Поучение игумена Силуана (Туманова) в неделю 26-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышим в Евангелии слова, одновременно очень простые, и очень сложные для понимания. Христос призывает нас «в Бога богатеть» и показывает пример иного богатства в хорошо известной притче (Лк. 12, 16-21).

Вообще, когда мы слышим о богачах и о богатстве, то привычно пропускаем эти слова мимо ушей, не примеряем их на себя. Потому что редко кто из нас живет в достатке и может назвать себя богатым. Но, тем не менее, Евангелие из раза в раз предлагает нам образ богача для того, чтобы мы могли из этого почерпнуть немалую пользу.

Как и в притче про богача и Лазаря, Христос снова показывает нам не столько жизнь этого человека — мы не знаем ни имени этого богача, ни его места жительства, не знаем даже реальное ли это историческое лицо или просто абстрактный персонаж притчи, — сколько определенное состояние души, препятствующее спасению.

Богачи евангельских притч, как правило, отрицательные персонажи. Но мы знаем, что немало богатых людей было среди учеников Христа. Поэтому не в самом богатстве заключается то, что, по словам Христовым, мешает спасению души. В очередной раз мы слышим, что для правильной организации духовной жизни важны не только поступки, но и образ мыслей, правильные намерения человека.

Такой тип людей нам хорошо известен. Наверняка прототип этого богача был «уважаемым человеком», читал необходимые молитвы и ходил в синагогу. Наверняка он даже что-то жертвовал нуждающимся, скорее всего, напоказ. Но почему он назван безумцем?

Очевидно ведь, что проблема этого человека не в том, что он что-то приобрёл и захотел это сохранить. Ничего безобразного богач не сделал. Да, «нива угобзилась». Да, много урожая. Да, его надо куда-то собрать! В конце концов мы все храним то, что вырастили или приобрели, и в этом нет ничего плохого.

Проблема в том, что он закрыл своё сердце от Бога и ближних. Мы видим, что богач собрался жить вечно на земле в свое удовольствие. Он даже мысли не допускает о том, чтобы излишки урожая раздать нуждающимся, хоть много голодающих в народе, много тех, кому бы эта пища пригодилась.

Но нет! Единственный угодный ему выбор — сломать старые амбары и построить новые. И Сам Бог с укором обращается к нему, напоминая о близкой смерти. Значит у этого человека была какая-то религиозность, вера.

Но почему понадобилось такое вразумление? В чем был недостаток его веры?

Богач в своем имуществе видит основу своей стабильности, благополучия, отодвигающего смерть куда-то за периферию сознания. Он сросся со своим имуществом вместо того, чтобы быть единым целым со своей Церковью и своим народом и, через милосердие к людям, с Богом.

Именно поэтому мы сегодня вспоминаем о том, как важно правильное отношение к нашей вере, к своему месту в Церкви Христовой.

Важно понять, что наша вера, ставшая лично для нас поворотным пунктом от жизни без Бога к жизни с Богом, вера как глубоко личный, воспринятый на интимной глубине Дар Божий, изменивший нашу жизнь, наша вера не может оставаться только нашим личным делом.

И доказывает это то, что мы исповедуем личную веру в ключевые моменты своей жизни в Церкви: входя в Церковь в таинстве крещения, и на литургии, незадолго до причащения святых Таин. Мы исповедуем свою личную веру тогда, когда готовимся вступить в единение со всей Церковью, как сообществом христиан.

Да, вера — глубоко личный процесс, но она является результатом диалога с Богом и с теми людьми, которые идут в одном направлении с нами к Богу.

Это и есть Церковь.

Наша личная вера соединяет нас с Церковью, и мы уже не вправе жить, не замечая своих ближних. Мы уже должны им, должны обращать внимание на их нужды и помогать так, как помогаем себе. И чем больше у нас возможности помочь, тем больше у нас обязанности это сделать. Иначе мы замыкаемся в том, что имеем, и отторгаем себя от Церкви. И неважно, имеем ли мы большое богатство, или наш достаток мал. Важно — насколько к этому прикипело наше сердце. Возлагаем ли мы упование на это временное благополучие или на Бога?

Вот так мы и подходим к пониманию того, что значит «в Бога богатеть». Обычно мы воспринимаем этот процесс механически: чаще ходить в храм, чаще читать молитвы, исповедоваться, причащаться. Но проходят годы, а жизнь наша не наполняется духовным богатством. Мы так же обидчивы, также не любим, когда нас «гладят против шерстки», возмущаемся теми, кто ведет себя неправильно или нечестно. В чем же наше богатство?

В смирении.

В благодарном отношении к этой жизни, к Богу, дарящему нам и радости, и печали.

В Самом Боге, на стяжание Которого через искреннюю живую молитву и служение ближним мы так надеемся. Чтобы, когда мы уйдем отсюда, встретить Христа как Давнего Знакомого, потому что Его Имя мы призывали всю сознательную жизнь, Ему мы старались служить и Его заповеди выполнять.

Поэтому сегодня, слыша об этом богаче, вглядимся в свою жизнь. Нет ли и у нас чего-то такого, что отвлекает нас от Бога, от своей Церкви и своего народа, народа христиан? Не считаем ли и мы свое имущество, достаток, или еще что-то временное спасительным? Не надеемся ли мы на это больше, чем на Бога?

И если мы потрудимся и помолимся Богу, чтобы Он открыл нам немощи нашей души и помог найти нам пути к исправлению этих немощей, значит слово Божие прозвучало для нас сегодня не напрасно.

Аминь.

Сказано 6 декабря 2015 года в храме святых Апостолов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *