Поучения протоиерея Иоанна Долинского (+1910г.) в неделю по Рождестве Христовом
«Отшедшым же им (волхвам), се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е» (Мф. 2, 13).
Какая неожиданная перемена в дни детства нашего Спасителя! Одни, по гласу Ангела, оставляют мирные поля вифлеемские и радостно спешат в знакомую им пещеру, чтобы поклониться родившемуся Богомладенцу, — это пастыри вифлеемские. Другие из дальней Персии под руководством необычной звезды с веселием спешат в Тот же Вифлеем, чтобы поклониться Тому же Богомладенцу и принести Ему дары: золото, ливан и смирну, — это восточные волхвы, или мудрецы. А между тем тот, которому, кажется, надлежало радоваться более всех дивному событию вифлеемскому и прежде всех поспешить в вертеп с поклонением и дарами, тот «хощет… искати Отрочате, да погубит Е» — это Ирод, в области которого благоволил родиться Спаситель мира!
Что же это за необычные явления? Почему это, едва только новорожденный Богомладенец успел принять почести от вифлеемских пастырей и волхвов, восточных мудрецов, как Сам должен был спасаться бегством от преследования Ирода?
Это совершилось, братия моя, по воле Божией для нашего назидания. Иисус Христос благоволил снизойти на нашу грешную землю не только для того, чтобы, приняв на Себя нашу немощную плоть, пострадать за нас и Своими страданиями искупить нас от греха, проклятия и смерти и даровать нам возможность снова получить блаженство, но вместе и для того, чтобы примером Своей собственной страдальческой жизни научить нас тому, как мы должны жить здесь, чтобы достигнуть предназначенного блаженства. А так как путь к этому блаженству узкий и скорбный, как сказал Господь, и им идут очень немногие (Мф. 7, 14), то поэтому-то вот Спаситель, как бы предостерегая нас, и благоволил родиться в убожестве и нищете, подвергнуться озлоблениям и преследованиям знатных и незнатных мира сего с самого дня Своего рождения до крестной смерти, несмотря на Свои несчетные благодеяния роду человеческому, чем внушает и всем нам, Своим последователям, что те же убожество и нищета, различные скорби и страдания ожидают каждого из нас на пути к Царству Небесному с самого рождения и до могилы. Ибо «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»(Деян.1 4, 22). Все эти скорби и страдания мы должны переносить терпеливо и без ропота, несомненно веруя, что Господь избавит нас от этих несчастий, как избавил Богомладенца Иисуса от руки Ирода. Ибо все ухищрения наших врагов-людей против нас пред лицом Господа ничтожны. Он знает, как в надлежащее время исхищать избранных Своих от опасности и как предупреждать ухищрения со стороны врагов наших (2 Пет. 2, 9; Деян. 12, 11).
Но, братия моя, беседуя о несчастьях и страданиях, какие встречаются с нами в здешней жизни, как о необходимом условии для достижения Царства Небесного, я должен, сказать, что не все несчастья одинаково спасительны для нас. Несомненно то, что безропотное, и с терпением, перенесение нами несчастий в этой жизни, посылаемых на нас от Господа, доставит нам блаженство в будущей жизни, ибо «претерпевший до конца спасется», сказал Сам Господь (Мф. 10, 22). Но безропотно и с терпением переносить несчастья, в особенности великие, — очень немногие из нас в состоянии, а потому оно и менее имеет цены пред Господом, чем первое. Кроме того, есть несчастья и многие лишения, которые не только не приносят ни малейшей пользы душе нашей, но еще служат для нее великим вредом. Это — несчастья и лишения, которые многие из нас переносит из-за своего дурного характера: считая себя самих и свои действия правыми и законными, они не хотят обратить внимания ни на слово Божие, воспрещающее и осуждающее таковые действия, ни на осуждение сторонних людей, признающих эти действия неправыми, ни на убеждение их исправиться и действовать согласно с общим мнением людей, из-за чего подобные нередко терпят материальные убытки, подрывающие благосостояние семейства, а иногда, кроме того, подвергаются законной ответственности за свои неправые суждения и действия.
Будем же, слушатели, помнить, что Иисус Христос пришел на землю для нашего спасения. Благоволил родиться в убожестве, нищете, подвергнуться преследованию и озлоблению людей от мира сего для того, чтобы научить нас тому, что на пути к Царству Небесному неизбежны для каждого последователя Его — нужда, бедность и всякого рода лишения и скорби, которые мы должны переносить без ропота и с терпением. А чтобы нам не страдать здесь напрасно от своих неразумных действий и там не подвергаться за то осуждению Божию — будем внимательно следить за собой и своими действиями, беспристрастно проверяя их и исправляя, сообразуясь с словом Божиим и мнением добрых людей. Аминь.
1900 г.
Добавить комментарий