Поучение протоиерея Александра Романовского в день празднования в честь «Владимирской» иконы Богоматери

икона владимирской божьей матери

Матерь Божия, подобно грому, устрашает врагов.
«Радуйся, яко гром враги устрашающая!» (Акафист) 
Так святая церковь восхваляет между прочим Матерь Божию. И нам, братия, при воспоминании о великом Ея милосердии, явленном нашим предкам в избавлении их от нашествия страшного завоевателя Тамерлана, хана татарского, прилично ныне воспеть Ей, Матери Божией, туже похвальную песнь: «Радуйся, яко гром устрашающая!»
Известно нам из истории отечества нашего, что Россия находилась под владычеством татар более двух сот лет. В это тяжелое для России время удельные князья Русские, ослабленные непрестанными междоусобными войнами, долго не смели и думать о свержении с себя ига татарского. Но вот явился на престоле княжества московского Великий князь Дими­трий Иоаннович Донской. Заручившись союзом с некоторыми соседними князьями, он первый решился вступить в борьбу с татарским ханом Мамаем, вторгнувшимся в пределы России с многочисленным полчищем татар. Призвав на помощь Матерь Божию, Которой икона была носима в воинстве Рус­ском, и оградив себя благословением Преподобного Сергия, он одержал блистательную победу над Мамаем на поле Куликовском. Многочисленное войско татар было разбито на голову. Такая победа над та­тарами была одержана воинством Русским в конце четырнадцатого столетия, и была зарею освобождения России от владычества татар.
Понятна, что такая победа Русского князя до крайности раздражила и озлобила татар. Они пылали сильным желанием отмстить за свое поражение. Не прошло и пятнадцати лет после победы Великого князя Димит­рия, как Мамай умер. Преемник его Тамерлан, собравши многочисленное воииство, вторгнулся в пределы России и привел оную в ужас. Как страшная туча, он шел к Москве, на пути своем предавая все огню и мечу. Он вошел уже в пределы Рязанские: взял город Елец, пленил князя Елецкого, и убил многих жителей, и устремился к Москве. И Великий князь Московский, Василий Дмитриевич, с войском также подошел к Коломне и остановился на берегах Оки. Страшась грозного врага, он усердно молил Бога и Пресвятую Богородиду о помощи над врагами; призывал в своих молитвах и москов­ских чудотворцев: Петра, Алексия, Преподобного Сергия; писаниями своими убеждал митрополита Киприана и духовенство усерднее молиться Богу и Бого­родице о даровании ему победы над врагами. Просил их убеждать и всех жителей Москвы в Успенский пост усугубить свои молитвы и приносить Богу пока­яние в грехах своих. Во всех храмах Москов­ских совершались моления к Богу за князя и воин­ство Русское. А для большого пробуждения в серд­цах людей духа молитвенного Великий князь повелел из Владимира принести в Москву чудотворную икону Богоматери, по преданию написанную Евангелистом Лукою. — Митрополит, духовенство и народ возблаго­дарили Бога за такое распоряжение Великого Князя. Они надеялись, что подобно тому, как князь Андрей Боголюбский с этою чудотворною иконою некогда оде­ржал победу над Болгарами, так и Москва Ею-же будет спасена от врагов. И не напрасна была на­дежда их!
Чрез десять дней после праздника Успения Бого­родицы чудотворная икона Ея была принесена к пре­делам Московским. Все почти жители столицы вы­шли на встречу чудотворной иконе Богоматери, и уви­девши оную, в благоговейном трепете пали пред Нею и со слезами вопияли: «Матерь Божия! Спаси зе­млю Русскую!» Духовенство с крестным ходом, при безчисленном стечении народа, встретило чудотворную икону Богоматери и проводило оную в Успенский собор­. О, дивное чудо! В тот самый день и час, когда жи­тели Москвы встречали чудотворную икону и молились Матери Божией, Тамерлан заснул в шатре своем и увидел страшный сон. Ему представилась великая гора, с которой сходили многие святители с золоты­ми жезлами в руках, а над ними в лучезарном сиянии явилась Жена, величия неописанного, окруженная множеством молниеобразных воинов, грозно идущих на Тамерлана. Величественная Жена повелевала ему оставить пределы Русские, если нежелает погибели се­бе и войску. Тамерлан от страха затрепетал и прос­нулся. Созванные им вельможи, которым расказал о своем сновидении, желая понять значение виденного, ответили ему: «Это Богоматерь, защитница христиан!» — ­«И так мы неодолеем их», сказал Тамерлан; — и тотчас повел войскам своим идти в обратный путь, и ушел из пределов России.
Можете себе представить, братия, как велика была радость Россиян при получении известия об удалении страшного врага из отечества нашего! Тогда не только жители Москвы, но и все Россияне, как бы едиными устами и единым сердцем в восторги духовной ра­дости восхваляла Матерь Божию, и, в чувстве величай­шего к Ней благодарения, воспевали: «Радуйся, Матерь Божия, яко гром враги устрашающая!»
Что бы память об этом славном событии не оста­лась забвенною в потомстве, в наставление нам, их потомкам, предки наши основали монастырь на том месте, где была встречена ими чудотворная икона Бо­гоматери, и положили ежегодно совершать в оном торжественное моление после крестного хода из Успен­ского Собора.
Вот какое славное и отрадное для сердца событие воспоминается ныне Св. Церковью! Подлинно радостна воспоминать о великом милосердии Царицы Небесной к людям грешным, о чудном и могущественном Ея заступлении за них пред Божиим правосудием. Кто бы нас избавил от толиких бед, которыя мы своими грехами на себя привлекаем! Ктоже бы сохранил, аще не бы Ты, Владычице мира, предстояла молящи Бога за нас!
Так, братия! Видно велика была вера в заступление Богоматери у наших предков; видно пламенна была их молитва к Царице Небесной, когда Она яви­ла им столь великое знамение Своего милосердия! Но кто пробудил столь великую веру в жителях Моск­вы? Кто вселил в них столь богоугодный дух мо­литвенный? Пример Великого Князя Московского, Василия Дмитриевича! Он первый всем своим подданным явил пример великой веры и благочестия. Он не тайно только, но и явно совершал во храме Бо­жием свои сердечныя моления к Богу и Богородице; он с великую ревностью побуждал и духовенство и народ усугубить пост и молитву во время поста Ус­пенского; Ему принадлежала первая мысль перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Богома­тери. И Бог за его веру и благочестие даровал ему победу над страшным врагом России. Подлинно счастливо было Московское княжество, имевшее столь благочестивого князя!
Счастливы и мы, братия, имющие столь благочестивых царей! И мы; в минувшую войну с турками, чем другим привлекли к себе помощь от Бога и Богородицы, как не живою верою в Бога и благочестием нашего Царя! С усердною молитвою к Богу и Богородице Он и начал и продолжал войну. И не напрасна была Его вера в помощь Божию и заступле­ние Богородицы. Ему настолько Бог даровал славную победу над страшными врагами, но и Его Самого не одии раз видимо защищал от убийственных рук злодеев и чудесно отвращал от Него повидимому верно расчитанные смертельные удары!
В чувстве сердечного благодарения за милосердое заступление Царицы Небесной воспоем и мы Ей хвалебную песнь: «Радуйся, яко гром враги устрашающая!» Аминь.
26 августа, 1881 г. Церковь св. Василия Кесарийского, на Тверской, в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *