Поучение епископа Иустина (Полянского), Уфимского и Мензелинского (+1903г.) в неделю мясопустную
«Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне судного. Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!»
Святая Церковь высоко почитает и ценит время Великого поста, и потому употребляет все к тому, чтобы ввести нас в него предочищенными и приготовленными к подвигам его. Вчера она, совершая поминовение об усопших, приводя на память живым смерть и жизнь будущую, тем готовила верующих к спасительному времени покаяния. На сей неделе, в среду и пятницу, совершая с коленопреклонением молитву св. Ефрема и одни часы, не полагая литургии, — этим уже приучает нас к подвигам поста. А ныне, чтобы обратить нас к своей совести и сильнее возбудить в нас дух покаяния, церковь напоминает нам об имющем быть страшном суде. Представим в уме нашем образ будущего страшного суда Божия, и будем носить его непрестанно в том виде, как изображает его великий отец Церкви — св. Ефрем Сирин.
«Христолюбивые братие! Послушайте о втором страшном пришествии Владыки нашего, Иисуса Христа. Вспомнил я об этом часе, и вострепетал от великого страха, помышляя о том, что тогда откроется. Кто опишет это? Какой язык выразит? Какой слух вместит в себе слышимое?
Тогда Царь царствующих, востав с престола славы Своея, сойдет посетить всех обитателей вселенной, — сделать с ними расчет и, как следует Судии праведному, достойным воздать награду, а заслуживших наказание подвергнуть казням. Когда помышляю о сем, страхом объемлются члены мои, и весь я изнемогаю, глаза мои источают слезы, голос исчезает, уста смыкаются, язык цепенеет и помыслы научаются молчанию.
Таких великих и страшных чудес не было от начала твари и не будет во все роды! Исполнится время, пробьет последний час бытию миpa: огненная река потечет с яростию, подобно свирепому морю, пояст горы и дебри, пожрет всю землю и дела, яже на ней. Тогда от огня сего реки оскудеют и источники иссякнут, между тем как там — горе, солнце померкнет, звезды спадут, луна мимоидет и небо свиется как свиток. Кто найдет в себе стольно крепости, чтобы снести, без сокрушительного потрясения, помышление о сем страшном измиении лица всей твари?
Затем услышится глас трубы, превосходящей всякий гром, вызывающий и пробуждающий всех от века уснувших, — и праведных, и неправедных. И во мгновение ока всякое дыхание человеческое восстанет с места своего, и все люди, от четырех концов земли, будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякой плоти, — и тотчас с трепетом и тщанием дадут: земля своих мертвецов, а море своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы — все это явится во мгновение ока, и ни в одном волосе не окажется недостатка
Вот собрались все, и в трепетном молчании ждут явления славы Великого Бога и Судии, нисшествие Которого откроется явлением знамения Сына человеческого, — явлением Креста — сего скиптра Великого Царя, узрев который, все уразумеют, что вслед за ним явится и Сам Царь. И точно, вскоре за тем услышится с высот небесных: Се жених грядет судить живых и мертвых. Тогда, б. м., от глася сего содрогнутся основания земли от пределов и до пределов, тогда на всякого человека придут теснота и страх и исступление от ожидания того, что грядет на вселенную. Тогда потекут Ангелы, соберутся лики Архангелов, Херувимов и Серафимов, и все многоочитии, с крепостию и силою, воскликнут: Благословен грядый во имя Господне! Тогда развернутся небеса н откроется Царь царствующих, праведный и преславный Бог наш, подобно страшной молнии, с силою многою и несравнимою славою, как проповедал Иоанн Богослов, говоря: Се градет со облаки небесными, и узрит Его всяко око, и иже прободоша, и плач сотворят о Нем вся колена земная. Какой страх и трепет и исступлеиие будет в час тот! Кто перенесет видение сие? И Кто стерпит зрак Того, от Лица Которого побежит небо и земля? Небо и земля побегут! Кто же после сего в состоянии устоять? И куда мы побежим грешные, когда увидим престолы поставленные и седящего Владыку всех веков; когда увидим безчисленныя воинства, со страхом стоящия окрест престола? Тогда исполнится пророчество Даниила: Зрях, дондеже престоли поставишася, и ветхий денми седе. Тысячи тысяч служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему: судище седе, с книги отверзошася (Дан. 7, 9-10).
Нелицеприятное судилище открывается, и отверзаются сии страшныя книги, где написаны наши слова и дела, и все, что мы сказали и сделали в сей жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы. Тогда потребуется от каждого исповедание веры, обязательства крещения, вера —чистая от всякой ереси. Велик ли кто, или мал — все равно исповедали мы веру и принили св. печать, все одинаково отреклись от диавола, дунув на него, и все одинаково дали обещание Христу, поклонившись Ему. Отречение, которое даем мы при св. крещении, выражается немногими словами, но, по заключающейся в нем мысли, многообъятно. Ибо в немногих словах мы отрекаемся от всего, — отрекаемся не одного, не двух, не десяти худых дел; но всего именуемого худым, всего, что ненавистно Богу: отрекаемся сатаны и всех дел его. Каких дел? Выслушай: блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, татьбы, зависти, отравления, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности, пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия, глумления, бесовских песен, деторастления, гадания, вызывания духов. Сего-то отречения и доброго исповедания потребуют от каждого из нас в тот час и день, ибо написано: от словеса твоих оправдишася, и еще Господь говорит: от уст твоих сужду тя, рабе лукавый. Сии-то слова наши или осудят, или оправдают нас в тот час. И всякий верующий даст ответ за себя и за дом свой, за жену, за детей, за рабов и рабынь, — воспитал ли их в наказании и учении Господни, как заповедал Апостол. Тогда вопрошены будут цари и князи, богатые и бедные, великие и малые о всех делах, какия сделали, ибо написано, что вси предстанем судищу Христову, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла. Что же будет после того, как исследованы и объявлены будут дела всех пред Ангелами и человеками, — того без слез и стенаний и рассказать невозможно, потому что это будет последнее. Тогда отлучит нас Судия друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлищ. У кого есть добрыя дела и добрые плоды, те отделятся от безплодных и грешных, и они просвятятся как солнце. Так разделив всех, стоящим одесную скажет Господь: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Стоящие же ошую услышат сей горький и строгий, и страшный приговор: идите от меня проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. гл. 25).
Вот узнали вы, что уготовим мы себе! Вот слышали вы, что приобретают нерадивые, ленивые и некающиеся! Слышали, как будут осмеяны посмевающиеся заповедям Господним! Слышали, как обманывает и обольщает миогих эта растлевающая душу жизнь! Позаботимся же о том, как бы неосужденно предстать нам пред страшиым судилищем в тот трепетный и страшный час.»
А для этого будем как можно чаще и больше помышлять о многом множестве наших согрешений, будем вспоминать последняя наша — смерть, суд, ад и царство небесное, будем трепетать страшного Суда Божия; но не будем отчаиваться в спасении своем, ибо Господь многомилостив, будем надеяться на Его безконечиное милосердие и умолять Его о помиловании нас грешных. Будем, вслед за Церковью, непрестанно со слезами и воплем крепким взывать ко Господу:
«Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне судного. Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!» Аминь.
Добавить комментарий