Беседа священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского (+1938г.) в неделю 3-ю Великого поста
Кресте Господнем
Четвертая неделя Великого Поста посвященаособому чествованию Креста Господня. Эточествование объясняется страданиями Спасителя,пролившего кровь Свою на кресте. Такая связьчествования креста со страданиями Спасителязаставляет остановиться на выяснении трехвопросов: а) почему пострадал Христос, б) почемуорудием Своей смерти Он избрал крест и в) какпрезрительное отношение к кресту перешло вблагоговейное его почитание?
Страдания Спасителя вызваны былигрехопадением наших прародителей. Грехпрародителей, при всей его видимой ничтожности,отличается крайней сложностью.
Наши прародители обнаружилиудивительную чувственность и алчность. В ихраспоряжении были все блага, щедро рассыпанные Творцом. Однако они,неудовлетворившись этим, захотели единого запретного плода. Обнаружили они иневерие, пренебрегши предупреждением Господа о роковых последствиях отвкушения запрещенного плода. В их же желании быть равным Богу проглядываетгордость.
Грех прародителей требовал искупления, которого, однако, грешный человекдать был не в состоянии. Бесконечное правосудие Божие требовало такого жеудовлетворения, которое Ему могло дать только существо Безгрешное. Отсюдастрадальческий подвиг Христа, приведший Его к роковой развязке крестной смерти.
Крестная смерть Спасителя, таким образом, была необходима для искуплениягреха прародителей. В их грехопадении проявилось величайшее непослушаниеГосподу, которое должно было быть искуплено величайшим послушаниемСпасителя. Крестная смерть Спасителя и была проявлением этого смирения ипослушания.
Святая безгрешная кровь Спасителя, обагрившая крест, тем самым освятилаего божественной силой, таившейся во Христе, подобно тому как одноприкосновение к Его одежде сопровождалось исхождением благодати.
Такое освящение креста кровию Величайшего Божественного Страдальца,естественно, превратило его в предмет благоговейного почитания. Это почитаниепроявилось очень рано. Уже апостол Петр, из уважения к крестной смертиСпасителя, просил повесить его вниз головой. Апостол же Андрей, идя на крестнуюсмерть, воскликнул: «О, крест, давно любимый мною!» О широком распространениипочитания креста в первые века христианства говорит и Игнатий Богоносец. В IVвеке Константин Великий, которому было видение на небе креста со словами «Симпобеждай», приказал сделать изображение креста на знаменах своего войска.
С течением времени почитание креста приобрело общехристианский характер,что и выразилось в определении VII Вселенского Собора о почитании креста.
16 марта 1908 года.
Добавить комментарий