Поучение протоиерея Леонида Колчева (+1944г.) в неделю пред Воздвижением.

 Евангелие от Иоанна, зач. 9 (3, 13-17).

В числе пораженных великими знамениями и чудесами Иисуса Христа был некий фарисей, один из начальников иудейских. Не желая, очевидно, оказывать высокой чести Христу на глазах у всех, а м. б. из опасения быть уличенным в том, что он открыто делается учеником Его, Никодим пришел к Нему ночью. Фарисеи не признавали Иисуса Христа за обетованного Мессию, считая Его простым человеком — сыном, Иосифа и Марии из Назарета, хотя Он творил такие дела, которые ясно показывали, что с Ним Бог (Ин. 5, 36; 10, 25-38). В виду этого у некоторых, правда немногих, неволь­но зародилась мысль, а не есть-ли в самом деле новоявленный Чудотворец действительно Сын Божий? Желая убедиться в своем тайном предположении, Никодим и пришел ко Христу, чтобы в личной беседе выяснить возникшия у него недоразумния. В беседе этой, вторая часть которой предложена ныне нам в евангельском чтении, Иисус Христос выска­зал ученике о том, что Мессия спасет людей Своими страданиями.

Фарисеи полагали, что царствия небеснаго достойны только они, как происходящие от Авраама и исполняющие предания старцев, а все другие уже осуждены Богом и потому заслуживают только презрения. Это было, конечно, совершенно не верно. Истинно — верующих, духовно возродившихся людей приведет на небо не праотец Авраам, а Тот, Кто сошел с неба и в то-же время пребывает там, т. е, Сын Божий. Таким образом нет другого лица, которое с такого очевид­ною ясностью могло-бы возвестить людям о тайнах царствия небесного. Всякое другое учение будет только человическим. Что-же касается спасения людей, в том числе и самого Авра­ама, то оно возможно только через крестныя страдания Мессии. Чтобы яснее представить эту истину, Христос указал Нико­диму на прообраз медного змия, вывешенного Моисеем в пустыне. Подобно тому, как некогда евреи, ужаленные ядовитыми змеями, взирая с верой и молитвой на медного змия, оставались живыми, так через веру в распятого на кресте Господа Иисуса люди могут получить спасение от грехов своих и даже больше того. «Там иудеи спаслись от смерти только временной, —  говорит св. Иоанн Златоуст, — а здесь — вечной; там повешена медь, изображавшая подобие змия, здесь тело Владыки образовано Духом; там змий угрызал; змий врачевал; так здесь: смерть погубила, смерть и спасла».

Этим самым Христос давал разуметь, коею смертию хотя­щие умреты (Ин. 12, 32-33). На такую жертву Мессию, ради грешного человека, прельщенного диаволом чрез змия, подвигла любовь Божия, ибо тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16).

С тех пор как человек согрешил, заключились двери рая, около которых был поставлен херувим с огне­нным мечем (Быт. 3, 24). Не были решително никакой воз­можности вернуть потерянное, ибо рожденное от плоти есть плоть, т, е. все потомки наших прародителей находились в греховном состоянии. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, с нем­же вси согрешиша (Рим. 5, 12). А известно, что если слепой по­ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14) и, конеч­но, не грешнику спасать такого-же грешника. Необходимо было Лицо, свободное от греха, только Оно могло принести выкуп за человека, который безконечно оскорбил Бога и стал к Нему во враждебное отношение. Зане и Христос единою о гре­сех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови (1 Петр. 3, 18), и мы действительно примирились с Ним (Рим. 5, 10-11). Средством для достижения этой цели были крестныя страдания Христа, смерть и воскресение. Прияв на Себя грехи всего мира, Он, как величайший преступник, принес искупительную жертву и вновь открыл человеку до­ступ на небо. Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящихь к Сыну человеческому (Ин. 1, 51). Теперь у дверей рая нет уже херувима, возбраняющего вход в него и все истинно-верующие, оправ­данные благодатию Божией, безпрепятственно входят в царствие Христово. Аще бо единого прегрешением смерть царствова еди­нем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни водворятся единым Иисусом Христом (Рим. 5, 17). Так и Церковь Божия в день светлого Христова Воскресения радостно поет: смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного житии вечного начало, ибо Христос отверзл еси нам райские двери (Тропарь Пасхальнога канона). Эта радостная весть символически ежедневно поминается нам откры­тием царских врат на всенощной и особенно на литургии.

Итак, любовь Божия все покрыла, падшему руку помощи протянула и дала все необходимое, чтобы вновь наследовать утерянный рай сладости.

Слава Богу, благодателю нашему, во-веки и да поспешит каждый из нас воспользоваться Богодарованными средствами. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *