Поучение священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверскаго (+1937г.) в день св. апостола Андрея Первозванного
Первозванный
Нынешний день побуждает нас восхвалить св. апостола Андрея, одного из двенадцати апостолов. Очень мало сохранилось о Нем сведений в Святом Евангелии. Только о призвании ап. Андрея говорится несколько подробнее, другие сведения о нем кратки. Но и немногого сказанного достаточно, чтобы украсить память св. апостола Андрея вместе с воспевшею его Церковью многими и великими похвалами.
Уже название «первый» (Ин. 1, 41), которое дается ему в Евангелии, т. е. первый по призванию ко Христу, первозванный, так много говорит уму и сердцу. Ведь первому начать какое-либо дело, проложить куда-либо путь особенно трудно. Следовать за другими легче, чем начинать. И вот похвала первого званного ученика принадлежит ап. Андрею.
Придти ко Христу было нелегко, особенно первым ученикам. Если теперь, когда за Христом в течении многих веков шло уже бесчисленное множество людей, пойти за Ним не на словах, а на деле, кажется столь трудным, даже невозможным, то что сказать о первых последователях?
Правда, к пришествию Христа на землю Бог подготовлял людей через пророков, пред самым же пришествием уготовлял путь Господу Иоанн Предтеча, но многие из людей и пророков не понимали и не хотели понять! И к проповеди Иоанна Предтечи, почитавшегося за великого пророка, многие относились легкомысленно, лишь краткое время как бы полюбовались этим светильником горящим и светящим (Ин. 5, 35), а потом отошли от сурового проповедника покаяния, который не ест, не пьет, не обещает радостей жизни земной, проповедуя лишь о Царствии Небесном! Чаяние радостей земных от грядущего Христа ослепляло умы и сердца толпы. Она, слыша предречения пророческие о страданиях и смерти Христовой, не хотела понять их, повторяя, что дни Христа должны быть днями царственной славы и благосостояния земного, что Христос не должен умереть во веки (Лк. 19, 34-38. 44). Как трудно было сбросить пелену этих льстящих сердцу предрассудков, расстаться с пленившими сердце чаяниями, сделаться верным учеником сначала сурового проповедника правды Иоанна Предтечи, а потом последовать за Христом! Ап. Андрей сделал это первым. Он шел за Христом не озираясь назад, до конца своей жизни. Такова слава Первозванного.
Для такого следования за Христом необходимо было иметь в сердце пламенную любовь к Богу, превозмогавшую всякую любовь, воспламениться жаждою Божественною, неодолимым влечением сердца к тому, что чисто, истинно прекрасно, Божественно, заглушающим жажду наслаждений земных, не свободных от примеси греха. К апостолу Андрею во всей силе приложимы чудные слова псалмопевца: «как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже; жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие? Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: “где Бог Твой?”» (Пс. 41, 2-4). С этой жаждой любви Божественной припал ап. Андрей сердцем своим к Источнику воды живой, Христу. И его жажда после первой встречи не ослабела, но усиливалась до конца жизни. «Много званых, но мало избранных» ради своей пламенной любви к Богу. Званые после, казалось бы, должны были исполниться такою любовию более первых званых, поскольку видели более благодеяний любви Божественной. Однако они часто оказывались и по избранию последними. Св. ап. Андрей, первый званый, был и первым избранным ради своей пламенной любви, оправдавшей призвание.
Господь сказал апп. Андрею и Петру: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19). «И они, — продолжает евангелист, — тотчас, оставив сети, последовали за Ним». Как много сказано в этих словах немногих, и каких похвал достоин апостол, о котором такие слова сказаны! Не могут оставить ради Христа и немногое христиане, носящие Его имя с первых дней жизни! Медлят, откладывают целые годы до самого конца жизни то, что внушает сердце и совесть сделать ради Христа! А ап. Андрей тотчас оставил свои сети, с ними же и все свое благосостояние. Отселе у него не было ни обеспеченного куска хлеба насущного, ни постоянного жилища, ни определенных средств к существованию, ни радостей жизни земной, к которым привязано было сердце. Оставить все это — подвиг, превосходящий меру сил человеческих. Без помощи Христа никто из людей не может оставить все, разумея под этим отказ не только от имущества, но и от всего, чем человек жил, дорожил, любил, от всех привязанностей сердца ради Христа. Это высота духовная, на которую восходили после многих слез, воздыханий и трудов целой жизни величайшие подвижники Христовы. Но только оставившие все могут сделаться истинными «ловцами человеков». Как может кто-либо призывать других, когда сердце самого ловца не уловлено? Ему всегда скажут: «Врач, исцелись сам, покажи на деле, на примере собствеиной жизни то, чему учишь».
Ап. Андрей, оставив все ради Христа, сделался и прекраснейшим «ловцом» душ человеческих. Он прошел с проповедью о Христе, по свидетельству предания, множество стран, терпя гонения от иудеев и язычников. Он прошел многие страны Азии и Европы: Грецию, Кавказ, Скифию. Доходил, по преданию, до Киева, где водрузил Крест и предсказал, что слава света Христова воссияет в стране Русской. Им, следовательно, положено начало «уловления» и наших душ, потому хвала ему как «ловцу человеков» из наших уст должна возноситься особенно усердная, теплая, сердечная.
Примечательны слова Предтечи Господня, которые побудили ап. Андрея последовать за Христом: «Вот, Агнец Божий» (Ин. 1, 36). Не столь удивительно было, когда впоследствии стекались ко Христу толпы, слыша проповедь о Царствии Небесном с его радостями, как последование за Христом Агнцем Божиим, пришедшим пострадать за грехи мира. На призыв к радостям, наслаждениям идут весьма многие. И числу приходящих ко Христу не было бы конца, если бы призыв к радостям Царствия Небесного не омрачался в сознании толпы призывом Предтечи Господня и Самого Господа: «Покайтесь, входите тесными вратами», а не «широким» путем столь манящих к себе наслаждений жизни земной, очистительными страданиями ради правды, которая господствует всецело в Царствии Божием. Потому толпы, привлеченные ожиданием радостей, скоро отходили, когда понимали, что Царствие, проповедуемое Христом, не земное, а небесное. Что радости его не обычные, земные, а особые, духовные, столь мало понятные живущим на земле. Что прежде, чем радости, ждут ищущих Царствия Христова страдания. Что Сам Христос — не царь земной, а прежде всего Агнец Божий, страдающий за грехи мира, и к соучастию в искупительных Своих страданиях призывает он всех.
Ап. Андрей последовал за Христом Агнцем Божием, не как любитель наслаждений жизни земной, но как верный ученик, возлюбивший Крест Христов. Когда правитель города Патры в Малой Азии стал хулить Крест Христов, почитавшийся позорным у язычников, грозить апостолу крестною смертию, св. Андрей начал с верою и любовию объяснять правителю тайну Креста, через который совершилось искупление людей. Тогда правитель подверг апостола заключению в темнице, побоям и другим мучениям. Св. Андрей назвал себя рабом Креста и говорил, что не боится страданий временны, даже желает их ради Христа Распятого. Когда апостол увидел крест, уже приготовленный для него, то воскликнул: «Радуйся, Крест, плотию Христовою освященный. Прежде, нежели был распят на Тебе Христос, ты был страшен для людей, ныне же ты с любовию и радостью приемлешься… О Крест, издавна любимый! О крест, давно желаемый! Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему!» Когда народ требовал снять со креста невинного праведника и правитель Епат хотел уже уступить желанию народа, апостол молил, чтобы Господь не допустил этого, не лишил его уподобления Ему в образе смерти, не дал поколебаться верующим, затем мирно предал дух свой, не сойдя со креста, подобного своему Учителю. Восприяв с первого призвания свет Христов, апостол взошел на Крест, чтобы соединиться навеки с Богом.
Да дарует нам Господь сложить похвалы ап. Андрею в своих сердцах, чтобы воспоминанием о дивных духовных доблестях его хотя бы отчасти отгонялась наша медлительность в последовании Христу, в исполнении Его заповедей, чтобы возгорачась в сердцах наших любовь ко Христу, постоянно охлаждаемая житейским себялюбием, орошаемая пеплом страстей, чтобы усиливалась в нас готовность ради Христа если не оставить все, то оставить хотя бы постыдные, унжающие нас страсти, чтобы воспламенялась любовь не к наслаждениям лишь жизни земной, которых ищут язычники (Мф. 6, 32), но и к правде Царствия Христова, радость которого неизреченна и не сравнима ни с какими радостями земли, от Христа нас отдаляющими.
Саратов. 30 ноября 1927 года.
Добавить комментарий