Поучение архиепископа Арсения (Брянцева), Харьковского и Ахтырского (+1914г.), сказанное по освящение обновленного храма в селе Усадах Казанского уезда в день Перенесение Нерукотворенного образа.
О христианских храмах и христианской жизни.
Освящение, обновленного храма сего совершено по милости Божией с торжественностью, редкою не для села только, но и для города. Пользуясь настоящим случаем, я хочу побеседовать с вами о времени появления свв. храмов на земле и их украшении. Обращаясь к цервым дням жизни человека на земле, мы видим, что люди собирались для молитвы в разных местах, не имея ни постоянных, ни переносных храмов, при чем родоначальник совершал богослужение. Так было с Адама до Моисея. После же изведения Евреев из рабства Египетского, где они видели языческие праздники и торжества, Господь, желая предохранить их от увлечения язычеством, дал Моисею подробное указание об устройстве 1-го храма — скинии, храма переносного. Этот переносный храм — скиния завета — сушествовал от Моисея до царя Давида. При св. царе Давиде был устроен, по указанию Божию, храм постоянный, по своему богатству и благолепию во много раз превосходящий скинию Моисея. С развитием политического могущества и увеличением богатства, св. псалмопевец просил у Господа позволения построить для места обитания славы Его более величественный храм, чем построенный им дотоле. Но Господу угодно было устройство нового храма предоставить сыну Давида, премудрому Соломону. Соломон воздвиг храм безпримерный в истории по своему богатству и благолепию. Этот величественный храм был разрушен Навуходоносором и самый народ Еврейский был рассеян по разным местам Вавилонского царства. По освобождении из плена, иудеи построили новый храм, который по своему благолепию далеко уступал храму Соломонову, так что иудеи плена из старцев, помнившие величие храма Соломонова, горько плакали. Но пророки утешали и ободряли их тем, что в этот храм иридет чаяше языков из рода Давидова. Что и исполнилось. Действительно Господь Иисус Христос пришел, как предсказали пророки, в этот последний храм, в нем Он молился в праздники и проповедывал Свое учение, возвещая мир и любовь, основание новой религии, которая должна была заменить собою религию ветхозаветную: да воссияет солнце вместо тьмы. Иудеи с трепетом ожидали Его пришествия, но большинство не узнало Его. Это большинство в лице Мессии ожидало не Искупителя от вечныя смерти и Страдальца за грехи наши, а славного царя земного, который вознесет иудейское царство на возможную степень могущества, подчинив иудеям все народы земли. И горько, конечно, разочаровались. Возмущенные Его проповедью, обличениями и разочарованные в своих надеждах, они распяли Его, пролив кровь неповинную, которая и стала семенем новой религии. Эту религию любви ученики Спасителя пронесли по всей вселенной, основывая в разных местах миpa христианския общины.
Где же, спрашивается, был первый христианский храм? Он был, конечно, там, где Иисус Христос совершил первое Таинство — на тайной вечери любви, преподав апостолам под видом хлеба и вина — Свое тело и кровь, с заветом творить cиe в его воспоминание. Эта Сионская горница и есть первая христианская церковь. С распространением христианства, поднялись на него ужасныя гонения, кровь мучеников лилась рекой, начиная от Иерусалима по всей Римской Импеpии. За невозможностью открыто совершать богослужение, храмы устроялись в погребах, на чердаках, в катакомбах на гробницах мучеников, которыя служили вместо престолов, и вообще в потаенных местах. Это продолжалось 300 слишком лет до царя Константина Равноапостольного, который, объявил христианство религию господствующею. Получив свободу отправления богоелужений, христиане начали устроять благолепные храмы на подобие царских дворцов. С распространением христианства и развитием искусств начали воздвигать великолепные храмы; и до настоящего времени храмы сеются по всему лицу земного шара, собирая около себя, как центров, христианския общества, члены которых и начинают и оканчивают жизнь свою около храма.
Первое и главное украшение храмов составляет иконостас, где поставляются изображения Господа Иисуса Христа, Его пречистой Матери и святых Божиих. Кто положил начало иконописанию и иконопочитанию? Это не от нас, а от Самого Бога. Примеры сего мы видим еще в ветхом завете в скинии Свидения, где над ковчегом завета находились золотыя изображения херувимов и на завесе, отделяющей Святая Святых от святилиша, в храмах Давида, Соломона. В новом завете Сам Божественный Учитель наш Иисус Христос даровал нам Свой лик, так называемый Нерукотворенный, каковое событие и воспоминается в сей день 16 августа. Я вкратце расскажу вам историю иконы Нерукотворенного Спаса. Во-первых, самое слово Нерукотворенный — указывает на то, что этот образ не дело рук человека; он дан Самим Богочеловеком. Вот — как это было. Заболел тяжко некто Авгарь, царь Едесский, и просил Христа, врача телесного и душевного, придти к нему. Но Господь Иисус Христос не пошел к нему, так как, исполняя волю Своего Отца Небесного, Он прежде всего должен был приидти на помощь к погибающим овцам дома Израилева. Верующий Авгарь, желая иметь хотя бы портрет Великого Учителя, послал ко Христу художника. Художник приступил к своему делу, но никак не мог уловить небесное выражение любви и святости на лице Господа. Спаситель Сам пришел на помощь художнику: Он потребовал Себе убрус, омочил его, отер им Лице Свое и Оно чудесно изобразилось на полотне, которое Господь и послал Авгарю. Этот квадратный убрус, завернутый в другое полотно, дал от себя второе отображение. Авгарь, получив образ, помолился пред ним, любезно облобызал его, получил исцеление и крестился от ап. Фаддея. Авгарь поставил св. образ с надписью: «Христе Боже, иже на тя надеяйся, никогдаже отщетится».
И пошло с тех пор это изображение распространяться по всем домам и храмам христианского мира, как лучшее украшение.
Икона Богоматери была написана, по преданно, св. ев. Лукою. Желая иметь портрет Приснодевы, ев. Лука написал их с нея четыре. В одном благочестивом предании говорится, что Божия Матерь, увидев эти портреты, сказала, что благодать Божия будет с ними. Свв. ангелы и прочіе святые изображаются или в явлении Богоматери или отдельно, как они сами явились благоговейными мужам и женам Христовой церкви. Итак, если на иконостасах поставляются изображения Господа Иисуса Христа, Его Преблагословенной Матери и святых, то для чего, спрашивается, совершается освящение иконостаса? Такия-то святыни, кажется — и освящать то бы не нужно, излишне. Да верно! Но писаны то эти священныя изображения руками нас грешных и разными красками, по этому то церковь Христова православная и постановила освящать их. Что такое освящение? Освящение есть призывание Божественной благодати, дабы Господь особенно присутствовал и здесь и изливал бы на нас чрез святыя иконы Свою чудодейственную силу. Но эта благодать Божия, действующая чрез свв. иконы, изливается только на христиан благочестивых, трудолюбивых, трезвых, воспитывающих детей своих в страхе Божием. При неблагоугодной же жизни благодать Божия далеко отступает от нас. Поэтому от всего сердца желаю вам жить благочестно, чаще посещать храм сей с чистою совестью, здесь вы найдете утешеше в ваших скорбях и нуждах. Не ищите себе успокоения и забвения в пьянстве, так разрушающем внешнее благополучиe человека, а особенно убивающем душу, ибо пьяницы царства Божия, говорит св. ап. Павел, не наследуют. Не впадайте в отчаяние, но идите с теплою верою и твердою на Бога надеждою в этот св. храм, столь благолепный, и благодать Божия изобильно излиется на вас. Аминь.
16 августа, 1898 года.
Добавить комментарий