Личный опыт веры в условиях карантина

Для каждого верующего человека Великий Пост – это особое время покаяния, исправления жизни и духовного обновления, время подготовки души и тела к самому важному христианскому празднику – Пасхе.

Для меня ежегодно Великий Пост несет дополнительные трудности. Я работаю в сфере производства продуктов питания, и именно период с февраля по апрель связан с многочисленными поездками с целью участия в главных продуктовых выставках. Из-за плотного графика встреч и постоянных перелетов не всегда удается попасть на богослужение, сохранить спокойствие духа, очень редко есть силы и возможность посвятить себя углубленному чтению Писания, и, к сожалению, иногда даже приходится употреблять скоромную пищу за неимением постного меню в путешествиях. Но Господь милостив, и, как сказано в пасхальном огласительном слове Иоанна Златоустого, Он принимает и постившихся, и непостившихся, и таких, как я – постившихся с переменным успехом.

В этом году все было иначе. Практически одновременно с началом Великого Поста у нас в стране были введены особые карантинные меры, связанные с распространением вируса (COVID19). Все международные поездки были отменены, более того, наш офис перевели на удаленную работу из дома, и это был совершенно новый опыт христианского бытия.

Прежде всего, мы вдруг оказались заперты дома без понимания, когда вернется обычный ритм жизни. Мы свели к минимуму все социальные контакты, стали планировать покупки на неделю, чтобы реже ходить в магазин. Мы стали носить маски в общественных местах, обходить друг друга на улице, чтобы не нарушить дистанцию… Закрылись границы к соседним странам. Самое ужасное: многие лишились из-за этого возможности молиться на Литургии, и в Великий Пост большинство наших прихожан ни разу не смогло исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Все люди имеют свои слабости, вот и я поддалась всеобщей панике. Более того, впав в уныние, я стала бояться. Страх поселился в моем сознании и теле. Стало страшно за любимых и за себя. Вдруг я очень четко поняла, что опасность может стоять у меня на пороге, а я так ничего и не успела. Не успела стать доброй христианкой, послужить близким, подготовиться к испытаниям и серьезным искушениям, а все мои предыдущие заботы и старания оказались ненужной мишурой по сравнению с вечностью. И тут я открыла Псалом 90…

...Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко
 Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих... 

Конечно, я и раньше читала этот псалом, слышала его перед каждой Литургией, но никогда ранее душа моя не откликалась так живо на эти слова псалмопевца Давида. Я поняла, что сам Господь говорит сейчас со мной: как самоотверженная птица-мать закрывает пред лицом опасности своими мощными крыльями слабых птенцов, так и Церковь спасает нас, живущих под кровом Господа, от ужасов ночи, от стрел, летящих днем, и от язвы, ходящей во мраке, и от заразы, опустошающей в полдень. Так Господь успокоил меня.

Один пастырь сказал в интервью, что истинный христианин должен быть не только верующим, но и думающим. И вот, спасаясь дома от уныния, используя освободившееся время, я просила Господа укрепить мою веру и стала осмыслять мою жизнь и все происходящее вокруг в христианском ключе. В ходе моих размышлений появилось несколько вопросов, на которые постепенно приходили ответы.

За что?

... Усырися яко млеко сердце их... 
(= Утучнилось сердце их, сугстилось, как кислое молоко)
                                                                                                         Источник: Пс. 118:70 

По маловерию нашему этот вопрос возникает одним из первых. У Господа нет совпадений, а посему давайте усмотрим волю Его в том, что еще в прошлом году в самом начале Великого Поста по причине болезни нашего батюшки, Господь лишил нас первых двух воскресных Литургий, но, тем не менее, оставил возможность совместной воскресной молитвы, так как староста прихода вместе со старшей сестрой совершили «чин обедницы» по-мирски. В этом же году у нас новое искушение: по решению гражданских властей общественные собрания были жестко ограничены количеством 5 человек (в нашем случае речь идет о пяти молящихся, и это включая хор и батюшку).

Так, может, не достойны мы более предстоять перед Царскими вратами? Может, молитвы наши на Литургии стали настолько слабы, что не успевают взлететь ко Господу нашему, и падают камнем на землю, отяжелясь мирскими и суетными мыслями? Может, и сердца наши не могут больше открыться, и тщетно возвещает священник на Литургии «Горе́ имеем сердца» (= Устремим наши сердца вверх ко Господу)? Если это так, то как следует нам исправить свою жизнь, чтобы Господь вновь даровал нам возможность быть участниками Литургии еженедельно?

Известно, что Господь готов был ради 10 праведников пощадить Содом и Гоморру, так разве не может он из-за 10 грешников наказать целый приход или даже все приходы? Если да, то я в первую очередь причастна к этим нескольким грешникам. И поэтому так больно и стыдно мне сейчас вспоминать о том, как я в попыхах готовилась ко Причастию, часто автоматически вычитывая минимальное правило, которое рекомендует нам Церковь-Мать.

А находила ли я достаточно времени, чтобы поговорить с Господом? Не просто прочитать утренние и вечерние молитвы, а искренне обратиться к Нему так, как будто Он сейчас рядом, стоит напротив и слушает меня?

Зная, какой великой святыней являются Святые Христовы Тайны, понимала ли я это действительно? Чувствовала ли всем разумением, всей душой и всем сердцем, что в Евхаристии соединяюсь с самим Господом нашим Иисусом Христом? Трепетала ли душа моя при пении Херувимской песни и потом каждый раз, когда священник на Литургии провозглашал «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»?

Конечно, мы все понимаем значение Литургии в жизни христианина, знаем в теории, что происходит в тот или иной момент, любим псалмы, чинность богослужения, пение хора… но воспламеняемся ли мы при этом в общей молитве, горим ли всем сердцем? Так, может, и запер нас Господь дома, чтобы мы оценили то, чем не дорожили?

А, может, пришла пора еще более серьезно задуматься о своей душе и о том, что будет, если вдруг сейчас, в данный момент мы предстанем перед Господом? За что будем держать ответ и сможем ли мы прожить в нынешнем состоянии своей души целую вечность? Хочу ли лично я провести вечность в страхе или гневе? А ведь именно об этом говорят песнопения Великого Поста, которые я раньше слышала, но только в условиях карантина смогла по-настоящему для себя открыть и понять, что все они обо мне и о каждом из нас…

...Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши 
смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй... 

(= Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, 
и ты смутишься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, 
Вездесущий и все наполняющий) (Покаянный Канон Андрея Критского)

Для чего?

... Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим...
(= Во благо мне, что смирил Ты меня, чтобы я научился повелениям Твоим) (Пс. 118:71)
Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну смирил мя еси
(= Понял я, Господи, что праведны суды Твои, и по справедливости наказал Ты меня) (Пс. 118:71)

Наверно, на этот вопрос каждый должен ответить себе сам. Внезапно мы оказались запертыми у себя дома. Так какой он, этот дом? Место, где мы просто ночуем, или же именно в этих четырех стенах обитает Дух Святой? Отныне мы находимся в замкнутом пространстве с нашими мужьями, женами, детьми, родителями… Хорошо ли нам вместе, или же каждое мгновение длится для нас неумолимо долго? Господь неожиданно поставил нас лицом к лицу с нашими слабостями и изъянами, и дает шанс, а, главное, время, чтобы раз и навсегда исправиться: где-то смириться, где-то успокоиться, где-то потрудиться…

Для меня появилась возможность не только подумать о своей жизни, но просто остановиться и отдышаться после бега по кругу. Слава Богу, что через прямое включение по Интернету можно присутствовать на богослужениях, пусть через экран, но все равно в режиме реального времени вместе с другими верующими объединиться в совместной молитве.

Так, всей душой я прочуствовала Покаянный Канон Андрея Критского, читаемый полностью на Мариином (Андреевом) Стоянии. Как живо и современно все то, о чем говорит преподобный. У меня не просто было время послушать толкование этого величайшего богослужебного текста, но, следя за текстом глазами, я истинно насладилась высокой поэзией этого чуда церковной гимнографии. Это очень личный и глубокий разговор со своей душой, обращение ко Господу и надежда на прощение.

Как глубоко печальны богослужения Страстной Пятницы. И раньше я старалась в этот самый скорбный день в году быть в храме, поскольку считала долгом христианина быть со Христом, когда Его распинают и погребают. Но как скорбело мое сердце в этот раз, как страдало оно вместе с Приснодевой во время пронзительного и строгого канона на Плач Пресвятой Богородицы, которая терзается и рыдает, видя на Кресте Своего возлюбленного Сына:

Ви́жу Тя ны́не, / возлю́бленное Мое́ Чадо и люби́мое, на Кресте́ ви́сяща, 
/ и уязвля́юся го́рце се́рдцем...
(= Вижу Тебя ныне, / дорогое Мое Чадо и любимое, / на Кресте висящим, 
/ и уязвляюсь горько сердцем)
О стра́шном Твое́м рождестве́ и стра́нном, Сы́не Мой, / па́че всех 
ма́терей возвели́чена бых Аз, / но увы́ Мне, ны́не Тя ви́дящи на дре́ве, 
распалаюся утро́бою.
(= В повергающем в трепет и необычайном / рождестве Твоем, Сын 
Мой, / более всех матерей Я возвеличилась. / Но, увы Мне! Ныне 
видя Тебя на Древе, / разгораюсь внутренне)
Хощу́ утро́бу Мою́ на руку́, / и́маже я́ко Младе́нца держа́х, / 
с дре́ва прия́ти, веща́ше Чи́стая, / но никто́же, увы́ Мне, Сего́ даде́.
(= Стремлюсь Сердце Мое с Древа принять на руки, / которыми 
Младенцем Его держала. / Но, увы Мне", – вещала Чистая, – / "никто 
Мне Его не дает(Канон на плач Пресвятой Богородицы, чтомый в Святую и 
Великую Пятницу на повечерии)

Очень четким для меня стало осознание того, что Христос победил смерть. Он – Податель жизни, Он – сокрушитель ада:

Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л 
еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних 
воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ 
Бо́же наш, сла́ва Тебе́
(= Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, / тогда ад умертвил 
Ты сиянием Божества. / Когда же Ты и умерших из преисподней 
воскресил, / все Силы Небесные взывали: / "Податель жизни, Христе 
Боже наш, слава Тебе!)

Уязви́ся ад, в се́рдце прие́м Уязве́ннаго копие́м в ре́бра, и воздыха́ет 
огне́м Боже́ственным иждива́емь, во спасе́ние нас пою́щих: 
Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.
(= Уязвлен в сердце ад, / приняв Пронзенного копьем в ребра, / и стенает, 
огнем божественным поглощаемый, / ко спасению нас, поющих: / "Боже, 
Искупитель, благословен Ты!) (Утреня, во Святую и Великую Субботу)

И именно так через падения и взлеты Господь вместе со всей Церковью привел меня к Светлой Христовой Пасхе. В Пасхальную ночь я смотрела прямое включение из Храма Христа Спасителя в Москве. Да, было прискорбно видеть пустым этот величественный храм, но это не стало преградой ликованию сердца, ибо Христос Воскрес, не смотря ни на что! «Востину Воскресе!» – отвечали мы с мужем громко и радостно нашему Патриарху. «Воистину Воскресе!» – отвечали тысячи верующих из своих домов, смотрящих трансляцию вместе с нами. «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – эти ликования начинались от сердца каждого и разносились в просторах Интернета, по всем домам и по всей вселенной!

А что дальше?

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, 
еди́ному безгре́шному. ... Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му 
Христо́ву Воскресе́нию, се бо прии́де Кресто́мъ ра́дость всему́ ми́ру. 
(= Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, 
единственному безгрешному… Придите, все верные (христиане), 
поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через 
Крест радость всему миру.)

Пасхальное песнопение

А дальше Пасхальная радость! Ибо Христос Воскрес, и мы узрели это сердцем, и ныне будем восхвалять Его и воспевать Святое Его Воскресение!

Да, большинство храмов все еще закрыто. Да, многие не могут исповедаться и причаститься. Но мы все же имеем возможность и должны открыть сердца Господу, узреть в каждом из ближних Христа и, таким образом, послужить Ему. Мы имеем возможность и должны в каждой жизненной ситуации прозирать волю Господа о нас и идти к Нему навстречу. Мы имеем возможность и должны изменить свои мысли, свое поведение и свою душу, чтобы очищенными выйти навстречу Христу, соединившись с Ним в святой Евхаристии.

Сейчас, пройдя путь от уныния до пасхального ликования, я понимаю, насколько милостив Господь, и хочу сказать следующее:

Во-первых, наши скорби ОЧЕНЬ далеки от тех, которые испытывали, например, христиане первых веков. Некоторые из них, в лучшем случае один раз в жизни были на Литургии и приняли святое Причастие, но тем не менее, готовы были отдать жизнь за Христа. От нас же никто не требует таких жертв, а ожидается только послушание государственным и церковным властям, смирение и вера.

Во-вторых, даже в условиях карантина мы живем так хорошо, как мало кто до нас жил раньше, и за это Богу хвала! Хотя мы вынуждены оставаться в домах, у каждого из нас есть достаточно еды и воды, мы живем в теплых жилищах. Мы можем, а в данных условиях даже обязаны почаще открывать Святое Писание, в режиме онлайн участвовать в богослужениях. У нас у всех есть мобильные телефоны, и мы в любой момент можем позвонить нашему пастырю в поисках ответов или утешения (и во дни поста, и сейчас батюшка доступен для всех верующих, и не только по телефону).

В-третьих, у нас есть о чем подумать, что изменить, и Господь дает нам возможность исправиться и вновь испросить у Него милость молиться в храме и участвовать в таинствах нашей Матери Церкви.

В-четвертых, любые скорби – это тоже дар, и за них Господа нашего благодарим. Именно во время скорбей и лишений Господь находится ближе всего к нам. Поэтому наш долг превозмогать себя, идти к Нему навстречу, верить, ничего не бояться, стараться во всем разглядеть Его замысел о нашем спасении.

Слава Богу за все!

Виктория Альтендорфер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *