Поучение протоиерея Леонида Колчева (+1944г.) в неделю пред Воздвижением.
Евангелие от Иоанна, зач. 9 (3, 13-17).
В числе пораженных великими знамениями и чудесами Иисуса Христа был некий фарисей, один из начальников иудейских. Не желая, очевидно, оказывать высокой чести Христу на глазах у всех, а м. б. из опасения быть уличенным в том, что он открыто делается учеником Его, Никодим пришел к Нему ночью. Фарисеи не признавали Иисуса Христа за обетованного Мессию, считая Его простым человеком — сыном, Иосифа и Марии из Назарета, хотя Он творил такие дела, которые ясно показывали, что с Ним Бог (Ин. 5, 36; 10, 25-38). В виду этого у некоторых, правда немногих, невольно зародилась мысль, а не есть-ли в самом деле новоявленный Чудотворец действительно Сын Божий? Желая убедиться в своем тайном предположении, Никодим и пришел ко Христу, чтобы в личной беседе выяснить возникшия у него недоразумния. В беседе этой, вторая часть которой предложена ныне нам в евангельском чтении, Иисус Христос высказал ученике о том, что Мессия спасет людей Своими страданиями.
Фарисеи полагали, что царствия небеснаго достойны только они, как происходящие от Авраама и исполняющие предания старцев, а все другие уже осуждены Богом и потому заслуживают только презрения. Это было, конечно, совершенно не верно. Истинно — верующих, духовно возродившихся людей приведет на небо не праотец Авраам, а Тот, Кто сошел с неба и в то-же время пребывает там, т. е, Сын Божий. Таким образом нет другого лица, которое с такого очевидною ясностью могло-бы возвестить людям о тайнах царствия небесного. Всякое другое учение будет только человическим. Что-же касается спасения людей, в том числе и самого Авраама, то оно возможно только через крестныя страдания Мессии. Чтобы яснее представить эту истину, Христос указал Никодиму на прообраз медного змия, вывешенного Моисеем в пустыне. Подобно тому, как некогда евреи, ужаленные ядовитыми змеями, взирая с верой и молитвой на медного змия, оставались живыми, так через веру в распятого на кресте Господа Иисуса люди могут получить спасение от грехов своих и даже больше того. «Там иудеи спаслись от смерти только временной, — говорит св. Иоанн Златоуст, — а здесь — вечной; там повешена медь, изображавшая подобие змия, здесь тело Владыки образовано Духом; там змий угрызал; змий врачевал; так здесь: смерть погубила, смерть и спасла».
Этим самым Христос давал разуметь, коею смертию хотящие умреты (Ин. 12, 32-33). На такую жертву Мессию, ради грешного человека, прельщенного диаволом чрез змия, подвигла любовь Божия, ибо тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16).
С тех пор как человек согрешил, заключились двери рая, около которых был поставлен херувим с огненным мечем (Быт. 3, 24). Не были решително никакой возможности вернуть потерянное, ибо рожденное от плоти есть плоть, т, е. все потомки наших прародителей находились в греховном состоянии. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, с немже вси согрешиша (Рим. 5, 12). А известно, что если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14) и, конечно, не грешнику спасать такого-же грешника. Необходимо было Лицо, свободное от греха, только Оно могло принести выкуп за человека, который безконечно оскорбил Бога и стал к Нему во враждебное отношение. Зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови (1 Петр. 3, 18), и мы действительно примирились с Ним (Рим. 5, 10-11). Средством для достижения этой цели были крестныя страдания Христа, смерть и воскресение. Прияв на Себя грехи всего мира, Он, как величайший преступник, принес искупительную жертву и вновь открыл человеку доступ на небо. Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящихь к Сыну человеческому (Ин. 1, 51). Теперь у дверей рая нет уже херувима, возбраняющего вход в него и все истинно-верующие, оправданные благодатию Божией, безпрепятственно входят в царствие Христово. Аще бо единого прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни водворятся единым Иисусом Христом (Рим. 5, 17). Так и Церковь Божия в день светлого Христова Воскресения радостно поет: смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного житии вечного начало, ибо Христос отверзл еси нам райские двери (Тропарь Пасхальнога канона). Эта радостная весть символически ежедневно поминается нам открытием царских врат на всенощной и особенно на литургии.
Итак, любовь Божия все покрыла, падшему руку помощи протянула и дала все необходимое, чтобы вновь наследовать утерянный рай сладости.
Слава Богу, благодателю нашему, во-веки и да поспешит каждый из нас воспользоваться Богодарованными средствами. Аминь.
Добавить комментарий