Поучение митрополита Леонтия (Туркевича), Нью-Йоркского и всея Америки (+1965г.) на день Покрова Пресвятыя Богородицы

Metropolitan Leonty (Turkevich) 1.jpg

«О великое заступление печальным еси, Бого­родице Чистая, скорая помощница, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источник, миру покров: Сию, воспоим вернии светлый омофор Ея хваляще неизреченно: Обра­дованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость» (Стихира 1-я на Покров Пресвятыя Богородицы).

Ежегодно мы, православные, празднуем этот праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. Давно совершилось событие, воспоминаемое этим праздником; далеко от нас жили те лю­ди, которые сподобились чудного заступления о себе Небесной Владычицы, Божией Матери: а мы все же, год от года, дер­жим обычай помолиться в этот день Пречистой и Пренепо­рочной Деве Марии, украшаем благолепно Ея храм святый к этому дню и ощущаем сладость общей молитвьх в этот день нашего престольного праздника.

Когда совершилось воспоминаемое днесь славное собы­тие? Давно, очень давно: в девятом веке! На греческий город Царьград напали свирепые враги. Помощи ждать было неоткуда. Православные греки собрались во Влахернском храме и денно и нощно молили Пречистую Деву Богородицу о спа­сении. И вот, на всенощном бдении Пресвятая Дева благово­лила открыть Свое заступление о верующих двум благочести­вым мужам: св. Андрею, Христа ради юродивому, и его уче­нику Епифанию. Пречистая явилась пред ними на воздухе, окруженная сонмами святых ангел и прославленных человек. Она молитвенно простирала Свои руце ко Господу Богу и в то же время блестящим, как бы архиерейским омофором (или платам) покрывала Боголюбивый народ христианский. — «Ви­дишь», спросил св. Андрей св. Епифания: «видишь Пречистую Богородицу, молящуюся за люди Своя?» — «Вижу, учитель», отвечал ученик: «вижу и ужасаюся». И поелику надежда на заступничество Богоматери не посрамила православных гре­ков и враги были разогнаны силою ветров, то и стали греки, за ними и мы, русские, чтить воспоминание этого чудного заступления верным чрез ходатайство Царицы неба и земли.

Обманываемся ли мы в этом уповании на помощь Пресвя­той Госпожи нашей, Владычицы Богородицы? Отнюдь нет, православные! Согласно словам вышеуказанной стихиры церковной, Пренепорочная Дева Мария является до днесь вели­ким заступлением для печальных, скорой помощницей для бед­ствующих, спасением мира и утверждением. И доселе Она источает христианскому роду нашему пучины милосердия; и доселе приникающий умом и сердцем в тайны Божия про­мышления о человеке, узнает в Ней источник Божественной мудрости. И доселе мы не имеем иной защиты от всяких бед, душевных и телесных, как в Ней, Божией Матери, покрове для всего мира.

Выясним эти наименования, приложенные к Пресвятой Де­ве Марии церковною песнью и научимся, как достойно должно петь Ее, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим.

Богородица есть великое заступление печальным. Она Са­ма тяжко страдала во время Своей земной жизни. Люди, на­чиная с безумного Ирода и оканчивая неправедными первосвященниками, гнали, преследовали и мучили Ея единородного Сына. Могла ли Она не страдать материнскою любовью при изгнании в Египет, при хождении за Сыном Своим по Пале­стине, во время суда над Ним и при Его крестных страданиях? Она была девою, заподозренною старцем Иосифом в худой жизни. Она была сиротою, оставленною родителями Ея, пра­ведными Иоакимом и Анною, хотя в святом храме Божием, но на попечении чужих Ей священников. И училась Она и тру­дилась: как прежде, живя в святом храме, так и впоследствии, живя у старца Иосифа в Назарете. Пресвятая Дева знала хозяйские хлопоты и заботы, чистоту дома и белья, ношение во­ды и варку пищи. Как и все другие женщины, Она погребала Своих родных; как и обыкновенные женщины, Она не чужда­лась посещать родных и знакомых, сорадуясь их радостью и скорбя их печалями, как например при посещении Праведной Елизаветы, матери св. Иоанна Предтечи, или же при участии в браке, происходившем в Кане Галилейской. И вот Она, всегда «Едина и тая же сущи»скоро отзывается на зов и мольбу всякого рода печальных — матерей и девиц, сироток и учащихся, хозяев и гостей, имущих и неимущих. Не раз Она приходила с помощью к нуждающимся в помощи, и мы, православные, прекрасно это знаем и, как к Матери Своей, спешим прибе­гать к Ней ва всякой скорби и нужде, душевной и телесной.

Пресвятая Дева — скорая помошнипа. Дивно сохраняет рассказы память благодарных христиан о быстроте, с какою Пресвятая Богоматерь отзывается на обращенный к Ней вопль о помощи. Существует в местности, близкой к Почаевской Успенской Лавре такое повествование о скорой помощи Владычицы Богородицы. Кучер, везший одного знатного владель­ца (графа Потоцкого), не сумел удержать в руках горячих лошадей и опрокинул своего хозяина. Тот в ярости схватил револьвер и направил его на несчастного слугу, вскричал ему: «молись! я убью тебя!» Несчастный, видя пред собою неминуемую смерть, мог только воскликнуть: «Пресвятая Богородице, спаси меня!» И что же? Револьвер три риза дал осечку: выстрела не последовало, и слуга быль спасен, так как гнев его хозяина остыл и упал. Это один из безчисленных примеров непостижимо быстрой помощи, даруемой благоговейным хри­стианам Пресвятою Девою, Преблагословенною Материю Господа нашего Иисуса Христа. Помни это, христианин, и не унывай в несчастьи! Господь дал нам скорую помощницу и было бы величайшим неразумием не пользоваться этим при­бежищем.

Тем более, что благая помощь Пресвятой Девы Марии к нам грешным имеет глубокое основание в том, что Она есть поистине «спасение мира и утверждение». Небеси и земли Тво­рец изволил вселиться в Ея утробу, родиться от Нея на земли неизреченно и чрез Нее пожить с человеки…

1911 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *