Беседы святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского и Галицкого (+1857г.) на Евангельское чтение в день Первого и Второго Обретение главы св. Иоанна Предтечи.

И бысть, егда соверши Иисус заповедая обеманадесяте ученикома Своима, прейде оттуду учити и проповедати во градех их (Мф. 11, 1).

Господь Иисус Христос, дав наставления ученикам Своим и сообщив им силу именем Его творить чудеса, для первых опытов проповеди Евангелия послал их пред Собою в окрестные веси, как повествует святой Евангелист Марк: Они же изшедше проповедаху, да покаются; и бесы многи изгоняху: и мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху (Мк. 6, 12-13). А между тем Сам Он Божественными стопами Своими проходил грады иудейские, повсюду разливая свет небесного учения Своего и благодетельствуя людям.

Иоанн же слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих. Рече Ему: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11, 2-3)?

Как в премудром устроении видимого мира по прошествии ночи, утром, прежде является на небе денница, возвещающая скорое восхождение солнца, а по восхождении солнца денница скрывается от очей наших, так и в премудрейшем строительстве спасения рода человеческого после глубокой и продолжительной ветхозаветных времен нощи, освящаемой звездами пророческого учения, послан от Бога Иоанн возвес­тить миру скорое явление Господа Иисуса Христа, как денница Самого Солнца правды. Предтеча Господень проповедовал крещение покаяния и оставления грехов во имя грядущего Спасителя мира, гласом крепким вопиял в пустыне ко всем: покайтеся, приближибося Цар­ствие Небесное (Мф. 3, 2). Но когда слава проповеди и чудес Спасителя прошла во все пределы страны Иудейской, тогда Иоанн, совершив важнейшее служение Предте­чи Господня, подобно деннице после восхождения солн­ца, сокрылся в темницу, в которую он ввержен Иро­дом за обличение беззакония его. Но сей верным служитель Божий, и находясь в темнице, не преставал свидетельствовать о свете истинном, Господе Иисусе Христе до самой мученической кончины своей. Из темницы посылает он двух избраннейших учеников ко Иисусу вопросить Его, Он ли есть обещанный Богом Избавитель и Спаситель мира, Которого пришествие возвещали пророки от начала мира, или другого долж­но нам ожидать?

Но что за причина сего столь странного посольства и вопрошения? Неужели Иоанн дотоле не был еще убежден в том, что Иисус Христос есть обетованный Спаситель мира? Неужели мог сомневаться в сем тот, который еще во чреве матернем, при недостатке слова, проповедовал пришествие Его игранием радости; ко­торый при крещении Его с благоговейным трепетом говорил Ему: Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Мф. 3,14)?; который по крещении Его видел отверстые небеса, слышал глас Отца Небесного: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже благаволих (Мф. 3, 17); видел Духа Святого в виде голуби, сшедшего и почившего на Нем; который несколько раз, перстом указуя на Него, свидетель­ствовал всем велегласно: се Агнец Божий, вземляй грехи мира? (Ин. 1, 29, 36)

Итак очевидно, что не для своего убеждения, но для уверения учеников своих Иоанн послал их ко Иисусу Христу с сим вопрошением.

Из повествования Евангелия известно, что ученики Иоанновы, пленившись ангелоподобною святостию жизни его и Божественного силою его учения, так к нему прилепились, что никак не хотели отстать от него и тогда, когда уже Спаситель Христос проповедью и чудесами Своими привлек к Себе всех. Даже извест­но, что они имели слабость, свойственную человекам, еще не совершившимся в благочестии, завидовать сла­ве Иисуса Христа, пред которою, по мнению их, начинала умаляться слава их учителя. Ибо они еще не знали, кто есть Иисус Христос, а потому учителя своего по необычайной строгости и по старейшинству ставили высшим Его. При жизни своей Иоанн как верный служитель Божий всячески старался истребить в учениках своих сию, хотя искреннюю, но неуместную их к нему ревность и привесть их к вере во Иисуса Христа. Так, когда они после спора о сем с иудеями пришли к нему и выразили сию ревность, говоря: равви, Иже бе с тобою обонпол Иордана, Емуже ты свидетельствовал еси, се Сей крещает, и вси грядут к Нему. Он им отвечал: вы сами мне свидетельствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним… Оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3, 26. 28. 30). Но ученики его, при­писывая сии слова глубокому его смирению, остава­лись при своем мнении. Находясь в темнице и по откровению Божию предвидя близкую свою кончину, Предтеча Господень, заботясь о спасении учеников своих, изобретает премудрое средство к совершенному истреблению в умах их излишней к нему привязанно­сти, дабы они после смерти его, желая прославить учителя своего, не отделились от учеников Иисуса Христа. Будучи уверен, что Господь Иисус Христос Божественною премудростью Своею исправит погрешительное их мнение, он, разделяя с ними немощи их, под покровом собственного недоумения, посылает двух из них с сим вопросом: Ты ли еси грядый, или иного чаем? Вот совершенный образец истинных служите­лей слова Божия, которые не только не ищут славы своей, но боятся оной и паче всего заботятся о том, чтоб вся слава служения их принадлежала единому Богу.

И отвещав Иисус, рече им: шедше возвестите Иоаннови яже слышите и видите. Слепии прозирают, и хромии ходят прокаженнии очищаются, и глусии слышат, мертвии востают, и нищии благовествуют. И блажен есть, иже аще не соблазнит­ся о Мне (Мф. 11, 4-6).

Всеведущий Господь Иисус, разумея мысли Своего Предтечи, на необычайный его вопрос необычайный дает ответ. Отвечает не словами, что Он есть Спаси­тель мира, обетованный Отцем, ибо сие соблазнило бы иудеев, которые и без того говорили Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуеши (Ин. 8, 13), но такими делами, из которых ученики Иоанновы должны были совершенно в том увериться. Святой Евангелист Лука повествует, что Спаситель в тот же час, вместо ответа посланным, исцелил многих от недугов и ран и духов злых и многим слепым даровал прозрение. И после уже сих благодетельных чудес, которых ученики Иоанновы были очевидцами, дает им ответ: идите возвестите Иоанну, что слышите и видите. Слепые прозирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слы­шат, мертвые воскресают, и нищим благовествуется. Сии чудные и благотворительные роду человеческому дела, свойственны единому Богу как несомнительные признаки обетованного Спасителя мира, возвещены о Нем чрез пророка Исаию: Укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая; утешитеся, малодушнии умом, укрепи­теся, не бойтеся. Се, Бог наш суд создает и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 35, 3-6). Дух Господенъ на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение (Ис. 61, 1). Иисус Христос, словами своими указуя ученикам Иоанновым на сии пророчества, разрешает их об Нем сомнение. А дабы совершенно истребить в душах их погрешительное их о Нем мнение, Он им показывает, что от Божественного Его всеведения не могут скрыться тайные помышления их сердца. Глубокое смирение и уничижение Спасителя, под которым сокрывалась слава Божества Его, соблазняла как их, так и прочих иудеев, по ложному понятию мира и плоти ожидавших явления Мессии во всем блеске и славе видимого царского величия. Потому Он и зак­лючил ответ Свой сими словами: Блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне; то есть блажен всякий тот, кому глубокое смирение и уничижение Иисуса Христа во время жизни Его на земле и крестная Его смерть не воспрепятствуют веровать в Его Божество. Спаси­тельное действие сего ответа в сердцах учеников Иоан­новых произвело то, что они возвратились к своему учителю с верою во Иисуса Христа, Господа нашего, и по кончине Предтечи присоединились к ученикам Его.

Блажени убо и мы, братие, что, по неизреченному милосердию Отца Небесного, с самого младенчества нашего принадлежим к Святой и Православной Цер­кви верующих в Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Но блаженство сие, к вящшему на­шему несчастию, мы можем потерять и лишиться наследия жизни вечной, стяжанной нам Божественною кровью Искупителя нашего, ежели не удержим до конца исповедания нашего не только словами, но паче делами по заповедям Евангелия Его и святостью жизни нашей. Святой Апостол Павел увещавает ве­рующих: Мир имейте и святыню, без которой никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). Тот еще слеп и не прозрел умными очами, чье сердце обольщено и прилеплено или к богатству земному, или к славе мирской, или к роско­ши и суетным наслаждениям века сего, а не полагает всего сокровища своего на небесех, ибо идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, (Мф. 6, 21) говорит Спаситель. Тот еще хром, кто не старается всеми силами своими ходить непреткновенно по пути заповедей Евангелия Господа Иисуса, а творит волю похотей плоти и мира. Тот еще прокажен, в чьем сердце гнездится владыче­ство грехов со всеми сквернами плоти и духа. Тот еще глух к слышанию словес Божиих, кто в законе Господни не поучается день и нощь, а повинуется пагубным внушениям похоти очес, похоти плотской и гордости житейской. Тот еще мертв, кто не умер греху и кто еще себе живет, а не умершему и воскресшему за нас Господу и Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

Востанем убо, спящии, и воскреснем от мертвых, и осветит нас Христос, и пойдем во смирении сердца по гласу Господа нашего. Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великою кровию завета вечнаго Господа наше­го Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним Иисус Христом. Ему же слава во веки веков (Евр. 13, 20-21). Аминь.

 

II

Отшедшема же ученикома Иоанновыма, начат Иисус народом глаголати о Иоанне: чесо изыдо­сте в пустыню видети? трость ли ветром колеб­лему? Но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы облеченна? Се, иже мягкая нося­щии, в домех царских суть. Но чесо изыдосте видети? пророка ли? Ей глаголю вам, и лишше пророка (Мф. 11, 7-9).

Недоумение учеников Иоанновых о безконечном пре­имуществе Иисуса Христа пред учителем их с такого премудростью Спаситель разрешил делами и словами Своими, что они в безмолвном к Нему благоговении возвратились к пославшему их с верою в пришедшего Избавителя мира, как слышали мы в прошедшей беседе. Но народ, слышавший предложенный от лица Иоаннова вопрос Иисусу Христу: ты ли еси грядый, или иного чаем? — не проникая намерение Предтечи Господня, мог подумать, что он, будучи устрашен гонени­ем Ирода и всажден в темницу, поколебался в твер­дости исповедания своего и сам сомневается о прише­ствии в мир Сына Божия Иисуса Христа. Сердцеве­дец Иисус, видя все движения мыслей народа, дабы истребить в нем сие подозрение и непоколебимую верность исповедания Предтечи Своего запечатлеть Своим Божественным свидетельством, тотчас по отшествии учеников Иоанновых начал говорить об нем в слух всего народа: чесо изыдосте в пустыню видети? тростъ ли ветром колеблемую? Смысл слов сих есть сей: Иоанн не из числа тех низких и обыкновенных людей, которые, живя по духу мира сего, всегда непостоянного, по образу его всегда переменяют образ мыслей своих, подобно слабой трости, колеблемой во все стороны ветром. Иначе для чего бы вам, оставив грады и веси, с таким тщанием стремиться в пустыню, дабы видеть сего столь необыкновенного человека, посланного от Бога? Но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы облеченна? Се, иже мягкая носящии в домех царских суть. Быть непостоянным, переменять образ мыслей своих свойственно людям, преданным или ко­рысти, или честолюбию, или роскоши и неге, каковы­ми наполнены домы царей земных. Но в Иоанне вы видели совсем противное. Жилище его — пустыня, одежда его — волосяная, пища его по бедности сво­ей — едва достаточная для сохранения жизни челове­ческой; вышед из пустыни и пользуясь уважением народа и самого царя Ирода, он мог бы быть в числе первых его царедворцев, ежели бы умолчал истину. Но, как верный проповедник правды, он предпочел темницу царским чертогам. Но чесо изыдосте видети? пророка ли? Ей глаголю вам, и лишше пророка.

Все иудеи, не исключая и законоучителей их, почи­тали Иоанна пророком Божиим по чрезвычайной святости его жизни и нелицеприятной правде его учения. Спаситель, подтверждая сие мнение народа, свиде­тельствует, что он более всех предшествовавших ему пророков.

Сей бо есть, о немже есть писано: Се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою (Мф. 11, 10).

Все пророки возвещали пришествие на земле Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, а потому все они могут назваться Ангелами, то есть вестниками, но вестниками отдаленными. Один Иоанн по преимуществу называется Ангелом, посланным от Бога, как самый ближайший вестник уже пришедшего на землю Спасителя мира, как самый приближенный к Нему служитель Его, или паче искреннейший друг Его, как он сам себя называет: Имеяй невесту, жених есть; а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов. Сия убо радость моя исполнися (Ин. 3, 29).

И вот почему он есть больший всех пророков. Но Спаситель не останавливается на сем — Он его назы­вает большим всех рожденных женами.

Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя; мний же во Царствии Небеснем болий его есть (Мф. 11, 11).

Сие преимущество Иоанна пред всеми вообще че­ловеками, засвидетельствованное Самою вечною Ис­тиною, происходит сколько от величайшей важности единственного служения его яко Крестителя Господня, столько от необыкновенной святости его жизни, ему единому свойственной. Зачатие его от неплодных ро­дителей возвещено Ангелом; он преисполнен Духа Святаго еще во чреве матернем; в младенчестве воз­веден Духом Божиим в пустыню, дабы оградить его от всякого сообщения с миром. Не имея обращения ни с кем из человеков, воспитан и наполнен премудрос­тию Самим Богом. Вся жизнь его не земная, но небесная; все время свое проводил он в священных песнях, в молитвах, в беседовании с Богом и Ангелами Его. По глаголу Божию явился он народу израильско­му как бы сошедший с неба. Все слова его исполнены были такою Божественною силою, что все сословия иудеев обратились к слышанию оных. И вот почему Спаситель сказал о нем: Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя.

Но дабы после сего свидетельства о таком чрезвы­чайном преимуществе Иоанна не почли его большим Самого воплощенного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Спаситель присовокупляет: мний же во Царствии Небеснем болий его есть.

Меньшим в Царствии Небесном называет Себя Иисус Христос по глубочайшему, Ему единому свой­ственному смирению и, так сказать, Божественному уничижению. Ибо никто ни из Ангелов, ни из челове­ков никогда не может так смириться, как смирил Себя Он, Господь славы, Единородный Сын Божий и Бог наш, для заглаждения и истребления корня всех гре­хов — гордости человеческой. Смирение Его было сообразно Божественному Его величию: иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2, 6-8). Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Пс. 21, 7) говорит об Нем святой пророк Давид. После сего как может бедный и ничтожный грешник, кто бы он ни был, чем-нибудь гордиться, когда Сам Бог так смирил Себя для спасения нашего? И может ли гордый найти себе место в Царствии Небесном, когда Сам Царь сего Царства до такой степени Себя умалил, дабы верующим в Него показать Собою пример глубочай­шего смирения, которое есть основание всех христианских добродетелей?

От дней же Иоанна Крестителя доселе Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е. Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. И аще хощете прияти, той есть Илия хотяй приити. Имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11, 12-15).

Все пророки и закон до Иоанна прорекали о Цар­ствии Небесном, но прорекали сокровенно, в гаданиях и образах. Ибо пришествие Иисуса Христа и с Ним явление на земле Царствия Небесного было отдален­ное. Иоанн первый возвестил миру явившееся уже Царствие Небесное на земле и указанием своим на Иисуса Христа, виновника сего Царствия, положил печать всем пророчествам. Почему Спаситель и гово­рит, что от дней Его Царствие Небесное благовествует­ся всем так ясно и открыто, что можно его восхитить, восхищают оное те, которые со всеусильным стремлением обращаются к истинному покаянию и вере во Иисуса Христа. Царствие Небесное нудится, то есть с усилием и понуждением себя приобретается; и нуждни­цы восхищают е, то есть те, которые, несмотря ни на какие препятствия, скоро и неуклонно всеми силами к нему стремятся, и восхищают оное к вечному своему блаженству. Так восхитили Царствие Небесное Апо­столы, по гласу Спасителя оставив все и последуя всюду за Иисусом Христом. Так восхитили Царствие Небесное многие мытари и грешники, в сокрушении и смирении сердца обратившиеся к истинному покаянию. Так восхитил Царствие Небесное упомянутый в ны­нешнем Евангелии старейшина мытарей Закхей, с таким сильным желанием искавший видеть Иисуса Христа, с таким покаянием и верою принявший Его в дом свой. Так восхитил Царствие Небесное разбойник исповеданием своим Божества Иисус Христова, вися с Ним на кресте. И аще хощете прияти, той естъ Илия хотяй приити. Имеяй уши слышати, да слышит.

Все пророческие книги Ветхого Завета заключают­ся сими словами последнего пророка Малахии: Се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец (Мал. 4, 5-6). Спаситель показывает иудеям начало исполне­ния сего пророчества в лице Иоанна, который испол­нен был духом и силою Илии и также был предтечею первого на землю пришествия Иисуса Христа, как Илия веруется быть предтечею будущего второго Его пришествия. Потому и говорит Он: имяй уши слышати, да слышит (Мф. 11, 15). Слова сии, что Иоанн есть Илия, требуют глубокого внимания и духовного разсуждения.

Кому же уподоблю род сей? подобен есть детям седящим на торжищах, и возглашающим другом своим, и глаголющим: пискахом вам, и не плясасте; плакахом вам, и не рыдасте. Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын человеческий ядый, и пия, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешникам. И оправдися премудростъ от чад своих (Мф. 11, 16-19).

Иисус Христос, принеся с Собою с неба на землю Царствие Небесное, с сильным желанием Божествен­ного человеколюбия Своего хощет, чтобы все человеки старались восхитить, его себе. Но, видя в иудеях безпечность, холодность и даже противление распро­странению на земле Царствия Небесного, с жалостию Отеческого сердца Своего уподобляет их безсмыслен­ным детям, которые самые важнейшие для вечного спасения их истины и всеблагое промышление Отца Небесного обращают в детскую игрушку; которых ни пример строгости жизни Иоанна, Предтечи Господня, ни снисходительное обращение с грешниками самого Иисуса Христа не обращают к покаянию и вере в Него, а, издеваясь над тем и другим, сами себе готовят вечную и неизбежную погибель. Но во множестве безсмысленно погибающих всевидящее око Спасителя видит многих истинных сынов Царствия Небесного, которые, как ученики и сыны истинной премудрости, разумеют сию премудрость Божию в строительстве спасения человеческого и воздают ей справедливость, — И оправдися премудростъ от чад своих.

Приложим, братие, притчу сию Иисуса Христа к нам самим. Не подобны ли и мы несмысленным детям иудейским? Когда слово Божие, разверзая нам все сокровища любви и благости Отца Небесного, явлен­ные в Единородном Сыне Его, Господе нашем Иисусе Христе, обещает нам, верующим, вечные, неизречен­ные блага Царствия Небесного, стяжанные кровию Его, стремимся ли мы со всем усилием путем запове­дей Его к получению и восхищению их? Не часто ли слушаем сие как вещь маловажную для нас? Не часто ли спасению душ наших и благам Царствия Небесного предпочитаем суетные и ничтожные предметы коры­сти, честолюбия, роскоши и неги, как будто бы есть для нас что-либо важнее спасения душ наших? Когда слово Божие угрожает грешникам вечными мучениями погибелью, сокрушаем ли мы сердца свои глубоким раскаянием о грехах наших, дабы умилостивить обра­щением своим и слезами нелицеприятного Судию и во смирении сердца начать жизнь добродетельную и свя­тую и соделаться наследниками Царствия Небесного?

Не часто ли лукавое сердце наше шепчет нам: Милостъ Господня многа, не помянет беззаконий моих, — и из самого милосердия Божия, которое проповедуется для спасения нашего, делает себе возглавие безпечно­сти и обращает его к погибели нашей? Не для того возвещается милосердие Божие, чтоб мы прилагали грехи ко грехам, но для того, чтоб мы не отчаивались во грехах наших и творили покаяние и дела, достой­ные оного. Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, говорит Апостол, не ведый, яко благостъ Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева, и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2, 4-5). Не одно милосердие Божие возвещает нам слово Его, но равно возвещает вечную правду Его: Иже воздаст комуждо по делом его (Рим. 2, 6).

Будем убо, братие, отселе сынами истинной пре­мудрости Божией, и не именем токмо и словами, но делами своими покажем себя сынами Царствия Не­бесного, достойными наследниками жизни вечной, стя­жанной нам кровию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *