, что издал повеление о прекращении богослужения Единому Истинному Богу, которое совершалось в Иерусалимском храме, о прекращении жертвы всесожжения, которые по закону Моисееву там приносились, — и с тех пор прекратились жертвоприношения.

По приказу Антиоха Эпифания прекратилось празднова­ние ветхозаветных праздников. Иудеи, которые не соглаша­лись поклоняться языческим кумирам, олицетворявшим со­бою природные силы, подвергались пыткам и смерти. Такой поворот событии грозил исчезновением веры истинной, которую хранили иудеи, грозил гибелью национальности и само­стоятельности иудейского государства. Вожди стали собирать ополчение против Антиоха Эпифания. Лучшие из иудеев вхо­дили в это ополчение. Силы были неравные, и борьба затяну­лась на долгие годы. Во время этой борьбы пострадала вели­кое множество иудеев, которые решительно отказались поклоняться силам природы, а мужественно и до конца жиз­ни почитали Единого Истинного Бога, Творца Мира. Среди этих мучеников, твердо стоявших за истинную веру, были семь родных братьев Маккавеев.

Отец их — престарелый учитель, священник, по имени Елеазар, а мать по имени Соломония. Сначала воины Антиоха стали принуждать к отречению от Бога старца Елеазара. Они заставляли его вкусить жертвенное идольское мясо на виду у всех, чтобы этим показать, что вот престарелый священник отступает от Бога, значит молодые тем более должны отступить от Истинного Бога. Но Елеазар отказался это сделать и был умерщвлен. Тогда стали принуждать к отречению от Бога братьев — одного за другим, начиная со старшего. Ко­гда они отказывались, то подвергали их пыткам на глазах других братьев и на глазах родной матери. Но они все твер­до и непреклонна выдержали все страдания и не отреклись от Бога. Когда замучили всех братьев, то была подвержена казни и мать их Соломония — она была сожжена.

Вот, братие, кто такие семь мучеников Маккавейских. Это мученики в дни царствования Антиоха Эпифания. Антиох Эпифаний является как бы прообразом антихриста, о котором говорится в священных книгах христиан. Долго велась борь­ба иудеев с Антиохом, но все-таки он был поражен и умер страшной смертью. Это прообразует времена антихриста, который будет побежден теми, кто хранит истинную веру во Христа Спасителя. Победа будет за Христом и Его Церко­вью (Апокалипсис).

Вслед за мучениками Маккавейскими было великое множество мучеников христианских. Они претерпевали величайшие страдания. Достойно благоговейного внимания изучить духовное устроение, мысли и чувства мучеников в то время, когда они страдали. Многим может показаться, что в то время, когда мученики страдали за Истинного Бога, в их душах была нена­висть и злоба против отступников. Может быть, их сердца испол­нялись ужасными проклятиями по отношению к отступникам? Может быть, они возвеличивали самих себя? Были в такой экзальтации, что считали себя чуть ли не святыми? Имеются попытки так и представлять это. На самом деле, если мы обра­тимся к свидетельствам о последних часах мучеников, то увидим, что в их душах не было ничего подобного. В их душах не было и следа злобы или ненависти по отношению к отступникам. Из их уст вырывались покаянные молитвы.

Если мы будем вчитываться в жития христианских муче­ников, то также увидим, что в их поведении не было никакой экзальтации, не была никакой попытки думать о себе высоко, как о каких-то героях. Они принимали мученический подвиг со смирением, чтобы засвидетельствовать перед Богом верность Ему, и в глубине души имели покаянные чувства.

Да, братие, покаяние — это есть основное дела христиани­на. Вы знаете, что и Иоанн Предтеча, и Сам Господь Иисус Христос начали свою проповедь словами: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царство Божие». И Господь Иисус Христос, посылая апостолов, тоже повелел им проповедовать покаяние. Апостолы по всем пределам земли проповедовали покаяние и веру в Господа Иисуса Христа. Так что покаянием начина­ется духовная жизнь, покаянием сопровождается духовная жизнь и покаянием духовная жизнь кончается. Если в чело­веческой душе нет покаяния, то человек и не начинал еще ду­ховной жизни.

В чем же сущность покаяния? Сущность покаяния пре­жде всего заключается в том, чтобы признать свою вину перед Богом. Ведь каждый грех, даже самый маленький, есть измена Богу. Когда человек совершает грех, он тем са­мым изменяет Богу, нарушает завет верности. Мы, когда творим грехи, думаем, что это пустяки, что наше состояние души мы можем быстро изменить. На самом деле каждый грех есть оскорбление Бога и измена Ему. Больше того, каждый грех есть по существу переход на сторону диавола. Когда человек совершает грех, он нарушает закон Божий и начинает творить похоти диавола. Этим самым он входит в число сторонников диавольских сил. Наконец, каждый грех растлевает и сердце, и душу, и тело человеческое. Покаяние возникает, когда человек поймет, что он своими грехами бесконечно виноват перед Богом, что он изменяет Богу, переходит на сторону диавола и растлевает свое тело и свою душу.

Когда человек сердцем поймет состояние своей души — у него возникнет желание измениться, возникнет желание переменить себя, перестать изменять Богу, перестать слу­жить диаволу, перестать растлевать свое существо. Вот этом желании изменить себя заключается самое ядро, самая сущность покаяния. Поэтому и христианская вера называется покаянной верой. Ведь христианин — это тот, в душе которого живет желание изменить самого себя. Проповедью о покаянии подготавливал путь Господу Иоанн Креститель. Проповедью о покаянии начал свое дело Христос Спаситель. Поэтому и апостолы проповедо­вали покаяние. Поэтому, когда и мученики страдали, в их сердцах тоже было покаяние, было непреклонное жела­ние хранить верность Богу и желание порвать с диаволом. И это, братие, необходимо для каждого христианина.

Если христианин в церковь ходит, если даже дерзает приступать к Таинствам, а у него в душе нет желания переменить себя, нет желания разорвать с грехом и диаволом, то он еще не христианин. Он, может быть, только собирается быть хри­стианином, но все время откладывает.

Вот, братие, сегодня начался Успенский пост. Он будет продолжаться две недели — это время покаяния. Каждый из нас должен в эти дни войти внутрь своей души и посмот­реть, есть ли у него истинное покаяние, есть ли у него жела­ние изменить, переменить самого себя. Если у него нет еще этого желания, то нужно, чтобы оно было. Пока человек на земле — еще не поздно, он может поправить дело, он мо­жет положить начало к изменению себя.

Вот поэтому в дни Успенского поста каждый из нас дол­жен просмотреть свою прошлую жизнь, признать свою вину перед Богом и твердо решиться хранить Ему свою верность. Тогда в наших душах будет тот благодатный огонь, который был в душах святых мучеников — и ветхозаветных, и новоза­ветных, потому что, как мы видели, в их душах горел огонь покаяния.

Да поможет нам Господь провести наступившие дни Успенского поста в покаянии и потрудиться над изменением своего сердца, чтобы нами на земле, и вечной жизни прославлять нашего Господа с Его Безначальным Отцом и Святым Духом. Аминь.

14 августа 1960 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *