Беседа священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и Обоянского (+1937г.) в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора

Смысл православных праздников

Не имеем здесь постоянного града, но ищем буду­щего. Итак будем через Него непрестанно прино­сить Богу жертву хвалы, то естъ плод уст, прослав­ляющих имя Его (Евр. 13, 14-15).

Почему так много в Православной Церкви больших праздников? К чему это? Ведь таким образом пропадает масса времени, каждый нерабочий день приносит много убытков стране.

Подобные вопросы возникали и раньше, не говоря уже о сегодняшнем дне. Как же отвечать на это православным христианам? Цер­ковные праздники имеют целью отвлекать христианина хотя бы на ко­роткое время от земли, ее интересов. Они напоминают нам, что мы не только граждане земли, а и неба (Евр. 13, 14). Они говорят нам о но­вой земле и новом небе, куда мы призываемся после смерти тела для вечной жизни (2 Пет. 3, 13). Земля и так уже заполонила нас, тянет к себе всеми своими способами, мы к земле прильнули и не желаем рас­статься с ней. А расстаться необходимо, потому что смерть ожидает решительно всех. Как человек, привыкший жить в душной комнате, ленится выйти на свежий чистый воздух, так и люди в большинстве своем предались земным интересам, и не тянет их подышать чистым святым воздухом неба. Пусть неприятным будет напоминание всем, не признающим больших церковных праздников, пусть они уходят от Бо­га и вечной жизни, а Церковь Православная все же будет звать к Богу в дни своих праздников, потому что истинно Христово речение: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3).

Праздники святые не только напоминают нам о Боге и вечной жизни за гробом, но вместе и приготовляют нас, сынов земли, к обще­нию с Богом и вечной блаженной жизни. Всякое пребывание наше в храме Божием, соединенное с истинной молитвой и покаянием в сво­их грехах, а особенно в дни поста и очищения себя в Таинстве Испове­ди и приобщения Христовых Таин, приближает нас к Богу и является этапом нашего внутреннего возрождения в духовной жизни. Ведь спа­сение наше — сложный духовный процесс: оно есть преображение на­ше из ветхого человека с его страстями — в нового человека, созданно­го по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).

Церковные праздники необходимы для мирских людей, не говоря уже об иноках, которые самим своим положением призваны к ежедневному богослужению. А то скажешь: зачем эти монашеские ежеднев­ные молитвы? Что же, весь год праздновать — когда же работать? В са­мом деле, как понять эти ежедневные богослужения? Не говоря уже о том, что молитва и ежедневные богослужения есть непрерывный физический труд, приносящий не меньше болезней тела, чем труд фи­зический, ежедневное богослужение имеет полное идейное оправда­ние с христианской точки зрения. Ежедневные молитвы и богослуже­ния иноков и пастырей имеют в виду спасение всех людей и их внешнее благополучие, они призывают и привлекают Божие благосло­вение на всю земную работу, чтобы она, давая все необходимое челове­ку для жизни, напоминала бы людям, что и все земное зависит не столь­ко от установленного порядка, сколько от Божьего промышления: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).

О чем говорят ежедневные богослужения и молитвы Церкви Христовой? — они указывают нам содержание будущей вечной жизни для последователей Христа Спасителя, ибо в чем, как не в непрестан­ном служении Богу, будет состоять дело наше в жизни вечной, где со­вершенно умолкнут земные интересы с их суетой: И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии обличенные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его (Откр. 7, 13-15).

Без церковных праздников, которых для мирян гораздо меньше, чем рабочих дней в году — из трехсот шестидесяти пяти не больше восьмидесяти, — считая и воскресные дни, — люди совершенно опустились бы, забыли бы свое самое высокое призвание — быть образом Божиим, по подобию Божиему, утратили бы любовь, милосердие, веселие и ра­дость души, превратились бы в людей скучных, унылых и в конце концов впали бы в отчаяние, как об этом говорит А. П. Чехов в своем рассказе «Мужики». Тяжелую крестьянскую долю он разъясняет, основываясь на опыте крестьянской жизни; он показывает, что от тоски и отчаяния, от бедности и несправедливости крестьян спасали празд­ничные церковные напоминания о Боге, Его милосердии, о молитве Царицы Небесной за всех обиженных, о вечной блаженной жизни, где будет полная правда. «Это было в августе, когда по всему уезду, из де­ревни в деревню, носили Живоносную. В тот день, когда ее ожидали в Жукове, было тихо и пасмурно. Девушки еще с утра отправились навстречу иконе в своих ярких нарядных платьях и принесли ее под ве­чер, с крестным ходом, с пением, и в это время за рекой трезвонили. Громадная толпа своих и чужих запрудила улицу; шум, пыль, давка… И старик, и бабка, и Кирьяк — все протягивали руки к иконе, жадно глядели на нее и говорили, плача: “Заступница, Матушка! Заступница!” Все как будто вдруг поняли, что между землею и небом не пусто, что не все еще захватили богатые и сильные, что есть еще защита от обид, от рабской неволи, от тяжкой, невыносимой нужды, от страшной водки. “Заступница, Матушка”, — рыдала Марья» (А. П. Чехов. «Мужики»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *