Беседа священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского (+1937г.) о блудном сыне

 

(Лк. 15, 11-32)

Тяжелые времена переживают русские люди. Вдумываясь в происшедшее за последние четыре года и в происходящее доныне, следя за упадком веры, нравственности, за развращением молодых поколений, за борьбою сильных, изощренных в лицемерии и преступности врагов христианства, проводящих с поразительною настойчивостью и хитростью в нашу жизнь свою отраву, и не видя никаких властных и сильных противодействий, запрещений и мероприятий, которые бы полагали предел смелости, преступной дерзости, кощунству и наглости явных и тайных оскорбителей веры народной, истинной веры православной. И Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, — многие русские люди в этой скорби доходят до грешных мыслей и чувств и говорят: «Положение отчаянное, безнадежное!»

Но вот в сегодняшний день Святая Церковь обращается ко всем православным людям, не исключая и тех, которые своим равнодушием, духовным неразвитием или безмолвием допускают такие вопиющие скорби и недомыслия в жизни народной, со словом обличения, назидания, вразумления и мольбы, благовествуя притчу Господню о блудном сыне. Этой притчею Сын Божий показал человеку, как бесконечно милосерд Отец Небесный к кающимся грешникам, а потому ни отчаяние, ни безнадежность не должны овладевать людьми, как бы они ни были виновны пред Богом, как бы ни заблуждались, если только имеется еще время на вразумление и покаяние.

Нетрудно понять, что под образом человека, у которого было два сына, Иисус Христос представил нам Отца Небесного, имеющего детей праведных, исполняющих заповеди, живущих с Ним в единении, в Его Святой Церкви, и грешных, покинувших жизнь духовную, удалившихся от Него. Следовательно, притча эта касается не только каждого из нас в отдельности, но и целых народов, государств, как устоявших религиозно и нравственно, живущих и действующих по законам Божественным, так и развращенных уже и отпавших от Церкви и христианских истин.

Второй сын, сбитый с пути своим непослушанием и своеволием, возможно, что увлеченный дурным сообществом, решился на дерзкий, легкомысленный и пагубный поступок: стал требовать от отца, чтобы он отдал ему часть имения или достояния, не имея на него никакого права, не обладая разумением для управления им, не думая о том, что этим он уменьшает значение, власть и силу собственного отца. И для чего? Разве ему недоставало чего-нибудь в отцовском доме, не давали ему свободы, лишали его необходимого, или отец отказывал ему в полезном и нужном? Нет, злая мысль эта явилась лишь последствием зародившегося в сердце своеволия, требовавшего еще большей, беспредельной свободы, до прекращения повиновения родителю, до самостоятельного распоряжения чужим, в сущности, имуществом и достоянием, а главное, до безотчетного управления своим сердцем, мыслями и чувствами. Так действуют и теперь молодые люди, потерявшие веру и совесть, или совершенно развращенные главари современных настроений со своими последователями даже по отношению к отцу Небесному, к Его Святой Церкви и к земным царям. Непослушание и своеволие приводят их к борьбе с Божественными законами, церковными установлениями, стеснительными и тягостными для них христианскими понятиями о нравственности, к исканию более человеческих, по их убеждению, религий, как, например, религии разума, к борьбе с единодержавием, самодержавием царей, для торжества в жизни людей полной свободы: свободы веры — до безверия, свободы мыслей — до лжи, клеветы и кощунства, свободы чувств — до ненависти ко всему чистому и добродетельному, для водворения в государстве народовластия и пользования не принадлежащими им достояниями.

Отец же, оскорбленный в своих святых чувствах к детям, видя настойчивое требование своенравного и обуреваемого страстями сына и желая спасти его теперь уже неизбежным, собственным горьким опытом в жизни, чтобы он изведал все безумие неповиновения родителю, решил тотчас отдать сыновьям часть своего достояния и предоставить им полную свободу действий. Отец Небесный наделяет всех людей благодатными дарами, всевозможными дарованиями и предоставляет им свободу произволения, дабы они на опыте убедились в необходимости склониться на требование доброй воли, а не злой. Земные же цари, мечтающие только о счастии своих народов и работающие только для пользы и добра их, не дорожат полнотою и неограниченностью своей власти и охотно делятся этим Божиим достоянием с подданными. Но что же из этого выходит? Как пользуются этими Божиими дарованиями, свободою, властию, новыми правами те своевольные, потерявшие понятие о своем долге, об обязанности пред Богом, себялюбивые, страстные, безблагодатные люди и деятели, которые дерзновенно и безумно добиваются безграничной свободы злу?

В евангельской притче повествуется, что блудный сын по про шествии немногих дней, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там в распутстве расточил свое достояние. Не иначе поступают и люди, потерявшие веру и не признающие ничего святого. Они тоже удаляются в такие места, где бы ничто не напоминало им о религии, о Боге, о правилах нравственности и где не укоряла бы их насильно задавленная совесть. На этой свободе от Бога, от всего чистого и доброго, они предаются своим страстям, расточают достояние, полученное от Отца Небесного и приобретенное им Сыном Божиим, ценою собственной крови, теряют в разврате свои дарования, способности, возвышенные чувства, а затем — даже понятия о сердечной, душевной чистоте, о порядочности, о чести, о правде, о добре и о чистой любви. Потеря благодатных даров влечет за собой и потерю естественных человеческих преимуществ — исчезают природные свойства сердца, которое становится сухим, жестким, упорным, бесчувственным и завистливым, изменяются умственные способности, ибо мозг делается вялым, не способным на соображения, тупым и при этом раздражительным, злобным, гневным и лишенным памяти; пропадает здоровье, потому что расстраивается вся нервная система. Сладость греха предательски лишает людей всех дарований и талантов.

Те неверующие, которые получают власть, новые права и наибольшую свободу от земных царей, расточают это достояние еще с большим вредом для себя и в особенности для ближних, для своего народа. Удаляясь в свои далекие области и уединенные местности и пользуясь положением и неприкосновенностью, они расточают данные им права и власть для задуманной ими борьбы с религией, Богом установленной властью, с упорством неповрежденного в вере народа, с прежними законами, с христианскими понятиями о собственности, о свободе, об обязанностях пред Богом, старшими, родителями и своими ближними. В народе, объединенном религией и преданностью к Помазаннику Божию, они производят раскол, который проникает во все учреждения, школы, семьи, даже на улицы, в газеты, гибнет благосостояние народа, обесценивается труд, создаются сотни тысяч бедствующих, голодающих, которых они приветствуют почтенным, по их лицемерию, наименованием «пролетариат».

Возлюбленные! Нужно ли нам с вами, пережившим четыре года бедствий, бунтов, забастовок, нравственных потрясений и умственных болезней, перечислять все ужасы, порожденные в нашем Отечестве дарованными свободами, когда десятки тысяч новых могил вопиют к небу, сотни тысяч сирот не могут осушить никак своих слез, оскверненные и ограбленные в центральных губерниях храмы служат памятниками кощунств и преступлений, расколотые в избах иконы украшают углы, множество семей потрясены враждою детей с родителями, братьев между собою. Есть села, которые поголовно спились, на месте многих сотен помещичьих усадеб лежат груды пепла и обгоревших бревен, и на всем необъятном пространстве нашего Отечества теперь празднуют враги Православия, раскольники и сектанты, свободу своей совести, строят свои храмы и молельни, оскорбляют истину Христову, извращают правду Божию, кощунствуют над Святыми Таинствами, духовно убивают доверчивый русский народ, привыкший смотреть на все дозволенное как на справедливое и законное.

Но мы видим из евангельской притчи о блудном сыне, что жизнь грешников, потерявших Бога и все святое, не останавливается на одной потере полученного достояния. Скорее, все эти несчастья только начало бедствий! Блудный сын оказался на краю гибели, а брат его, оставшийся при отце, сохранивший к нему любовь и преданность, несмотря на то же достояние, продолжал благоденствовать. Поучительно это в духовном смысле, ибо одаренные Господом верующие христиане, которых теперь не слишком много, продолжают свою честную службу Богу и полезную деятельность для Отечества. Не остался и возлюбленный Царь наш без преданных детей своих, которым Его любовь и попечение дороже всяких свобод и прав!

Положение евангельского блудного сына ухудшилось тем, что в стране начался великий голод. Известно, что безнравственность всегда порождает народные, стихийные бедствия, и если человечество не вразумляется от своих внутренних язв, болезней и скорбей, то оно испытуется Господом для спасения общенародными бедствиями. Что же оставалось делать евангельскому блудному сыну? Он оказался вынужденным поступить в работники, пасти стадо свиней и есть вместе с этими животными. Тогда только он вспомнил, что в доме отца его работники получают сколько угодно хлеба, а он, родной сын, умирает с голоду — невольно совесть несчастного начала пробуждаться. То же чувство испытывают люди, лишенные в наказание дарований и благодати, при воспоминании о прежней своей жизни христианской, и находящиеся по нужде под влиянием разных безбожников или живущих среди каких-нибудь сектантов или раскольников в унижении, как наемники, и по безволию не решающиеся открыто покаяться и вернуться в свою родную Церковь. Все эти неверы, сектанты и изуверы, как исторически доказано, пребывают в разврате, в нечистоте и питаются животною жизнию. Такой участи подвергаются и жертвы революции, вынужденные искать пмощь и убежище в заграничных притонах или делаются наемниками у себя на родине. Они скрываются в подвалах и насыщают свой дух и разум грязными, преступными замыслами, преднаме­ренно лживой клеветнической литературой и уподобляются тем, которые потеряли все человеческое и дали простор одним животным инстинктам.

Итак, пробудившаяся совесть в евангельском блудном сыне довела его до сознания: «Что могу я ожидать еще, — думал он, — кроме совершенного посрамления, бесчестия и ужасной смерти? Где те мечты, удачи и радости, которых я добивался, разрывая отношения с отцом? Все потеряно, осталась только жестокая скорбь, смертная неудача и бесславный конец! Встану и пойду к отцу моему!»

Мы знаем из притчи, что отец, увидав его идущим еще вдалеке, сжалился, побежал к нему навстречу и пал в его объятия. И что же? В сердце отца воскресла безграничная любовь его к сыну, и он не сказал слова упрека и не напомнил сыну о его дерзком и безумном поступке. То был человек. А в состоянии ли мы понять беспредельность любви Отца Небесного и выразить ее словами?

Господь так возлюбил человечество, что, не желая смерти грешников, предал за них на крестную смерть Своего Единородного Сына. А потому гибель души, искупленной Божественной Кровию Христа, есть беспредельная скорбь для всех небожителей. Сам Сын Божий высказал нам, какая бывает радость на небеси о едином кающемся грешнике. Следовательно, искупленная Христом душа человеческая, естественно, в очах Божиих драгоценнее всего мира и благодать Божия непрестанно борется за людей и возбуждает грешников к покаянию и примирению с Создателем.

Встану и пойду к отцу! Вот истинное и единственное решение грешника, но отчаяние, сомнение и безнадежность есть последнее безумное состояние, хула на Святого Духа, за которое не обещано никогда прощение. Но чтобы целый народ среди бедствий вразумился, встал и пошел в раскаянии, ради спасения, чтобы даже часть его, достаточная для умилостивления Отца Небесного, единодушно приступила к покаянию, повидимому, требуется испытать много — много горя, страданий, потрясений! Чего только не пережило наше могучее и обессиленное бедствиями Отечество, каких не вынесло потрясений: и войну, и разгромы, и мятежи, и междоусобия, и бо­лезни, и голод, наконец, разорение, уязвления самолюбия, позор между другими народами, позор у себя дома от бесчестных деятелей, изменников, предателей, грабителей, бесконечные кровопролития, бесчеловечные истязания, взрывы бомб, убийства лучших людей, исполнителей своего долга, даже невинных детей, и развращение почти всего молодого поколения, прекращения образования и просвещения — всех скорбей, бедствий и несчастий невозможно перечесть!

Несомненно, кровь, слезы, вопли, страдания вразумили многих, в которых еще билось сердце чувством справедливости, человечности, любовью к своим детям, сознанием долга и необходимо — бороться с преступным заговором против русского народа. Родители, потрясенные горем, обратились к Господу с мольбой о спасении детей, дорогая молодежь наша стала убеждаться в том, что она обманута, верующие усилили свои молитвы и еще ближе стали к Церкви, колебавшиеся в выборе направления укрепились, неосторожно и соблазнительно проповедавшие умолкли. Но истинного покаяния в большинстве виновных совершенно еще нет, даже не видно сознания, понимания причин всех этих бедствий и испытаний. Образованное общество все так же духовно заблуждается, продолжает жить без интереса к вопросам веры, не отдает себе отчета в происходящем, в гибельности возбужденной борьбы с христианством и Православием, не изменяет своих отношений к Церкви, своих нехристианских обычаев и порядков, не возрождает своей потерянной семейной жизни, с тем же легкомыслием относится к воспитанию и вразумлению своих детей. Разгул и семейные раздоры все так же продолжаются в народе. Словом, продолжается тот грех, который поверг Россию в бедствия, а для покаяния и прощения требуется не только сознание греха, но и возненавидение его и совершенное прекращение. Даже если умрет человек, который ввел соблазн или великий грех в народную жизнь, и сам он заслуживает прощения за прежние добрые дела, то все-таки он не воспользуется помилованием в вечной жизни до тех пор, пока не прекратится на земле распространение его греха или соблазна.

Но всмотритесь, возлюбленные, что творится до сих пор, несмотря на некоторое вразумление, совершенно открыто, свободно, когда это касается вопросов религиозной совести, исповедания веры. Все дозволяется теми, которые считают, что все религии равны! Они точно не сознают, что открыто оскорбляется Христос Спаситель, что это недопустимо в христианском православном государстве, что это невыносимый позор, такой страшный, величайший грех, который может вызвать справедливый гнев Божий, ибо Бог не бывает оскорбляем и поругаем, что они ведут нас к гибели, и, наконец, камни возопиют, земля потрясется, но правда Божия восторжествует! В блестящих собраниях и залах больших городов, наполненных образованными людьми, чиновниками с орденами в петлицах, воспитанниками всяких заведений, студентами, совершаются тайнодействия приезжими баптистами, совращаются души, искупленные Кровию Христовой, проповедуются еретические учения, произносятся составленные этими сектантами молитвы, извращается Слово Божие, доходят до исступления и готовности нанести оскорбления православным и в истеричных возгласах и криках прославляются новые учителя истины. Залы эти и собрания не вмещают массы народа, желающего присутствовать при кощунственных тайнодействиях, и совращение распространяется с быстротою болезненной заразы. Одновременно на других концах города с сатанинской хитростью распространяются между доверчивыми жителями учения новых христиан, бесчисленных изуверов, отвергающих Таинства, основы нашей православной веры, и это не встречает запрета, противодействия, прикрывается полнейшим равнодушием общества.

Перенесите теперь ваши взоры в глубину исстрадавшейся России, где от горя, слез, разорения, голода, вдовства и сиротства с воплями и стонами возносятся горячие молитвы к Христу и Богоматери о спасении и прощении России, о вразумлении совращенных и потерявших образ человеческий детях, мужьях, дочерях, где родители в страхе и трепете проводят дни и ночи, ожидая ежедневно гибели целых семей от безумных преступлений детей. Где любящие русские люди, еле пережившие годы бедствий, в бедных нетопленных храмах с убогими и нищими вместе славословят Господа и молят о пощаде Родины или где в древних, залитых светом и золотом соборах благоухают святые мощи дивных святителей и преподобных собирателей земли Русской, защитников Православия, и могучий еще русский народ в великом смирении и недоумении о продолжающихся испытаниях призывает на помощь Царю и Родине святых угодников и изнемогает в мольбе и стенании!

Но нет еще прощения, нет помощи Богоматери, и верующая Россия начинает понимать, что «там где-то» задерживается зло, мешающее единодушному покаянию народа и торжеству всепрощения!

Великая скорбь, ибо ночь прошла, как говорит св. апостол, а день приблизился, но не отвергаем дел тьмы и не облекаемся в оружие света (Рим. 13, 12). Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *