Проповедь архимандрита Георгия (Тертышникова) (+1998г.) в неделю 29-ю по Пятидесятнице
В сердце благодарное вселяется благодать
Сегодня слово Божие о прокаженных. Господь Иисус Христос, идя в Иерусалим к празднику Пасхи, проходил между Самариею и Галилеею. Когда Он входил в одно селение, встретили Его десять прокаженных.
Проказа была распространена в Египте, Палестине и других странах Востока. По закону Моисееву прокаженные были признаваемы нечистыми и были изгоняемы из общества.
Бедствия прокаженных описывает святой Григорий Богослов: «Люди — живые мертвецы, у которых конечности большей части телесных членов отгнили; люди, которых почти нельзя узнать, кто они были прежде… У них нет ни имущества, ни родства, ни друзей… Многие не хотят к ним подойти, не хотят посмотреть на них, гнушаются ими, как чем-то омерзительным… Прокаженных гонят из городов, гонят из домов, с площади, из бесед, из народных собраний… Они скитаются день и ночь, обнищавшие, нагие, бесприютные… призывая с воплем Создателя, слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусочек хлеба или кое-либо разодранное рубище для прикрытия себя». Они ненавидимы только за то, что терпят несчастье и это еще более увеличивает их страдания.
Десять человек таких вот и подошли к Господу при входе в одно селение.
Христа Спасителя в Его путешествиях, кроме учеников, всегда сопровождала большая толпа народа.
Прокаженные, зная закон, запрещавший им входить в общество людей, зная, что народ питает к ним отвращение, остановились вдали от дороги, по которой проходил Господь, и все в один голос закричали: «Иисусе Наставник, помилуй нас» (Лк. 17, 13). Господь заметил прокаженных, но не дозволил им приблизиться к Себе и не исцелил их мгновенно, а отослал их к священникам иудейским, говоря: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17, 14).
По закону Моисееву на священниках лежала обязанность осматривать заболевщих проказою, и если признаки проказы были совершенно ясны, священники тотчас объявляли больного нечистым и изгоняли из общества. Точно так же, когда проказа проходила сама собою, прокаженный должен был явиться к священникам и принести узаконенную жертву Богу
Господь пришел на землю, чтобы возвести нас к вечной жизни. Поэтому, когда нужда и бедствие приводят к Нему человека, Он привлекает его к Себе, пробуждает в нем чувство раскаяния и любви и чрез это чувство вводит его в духовный союз с Собою и удостаивает спасения. Таким образом, веру младенческую, порождаемую внешними бедствиями и питаемую внешними благами, Он обращает в веру полную, спасающую.
В этом смысле повеление идти к священникам, данное Господом прокаженным, составляло для них заповедь, которая должна была испытать их веру. Они послушались и получили награду за свое послушание.
Но только в одном из десяти прокаженных Господь имел утешение видеть ясное понимание благодеяния, Им оказанного, и живое чувство благодарности к Богу.
Неблагодарность девяти других огорчила Спасителя: «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк. 17, 17).
Эти слова Христовы напоминают нам об обязанности всегда быть благодарными Богу. Чувство благодарности — это естественное и необходимое свойство человека. В искренней и глубокой благодарности выражается много прекрасных свойств души человеческой, много высших духовных сил ею возбуждается. По существенной душевной пользе, доставляемой человеку благодарением Бога, Бог заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, воспитывать в себе чувство благодарности по отношению к Нему Самому и к людям.
Благодарение Бога имеет особенное свойство: оно рождает, укрепляет и усиливает веру, приближает нас к Богу Неблагодарность же и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Бога, от Его любви.
В благодарении открываются глубокие тайны христианства; ими вводится в душу обширное и ясное богопознание действием благодатного мира и духовного утешения.
«Уста, постоянно благодарящие, — говорит преподобный Исаак Сирин, — приемлют благословение от Бога; в то сердце которое пребывает в благодарении, вселяется Божественная благодать».
Священное Писание, писания святых отцов и подвижников благочестия открывают нам необозримое богатство и знаменательность благодеяний Божиих человечеству, возбуждающих нас к благодарению Бога.
Видимая нами природа проповедует бытие Бога, проповедует она Его всемогущество, премудрость и благодать.
Гораздо возвышеннее благодеяния Божественной благодати. Христос Спаситель указал путь к небу, основал Церковь, установил в ней таинства. Еще превосходнее будущие дары и блага, которые обещаны нам Богом и которых мы ожидаем.
Обширное поприще благодарения и славословия открывается перед христианином, проводящим Благочестивую жизнь по заповедям евангельским. Вера учит его, что все происходящее в мире совершается по всеблагому и премудрому Промыслу Божию к безмерной существенной нашей пользе. Вера, таким образом, руководит к благодарению Бога, и от благодарения усугубляется сама вера.
Заповедь Божия заповедует благодарить за все, даже за скорби; заповедует благодарить за благоденствие и благополучие, как за снисхождение Божие к нашей немощи. Особое, неизреченное славословие и благодарение Бога объемлет истинного христианина среди лишений и скорбей, которыми Промысл Божий освобождает его от порабощения греху и которым он сопричисляется к сонму крестоносцев Христовых. «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29).
Если скорби о Христе есть дар, подаваемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби и испытания опытна доказывать свою преданность Христу, свою любовь к Богу.
Однажды авва Пимен поведал об авве Коприи: он достиг такого преуспеяния, что, будучи болен и лежа неподвижно на постели, воссылал благодарение Богу за болезнь. Приходившим к нему братиям он советовал переносить скорби с благодарением Бога и говорил: «Блажен, кто переносит скорби с благодаренмем».
Наша благодарность к Богу должна соединяться и с благодарностью по отношению к ближним. «Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак. 1, 17). Поэтому на земных наших благодетелей, подобных нам людей, должны мы смотреть как на посланников Божиих. К благодетелям, как посредникам Божьего попечения о нас, мы должны питать особенную любовь и признательность. Этот долг признательности и благодарности внушает человеку и голос его разумной природы: дитя, еще не умеющее говорить, уже старается выразить свою признательность матери и другим за оказанные ему ласки. Благодарный человек в людях, ему благотворивших, видит — с чувством признательности и непоколебимого уважения — самых дорогих для себя существ, чрез которых он от Господа получил великие благодеяния. И благодетель и облагодетельствованный становятся близкими, родственными во Христе, Который вразумил одного дать, а другого принять добро и пользу. Что может более радовать сердце, чем благодарные сыновья и дочери, благодарные друзья? Питая в душе чувство благодарности к своим благодетелям, мы должны это чувство выражать и на самом деле в словах, поступках и действиях.
Будем с любовью стяжать и воспитывать в себе чувства благодарения Богу. Подвиг этот откроет нам скрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к нам и ко всем людям, умножит в нас живую веру в Бога, и этою живою верою мы сможем приобрести вечное спасение. Аминь.
Добавить комментарий