Беседа преподобномученика Кронида (Любимова) (+1937г.) на день памяти святителя Николая чудотворца
Вера богоугодная
В нынешний день мы воспоиинаем великого во святителях, дивного во святых угодника Божия Николая. Подлинно велик был сей Святитель Христов! Подвиги и добродетели, совершенные им во славу Божию для спасения ближних, так разнообразны и многочисленны, что трудно их и исчислить. Впрочем, при всем разнообразии нетрудно приметить, какая добродетель более других отличала его. Взгляните на изображение сего Святителя, и вы увидите в нем прежде всего ревность по вере. Действительно, столь милосердный и сострадательный к несчастным, он был грозен там, где хулилось имя Христово, где видел он упорство в неверии, господство лжи и неправды. Пылая любовью ко Христу, любовью к вере в Него, он однажды велел до основания разорить идольское капище, мимо которого ему пришлось проходить. В нынешнее время такой поступок сочли бы насилием совести, но Святитель Николай твердо был уверен, что между светом и тьмой, Христом и велиаром нет и не должно быть мира. Быв на Первом Никейском Соборе, где Арий опровергал Божество Сына Божия, он не мог слышать равнодушно хулений сего нечестивца и, возжегшись ревностью, сильно и грозно обличил его. Недаром Святая Церковь называет Святителя Николая правилом веры.
Братия! Мы хотя не можем все назваться ревнителями веры, но все именуем себя ее носителями, все сознаем, что вера должна быть основанием всех добродетелей, что Без нее невозможна спастись так же, как без Спасителя. «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк. 16, 16). Но как несомненно, что без веры нет спасения, так несомненно и то, что не всякая вера приводит ко спасению. Какая же вера спасает нас? Рассмотрим это в день памяти ревностного поборника веры. Сам Святитель Николай покажет нам своим примером, какова должна быть вера каждого христианина.
Почему Святитель Николай угодил Богу своей верой? Потому, во-первых, что вера его была православная, истинная, согласная с Евангелием, с общим верованием всей Церкви, всех христиан. Верь и ты, христианин, так, как научен веровать с детства твоими родителями, наставниками, Матерью Святой Церковью. Не так верь, чему бы и как хотелось, не одни только главные догматы принимай, но все то, что утверждено святыми отцами, семью Вселенскими Соборами, а в лице их всей Вселенской Церковью. Но не излишне ли будет напоминание о сем? Разве есть такие, которые, будучи православными христианами, веровали бы неправославно? К несчастью, нужно сказать, что есть немало инакомудрствующих. Так часто в обществе слышатся подобные речи: «Я несомненно верю только слову Божию, а чего не сказана в слове Божием, то не есть неопровержимая истина, то можно принимать и не принимать: посты, например, или участие в богослужении церковном — необязательны». Как будто не на основании того же слова Божия все это устроено, как будто бы одно какое-нибудь лицо, а не вся Церковь, в лице своих Вселенских Соборов и руководимая Духом Святым, узаконила все это.
Но мы встретим и противников слова Божия, восстающих против того, о чем ясна и определенно говорится в нем. Не случалось ли вам слышать, как иной усиливается утверждать и проповедует, что не будет вечных мучений? Бог милосерд, и, следовательно, предполагается, что можно грешить и жить кому как угодно, тогда нам Сам Спаситель в Своем святом Евангелии прямо сказал о нераскаянных грешниках: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный… идут сии в муку вечную» (Мф. 25, 41, 46). Не случалось ли также слышать похвалу и сочувствие так называемому гражданскому браку, введенному на западе, в явное противоречие тому, как учил о браке Спаситель? И мало ли можно услышать в нынешнее время новых учений от называющих себя православными? Понятно, что за вера сих новых проповедников. Их вера не есть ли скорее суемудрие, скорее неверие, чем вера? Да, они давно изменили вере апостольской, вере православной, давно выступили из ограды Церкви, давно отлучили себя от сонма спасаемых. Истина одна, одна богооткровенное учение принес на землю Сын Божий, следовательно, и вера у всех должна быть одна и одинакова. Восставать открыто против ясно выраженного в слове Божием, измышлять учения, явно противоречащие слову Божию, — это есть не что иное, как противление Духу Святому, как нежелание покорить свой ум в послушании этому Духу, это есть прямое нехотение своего спасения.
Почему Святитель Николай угодил Богу своей верой? Потому, что его вера была тверда, непоколебима, как камень. Он все претерпел за веру: и гонение, и заключение в темнице, и алчбу, и жажду — и однако же остался верен вере и не изменил ей. Примером своей пламенной любви и веры к Богу Святитель Николай поучает и нас. Он, Святитель Христов, является нашим скорым предстателем и помощником во всякой скорби и напасти. Только воздохни из глубины своей души к нему с верой о помощи, призови его святое имя, и он, милостивый отец, не замедлит явить свое милосердие, что мы и видим из множества примеров его дивной помощи верующим. Но насколько милостив Святитель Николай к любящим Бога, настолько он и грозен к хулителям имени Господня. Пример сему следующий.
В 1865 году крестьянин села Ртищева Пензенской губернии Иванов в праздник Пасхи переходил реку по плотине при водянок мельнице. Быстрое течение воды прорвало искусственный переход и сбросило Иванова в речную пучину. В минуту опасности Иванов обратился к Святителю и Чудотворцу Николаю с молитвои о помощи и заступлении, дав при этом обет поставить перед иконой Святителя рублевую свечу как благодарную дань за чудесное спасение. И что же? Быстро несшаяся вниз по течению реки ледяная глыба не рассекла несчастного, а, погрузившись перед ним в воду, подняла испуганного крестьянина и понесла его дальше по течению. Прочие льдины шли по сторонам либо разбивались о ту, на которой, едва живой от испуга, плыл и молился крестьянин. Наконец, собравшись вместе, льдины остановились у берега за семь верст от прорванной плотины и образовали собой как бы мост, по которому Иванов невредимо добрался до берега, где пал на колени, вознося к Богу благодарственные молитвы… Радовался Иванов своему чудному избавлению, но недолго; благодарил Бога за свое дивное избавление от опасности, но только в первых порывах радости. Затем мало-помалу стал забывать благоволение Божие и дивную помощь Святителя Николая. Даже свое необычайное избавление относил к случайности, хвастал перед своими товарищами бесстрашием и мнимой ловкостью, с какой он будто бы шел по льдинам до берега реки. Не исполнил он и своего обета, и вместо того чтобы обещанный им рубль понести в храм на свечку, он понес его в шинок, так как он вообще вел нетрезвую жизнь и в нетрезвом виде имел гнусную привычку срамословить. Родные и добрые товарищи напоминали Иванову о данном им обете, напоминали о том, что своей неблагодарностью он может навлечь на себя гнев Божий, но, отуманенный вином, Иванов не внимал добрым советам, а только бранил их да кощунствовал, нисколько не думая о своем исправлении. Так прошло три года. И вот неожиданно совершился над безумным кощуном и срамословом праведный гнев Божий. Удалившись однажды среди белого дня в вышку для отдыха, Иванов уже не выходил больше оттуда. Родные, долго не видя Иванова, пошли в вышку. И что же? Там за сундуком и коробами увидали они обезображенный страшными мучениями труп косневшего в пьянстве и богохульстве неблагодарного крестьянина.
Своей страшной и неожиданной кончиной Иванов дал урок быть на страже своей души и каждую минуту готовиться предстать перед Праведнейшим Судией. А потому нужно заблаговременно заботиться о надлежащем поведении и об исполнении христианских обязанностей. «Бдите и молитеся, по слову Спасителя, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41). До конца жизни сохраняй и ты, христианин, свою веру в целости, пребудь тверд в ней — и спасешься. Трудно сохранить веру среди тех соблазнов и искушений, которые встречаешь на каждом шагу. Но ты не ослабевай, мужайся, иди против соблазнов и искушений, призвав Бога на помощь, — и победишь их. Апостол сказал новопросвещенным христианам: «Если бы… Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Так и мы. Какие бы мнения и суждения ни пришлось нам слышать о вере и учении разных сектантов, не будем внимать им; какие бы ни видели примеры невнимания к обязанностям веры, примеры нарушения, не последуем им. Не последуем, хотя бы лишение земного благополучия предстояло нам за это, хотя бы весь мир оставил веру и изменил ей. Вот какова должна быть наша вера!
К несчастью, между нынешними христианами не всегда можно встретить такую веру. Вот, например, кто-нибудь в неправославной или противохристианской сектантской книге вычитал что-либо противное своей вере или в обществе вольнодумцев услыхал кощунство над учением веры или над самой верой. И эти слова кощунника делаются для него законом, он с ними соглашается, их воспринимает всем сердцем, а веру, преподанную родителями, наставниками, Матерью Святой Церковью, — веру, девятнадцать веков неизменно сохраняемую миллионами верующих, оставляет. Вот посмеялись над другим, что он соблюдает посты, любит Более ходить в церковь, чем в театр; вот заметили ему, что он много молится и не в меру охотник до чтения духовных книг, совершенно излишне раздает милостыни бедным. И что же? Он в самом деле начинает стыдиться своего прежнего образа жизни как будто чего-то противозаконного, ему становится совестно, затем он оставляет добрые правила и изменяет образ жизни. Вот что ныне нередко замечается между верующими.
Но чем заслужила святая вера, чтобы оставляли ее? Напротив, не представляет ли она множество побуждений, чтобы неизменно хранить ее? Вспомним, где восприяла начало наша вера? Вера наша не от земли взята, не людьми измышлена, а с Неба принесена, и не Ангелом, но Самим Воплотившимся для нас Господом. Миллионы верующих чрез сию веру спаслись и достигли блаженства с Богом на Небесах, доказательством чего служат их нетленные тела, не только нетленные, но даже чудодействующие. Целые народы хранят ее и теперь — и хранят так, что душу свою готовы положить за нее. Среди стеснений и преследовании строго держатся веры, потоки крови проливают за нее, а у нас некоторые и среди полной свободы исповедания веры, среди множества удобств и поощрений к тому часто отрекаются от нее, делаются холодными и чуждыми ей. Извинительно ли это? Больно делается душе при подобных мыслях. Как это не жалеют такое бесценное сокровище — веру, как это могут легко расставаться с ней, как это не боятся бросить себя спокойно из света во тьму, во тьму отчаяния, неверия, отвержения? Гибельное состоянием.
Но закончим начатое. Почему еще Святитель Николай угодил своей верой? Потому что вера его была соединена с делами, с жизнью чистой и святой. «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 17). Недостаточно только верить, что Спаситель приходил на землю, страдал, умер, воскрес, — нет, нужно и жизнь свою устроить так, чтобы она была не чем иным, как одной благодарностью Богу, пострадавшему за нас, чтобы она была благовонным курением, фимиам которого был бы слышен на Небесах. Недостаточно только видимо принадлежать к Церкви, к обществу спасаемых, только слушать учение Спасителя, удивляться ему, восхищаться им — нет, нужно сделать его своим достоянием, глубоко укоренить его в своем сердце, проникнуться им, действовать в отношении к Богу и ближним при исполнении гражданских и семейных обязанностей не иначе как в духе этого учения. А так Святитель Николай и жил: веровал он искренно, нелицемерно и это всего яснее доказывал своей жизнью. Жизнь его была отблеском веры, хранящейся в его сердце. И если бы кому не пришлось слышать из уст его исповедание веры, то по жизни, по добродетелям, возможным только в истинном христианстве, узнали бы в нем истинного подвижника Христова.
Живи и ты, христианин, как веруешь, и вера, соединенная с жизнью, спасет тебя. Да, вера спасительна только в соединении с жизнью, с делами, ибо веру без дел имеют и бесы, и они «веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Но да избавит нас Господь от такой веры. Она на Страшном Суде не только не поможет нам, но осудит нас.
Добавить комментарий