Поучение архиепископа Николая (Зиорова), Варшавского и Привисленского (+1915г.) на день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Об обязанностях родителей по отношению к своим детям, — или о воспитании детей в духе Церкви и для Царствия Божия.
Велий праздник ныне празднуем, братие, — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы… Этот праздник называется двунадесятым и Богородичным: двунадесятым потому, что относится к тем 12-ти великим праздникам, празднование которых так же обязательно, как и празднование дня воскресного, а Богородичным — потому, что воспоминаемое событие относится к жизни Пресвятой Богородицы.
Что же это за событие, — почему такое особенное его чествование, и чему, наконец, научает оно нас?
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы переносит нашу мысль к тому времени, когда Преблагословенная Дева Мария была трехлетней отроковицей и когда, согласно обещанию ея родителей еще до рождения ея, она была приведена во св. храм Иерусалимский на служение Богу.
Родители Преблагословеной Девы Марии были благочестивые Иоаким и Анна, происходившие — Иоаким из царского рода, а Анна из первосвященического — Ааронова. Достигнув и старости, они, однакоже, не смотря на пламенное свое желание иметь детей, все таки не имели их. Это их очень огорчало, ибо безчадство в среде тогдашних благочестивых людей было признаком неблаговоления Божия и служило предметом поношения для тех, кто этому подвергался… Праведные Иоаким и Анна, огорчаясь своим безчадством, неприходили, однако-же, в отчаяние; напротив, они усердно молились Богу и возлагали на Него все свое упование, — и вера их не посрамила их… Господь удостоил их за их веру и благочестие быть родителями той, Которая стала честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим…
Исполняя свой обет — посвятить рожденное чадо на служение Богу, Иоаким и Анна и приводят во св. храм свою трехлетнюю отроковицу. — В то время при храме существовали особыя помещения, в которых жили посвящаемые Богу отроки и отроковицы… Там, под сению храма, они, руководимые священниками, левитами, обучались Закону Божию, молились, прислуживали при богослужениях, занимались рукоделиями и пр. В числе живших там, известны напр. Анна дщерь Фануилева, которая неотходно пребывала при храме и которая вместе с Симеоном Богоприимцем встречала «Отроча младо — Превечного Бога».
Сюда, во св. храм, посвящаемого ребенка приводили торжественно. Известно, что Пресвятую Деву привели ея родители в сопутствии других дев, со свещами и лики.
Первосвященник встречал таковых и вводил в храм. Предание говорит; что Богоизбранная Отроковица сама взошла даже во Святое Святых, куда доступ был возможен только Первосвященнику и то однажды в год. Затем, она пребывала здесь при храме — в посте, молитве, чтении Слова Божия и рукоделии. Своими пречистыми руками она исткала тот нешвенный хитон, который, по распятии Спасителя, достался одному воину по жребию и который долгое время хранился в Грузии, а в настоящее время частию своею хранится в Московском Успенском соборе… За чтением слова Божия, как передает нам тоже предание церковное, ее застал и Архангел Гавриил, когда сказал: «Радуйся благодатная, Господь с тобою!»
Почему же св. церковь этому событию в жизни Пресвятой Девы придает такое чрезвычайное значение? Причину этого изъясняет нам нынещнее церковное песнопение: в явлении Пресвятой Девы Марии во храм, вшедшей, кроме этого, и во Святое Святых, — ясно открывалось человечеству «благоволения Божия предизображение»: в этом вшествии Пренепорочной во храм и во Святая Святых являлось начало исполнения того «смотрения Божия о людях», в силу которого на конец веков должен был явиться обетованный миру Спаситель, — то благословенное Семя, которое, по обетованию Божию еще первым людям, должно было стереть главу змия. В этом вшествии Богоотроковицы верующее сердце чувствовало, что настало время, когда, согласно пророчеству Даниила о седминах и пророчеству Исаии о Деве, — должно было исполниться Боговоплощение. «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог», — вот что усматривалось в этом событии очами веры.
Что же поучительного для нас всех представляет воспоминаемое ныне событие? Много поучительного для всех, особенно же для тех, кто именуется родителями или имеет быть таковыми… И прежде всего, пример праведных Иоакима и Анны поучает всех нас, что брак должен быть заключаем не для временного сожительства, — не по контракту и не для чувственного только удовольствия, но на всю жизнь, и для более возвышенных целей, чем сладострастие… Брак должен быть не сожитием только, но и таинством, т. е. благодатным союзом, заключаемым во имя союза Христа с Церковью и, главным образом, для чадорождения… Посему, те глубоко погрешают, кто тяготится брачною жизнию, кто смотрит на брак, как только на дань нашей телесной природе, — кто возмущается чадородием, кто ропщет, видя приращение семейства…
Добавить комментарий