Беседа протоиерея Петра Шумова (+1914г.) в неделю 12-ю по Пятидесятницы
Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам; если только не тщетно уверовали, ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то-есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати. Потом явился более нежели пяти стам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Здесь Апостол письменно повторяет Коринфином то, что он сообщал им лично и устно, — сообщает самые главные догматы учения христианского, без усвоения которых никогда и христианином нельзя быть, никогда нельзя и спасение получить, — это учение о страдании, смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа. Коринфяне учение обо всем этом из уст Апостола приняли к сердцу, искренно тому поверили. Но вероятно в отсутствие Павла явились лжеучители, которые по-другому — несогласно с духом Евангелия — стали учить как о страдании и смерти Иисуса Христа, так и о воскресении Его. Поэтому Апостол и считает нужным снова напомнить им об этом, что-бы они не колебались и правильно веровали, и правильно понимали эти высокия истины; потому что только при православном веровании возможно спасение: которым и спасаетесь, — говорит Апостол, но когда спасаетесь? в том случае, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам. Затем Апостол излагает самыя, упомянутыя нами, истины. О смерти Иисуса Христа говорит так: Христос умер за грехи наши по Писанию, разумея конечно здесь пророчество о страданиях и смерти Иисуса Христа пророка Исаии, а о воскресении говорит, что воскрес Он в третий день по Писанию, т.е. согласно тому, как предсказал о том царь Давид и как то явственно изобразил пророк Иона, пробывши во чреве кита три дня и три ночи. Напоминает Апостол и о явлениях Воскресшего Спасителя, чтобы еще более убедить их, что действительно воскрес Христос. Он перечисляет эти явления — сначала Кифе, т.е. Апостолу Петру, как более нуждавшемуся в утешении и ободрении после падения и покаяния, потом двенадцати Апостолам, кроме конечно погибшего Иуды, — упоминает об отдельном от других Апостолов явлении Иакову брату Господню по плоти, и 70 Апостолам, потом о явлении многим верующим, кроме Апостолов, — таких верующих, удостоившихся узреть воскресшего Спасителя, было более 500; некоторые из них умерли, а другие живы были, когда Апостол писал это послание. Сколько доказательств воскресения Христова самых сильных, самых убедительных! Тут не умствование, а самое дело — зрение Воскресшего чувтвенными очами и не одним лицом, а несколькими стами. Упомянувши о явлениях Воскресшего верующим, Апостол не забыл сказать и о своем счастии, — и он тоже удостоился этого явления, хотя уже спустя довольно времени: в первый раз на пути в Дамаск, а во второй раз в Коринфе в трудныя минуты его Апостольской деятельности (Деян. 18, 9-10). Но, коснувшись самого себя, Апостол преисполняется чувством необыкновенного смирения. Он называет себя извергом, т.е. достойным по своим прежним деяниям одного, чтобы быть выброшенным из недр Церкви. Он говорит, что он самый последний из Апостолов, даже недостоин названия Апостола — опять за прежния свои противухристианския деяния, за то, что он гнал, преследовал, хотел совсем истребить общество христианское — Церковь Божию. Действительно, теперь он уже не то, что был прежде — ин истребитель, а распростанитель этой церкви. Но и тут то же чувство смирения обнаруживает он. Не себе, не своим силам он приписывает такую перемену и все, что сделел он для блага церкви, не себе, но благодати Божией. Благодатию Божиею я есмь то, что есмь. Ничему другому, а той же благодати Божией он приписывает и то, что он больше всех потрудился в деле проповеди Христовой. Он видит эти труды, не скрывает их от других, так как они очевидны для всех, но во всем этом, говорил он, он был только орудием, а действовал чрез него Бог — Его благодать, Его сила, стало быть и вся честь за все это не мне, но Богу, действующему чрез меня.
Итак Апостол в нынешнем чтении говорит о воскресении Иисуса Христа и действительность его подтверждает многими явлениями Воскресшего Спасителя многим избранным лицам. Мы верующие конечно, твердо убеждены в действительности этого Воскресения. Стоит только вспомнить, с каким нетерпением ждали мы праздника Светлого Христова Воскресения, с какою непритворною радостию встречаем его. И мы поймем, что мы не словами только выражаем веру, говоря друг другу: Христос воскресе и воистинну воскресе, не словами, но и сердцем. Но грустно делается на душе вот отчего: отчего мы с такою же любовью и благоговением не почитаем каждый воскресный день на каждой неделе? Не то же ли воскресение, не Того же ли Дражайшего Спасителя нашего напоминает он нам? и однакоже как мы мало почитаем его! Многие совсем оставили в этот день посещение храма Божия, другие смотрят на воскресный день, как на простой день отдохновения, и освобождения от обыкновенных мирских занятий; даже хуже, это такой день, в который можно доставить себе всякое удовольствие. На то и праздник. Говорят, чтобы повеселиться. И Боже мой, чего не творится в этот день? Но за что так оскорблять день Христов, день, в который совершилось такое событие, без которого бы не было и нашего спасения? За что так оскорблять Самого Христа, Совершителя нашего спасения? Убоимся неблагодарности ко Христу и будем воскресные дни проводить свято, по-Божьему, в молитве и других богоугодных делах. Этим мы докажем, что любим Христа и чувствуем милости Его, явленныя над нами.
Христос воскрес, — мы убеждены в том, — но отчего же не подумаем о собственом духовном воскресении? Ах, как часто мы всю жизнь прилагаем только грехи ко грехам, только убиваем себя духовно этими грехами, вместо того, чтобы оживать духом, постепенно сбрасывать с себя бремя греховное! Как часто мы и знать не хотим о живительных духовных средствах, предлагаемых для этого Церковью — исповеди и причащения, и многие, очень многие остаются целые годы без них, — остаются значить, нераскаянными грешниками, достойными одного гнева Божия, посечения секирою этого гнева, как сухое дерево, которое годно лишь на посечение и сожжение. Страшно и непростительно любить грех, убивать себя этим грехом, когда близ нас такое обилие жизни во Христе. Христос для того и ожил и воскрес, чтобы Им были живы духом; а мы, находясь близ Источника жизни, остаемся мертвы от греха здесь, смерть вечную готовим себе и там. Убоимся этой страшной смерти и, пока на земле, поспешим прилепиться ко Христу, сделаться храмами Христа, ожить в нем здесь, чтобы и там жить вечно со Христом. И тогда счастливейшие мы были бы люди, тогда не напрасно было бы для нас воскресение Спасителя, оно принесло бы действительно великую радость и здесь, и в будущей жизни.
Одно из средств быть близким ко Христу, получить жизнь в Нем — это указывает нам сам Апостол. Средство это есть смирение. Смотрите, как смиренно думал о себе Апостол, — все доброе, что находил в себе, приписывает благодати Божией, а в себе видит одне немощи. Я гнал церковь Божию — писал он. Давно уже это было, давно им исправлено, заглаждено, давно и Господь простил ему это гонение по неведению. Господь простил, но сам он себе не прощает, а открыто пред всеми укоряет себя за этот грех. Так и мы будем поступать. Доброе, сделанное нами, будем приписывать Господу, а себе одни грехи, немощи, падения и искушения. Господь прощает нам эти падения, но мы, подобно Апостолу, никогда себе не простим, будем постоянно об них помнить, их оплакивать, за них себя укорять. О, когда бы нам и всю жезнь обратить в покаяние, тогда-то мы приблизились бы ко Христу, потому что никого Он так не любит, как грешников кающихся.
Аминь.
Добавить комментарий