Поучение протоиерея Александра Романовского в день Вознесения Господня

Как мы можем приобрести мир душевный

        

Иисус ста посреде их, и глагола им: мир вам (Лк. 24, 3).

Иисус Христос, как в первое явление по Своем воскресении, так и в последнее явление пред Своим вознесением на небо, одинаково приветствовал учеников Свохи словами: мир вам! В сих словах Господь выразил ученикам Своим желание такого блага, которого нет ничего выше на земле. И подлинно — что назовем мы на земле драгоценнее мира душевного? Богатство ли? Но как часто и среди злата проливают слезы? Славу ли? Но как часто и самые цари, наскучив суетою и волнениями мира сего, оставляли порфиры и искали себе мира в пустынях? Почести ли? Но Саул и в царском венце ненавидел жизнь свою, когда не имел мира в душе своей. И кто из нас по собственному опыту не уверен, что наша жизнь на земле только и красна миром душевным, что, не имея оного, мы не нашли бы себе счастия и в обладании всеми сокровищами мира?

Если так драгоценен для нас мир души, то кто не пожелал бы иметь его? И что препятствует нам иметь мир в душе? Может быть, неумение приобретать сие сокровище? Поучимся же тому, как можем приобрести оное.

Для приобретения мира душевного прежде всего необходимо научиться жить в мире с другими. Кто по опыту не знает, сколько тревоги и возмущения производит в душе вражда и ссора с другими? Таково свойство испорченного сердца нашего, что оно скорее забывает любовь и ласки других, нежели обиды и оскорбления. Часто одного оскорбительного слова достаточно бывает для того, чтобы надолго посеять в сердце нашем ненависть к другому. Следовательно, тот уже в половину, так сказать, обладает миром душевным, кто научился в точности исплнять заповедь Апостола: иметь мир со всеми человеки (Рим. 12, 18). Но сего еще не довольно для приобретения мира душевного.

Для сего, потом, необходимо человеку иметь твердую веру в Бога. Трудно человеку иметь мир в душе своей, когда все окружающее его идет против него. Неудача в предприятиях, потеря чести, имения, друзей, родных, — до того иногда возмущает внутренний мир человека, что он представляется существом самым жалким в целом мире. И где найдет он себе утешения в таком бедственном состоянии? В одной твердой вере в Бога и Его вседействующий промысл. Твердая вера в Бога в самыя скорбныя минуты жизни нашей может внести в душу мир и радость, раскрыв пред нами те небесныя сокровища, коих недостойны все страсти нынешнего времене (Рим. 8, 18), как говорит Апостол Христов.

Но чтобы вера в Бога производила в душе человека мир и радость, для сего необходимо ему заботиться о чистоте своей совести. Ничто столько не возмущает душевного спокойствия и мира, как оскверненная грехами совесть. Бог, по безконечной любви Своей к человеку, ни на минуту не оставляет его без Своего попечения, ни на минуту не позволяет ему забываться: но на каждое действие его Он тотчас отвечает ему или одобрением, или укоризною, посредством внутреннего гласа в душе его, что мы называем совестью. Сей-то внутренний глас Божий, неумолкно вопиющий в пустыне нашего сердца, часто такое влияние имеет на человека, что, и среди величайшего, повидимому, счастья земного, он не находит на земле счастья, и бегает никому же гонящу (Притч. 28, 1). Так Саул и в царских чертогах был несчастнее Давида, который, имея совесть чистую, и окруженный отвсюду опасностями, благословлял Господа от избытка духовной радости. Так бывает и между нами. Не часть ли иной, угрызаемый совестью, и среди богатства бывает беден, и среди радости печален, и среди веселия скучен, тогда как другой, обладающий чистою совестью, и скорбя присно радуется (2 Кор. 6, 10)? Так Апостолы Петр и Иоанн радовались даже и тогда, когда им случиловь приять безчестие за имя Господа Иисуса(Деян. 5, 41). Не ясно ли из сего, что мир и радость даруются от Бога душе человека, обладающего чистою совестью?

Правда, мы не можем быть на столько осторожными в своей жизни, чтобы не уязвить своей совести чем либо недостойным Бога. Несть человек, иже поживет и не согрешит. Но сие не дожно приводить нас к той мысли, будто нам совсем не возможно иметь чистой совести, а с нею и мира в душе своей. Бог предвидел это, и дал человеку средство очищать свою совесть от неизбежных дыя него грехопадений; это средство — есть усердная молитва к Богу. Все подвижники добродетели среди величайших искушений усердную молитву к Богу находили единственным оружием против нападений вражеских. И сам Христос Спаситель не молитвою ли, простертою до кровавого пота, укреплял Себя в борьбе духовной пред Своими страданиями? Хотя бы кто и ежечастно падал, не должен ослабевать духом, и отчаяваться в милосердии Божием, — только бы он умел и возставать, подобно Давиду, в сердечном покаянии пред Богом; и Бог милости и щедрот и человеколюбия, не хотящей смерти грешника, возвратит ему спокойствие совести, а с нею и мир души.

Последнее и вернейшее средство приобрести мир душевный есть частое и благоговейное приобщение св. Таин Христовых. Кто особенно возмущает нашу душевную тишину и спокойствие? Дух злобы, дух брани и смятений, диаволь нетерпящий и самого имени мира. Если на земле нет для человека ничего драгоценнее мира и спокойствия, то и потеря оного не может сравниться ни с какою потерею. Это знает диавол, и потому прежде всего нападает на человека возмущением его внутреннего спокойствия, то поражая его болезнями, то разрушая его внешнее благосостояние, то раздражая его честолюбие обидами и оскорблениями от других. Сего-то врага прежде всего и должен сокрушить ищущий себе мира душевного. А кто сильнее сделать это, как не Господь наш, Иисус Христос, Который для того и пришел в мир, да разрушит дела диаволя (1 Ин. 3, 8)? Если враг спасения нашего страшится и одного имени Иисуса Христа, далеко бежит от крестного знамения, то в каком страхе он должен находиться там, где присутствует Сам Господь, Царь славы? Если и в присутствии земного царя соблюдается порядок, спокойствие и тишина, и ни какой враг спокойствия не осмеливается нарушать мир: то какой мир, какая тишина должны окружать Царя Небесного. Которого мы приемлем в Святейшей Евхаристии в дом души своей?

Посему жалки те, именующиеся христианами, люди, которые редко приступают к приобщению св. Христовых Таин под тем предлогом, что душа их находится в безпокойстве и смущении. Тогда-то бы человек и должен наипаче прибегать ко Господу, как Царю мира, дабы От присутствием Своим водворил мир в душе человека, подобно как некогда прсутствие Его на корабле водворило мир и тишину среди волнующегося моря! И не безрассудно ли удаляться от врача именно потому, что мы болен? Врачь Небесный, Христос, Сам призывает таковых к Себе, желая даровать им мир: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, вопиет Он к нам в Евангелии (Мф. 11, 28). Можно ли после сего не желать сближения с ним, дабы восприят от Него мир и радость для души своей?

Итак желаешь ли, христианин, иметь мир в душе своей? Избегай вражды с другими, пробуждай в душе твердую веру в Бога и Его вседействующий промысл, опасайся осквернять совесть твою беззакониями и неправдами, в случае грехопадения твоего спеши обратиться к Богу с молитвою и покаянием, приступай чаще к Божественной трапезе, — Св. Таинству Тела и Крови Христовой: — и ты будешь иметь мир с Богом, мир с другими и мир с самим собою. Аминь.

1881 г. Церковь св. Василия Кесарийского, на Тверской, в Москве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *