Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) в день памяти святых сорока мучеников Севастийсхих
Сильнее жизни
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные братия и сестры, есть такое сокровище, которое дороже всех богатств, дороже всего на свете настолько, что люди отдают за него даже свою жизнь. Это — святая, высокая, спасительная любовь к Богу. Есть такое блаженство, есть такая награда, с которой ничто не может сравниться, — это золотой венец мученичества.«Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — сказал Господь (Откр. 2, 10).
И когда мы ныне празднуем память святых мучеников, наше сердце исполняется особой нежностью, сочувствием к этим людям, пострадавшим за святую правду, за Христа, мы испытываем глубокое уважение к ним, удивляемся их подвигу и невольна задумываемся, насколько же они умели ценить любовь Христову и отвечать на нее любовью. Стыдно становится за свою жизнь, дорогие мои. Ведь и мы веруем в Господа и думаем о спасении, но в душе у нас и в жизни совсем нет того горения, той ревности, той живой любви, которая особенно отличала первых христиан да и всех истинно верующих во все времена нашей христианской истории.
Мы почти ничем не жертвуем во имя Господа, мы не хотим понести никаких лишений, порой боимся открыто исповедовать свою святую веру в Бога. А верующие по-настоящему отдавали все: богатство, честь, молодость, благополучие, жертвовали самой жизнью. Они все принесли на алтарь Своему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу: все земные интересы, выгоды и привязанности не могли перевесить чашу их огромной, пламенной любви к Богу, которая неверующим казалась безумием.
И что особенно замечательно — так это мученичество за правду, самоотверженность молодых, даже совсем юных, чистых душой, среди которых святые великомученики Георгий, Трифон, Пантелеимон, святые великомученицы Варвара, Екатерина, святые сестры мученицы Вера, Надежда, Любовь и многие, многие другие. Они были юны телом, но мудры душой. И в слабом, немощном теле просияла такая сила духа, что слов не хватит описать все это, восхвалить их красоту и мужество.
Ведь были и те, что добровольно отдавали себя в руки мучителей, искали смерти за Христа. Какой верой твердой, сознательной, нерушимой наполнились их сердца! Какой постоянной, неизменной, небесной надеждой питались их души! Какой пламенной любовью, той, что сильнее самой жизни, исполнялось все их существо! Это были люди, во всем подобные нам. Они жили, трудились и скорбели, пока не призвал их Господь к высокому мученическому венцу.
Сегодня мы празднуем память святых сорока мучеников Севастийских. Они были воинами, их принуждали отречься от Христа и принести жертву бесам. Их били, мучили, наконец, раздев донага, загнали на середину озера. Была зима, и дул пронзительный ветер, а на берегу мучители устроили теплую баню: язычники хотели этим соблазнить святых мучеников. Но воины Христовы мужественно терпели стужу и лютый холод, укрепляя себя пением псалмов. Однако один все же не выдержал муки, побежал в баню, думая тем спастись, но погубил и временную, и вечную жизнь. Едва коснулся он порога, как упал замертво. Прочие же святые мученики печалились о нем. В третьем часу ночи засиял с неба дивный свет. Один из стражников не спал и увидел сходящие к мученикам в светлых лучах золотые венцы. Пораженный видением, он разбудил других воинов, у них на виду снял свою одежду и стремительно вошел в воду, желая сподобиться мученического венца. Велика была радость святых, а мучители и отец их, диавол, были посрамлены. Мученики стояли в ледяной воде, благодаря Бога, и вода стала для них теплой. Утром им перебили голени и таким образом умертвили, а тела сожгли, и даже кости бросили в реку, но останки их чудесным образом были собраны и с честью похоронены христианами.
Дорогие братия и сестры, я назвал бы счастливыми тех людей, которые носят имена святых мучеников, а еще счастливее те, которые уподобляются им в своей жизни. Мученичество — знак избрания, великий дар, милость Божия. Страдальцы шли на мучения радостно и на все угрозы дерзновенно отвечали мучителям: «Мучайте, изобретайте новые муки, тем самым вы только усугубляете наши венцы». И апостол говорит христианам: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29).
«Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего…» — поет Святая Церковь (тропарь общий мученикам). И кто из нас не пожелал бы получить золотой венец? Кто не хотел бы наследовать эту неизреченную награду?
Высоким душам свойственно стремление к подвигу. Когда кончились времена гонений, люди стали понуждать себя к страданиям ради спасения и очищения души. Они уходили в пустыни, в затворы, поднимались на столпы, опускались в пропасти, и жизненный подвиг этих великих подвижников был не легче самого мученичества. Их воздержание, нестяжание, их бесстрастие и равноангельская жизнь нам, людям ХХ веха, кажутся непосильными, неудобовыполнимыми, а иные считают это безумием. К чему такое самоистязание, ради чего и зачем все это? Не можем постигнуть мы счастья этих страданий, их истинной цели и ценности пред Богом.
Однажды собрались некие великие отцы и, рассуждая о своих делах, спрашивали: «Что сделали мы?» На это один из них, великой жизни авва, отвечал: «Мы исполнили слово Спасителя: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11).
Если человек всем желает только добра, а ему платят ненавистью, если его добрые дела остаются без благодарности, а любовь неразделенной и он в тиши уединения проливает слезы за тех, которые не ведают, что творят (Ср.: Лк. 23, 34), — это ли не бескровное мученичество? Если, не жалея себя, человек честно выполняет свой долг, а его порицают, злословят, обвиняют в корысти — это ли не мученичество?
Если, наконец, человек, спасая свою душу, борется с грехом, подвизается против страстей, слезами омывает свою греховность, с болью сердца преодолевает дурные привычки, мужественно переносит искушения и соблазны, хранит верность Божественным заповедям в любых обстоятельствах — это ли не добровольное мученичество за Христа? Знайте, что Господь примет все, наградит и за самую малость.
Рассказывают, что у одного старца был ученик. Вечером он всегда приходил к духовному отцу за наставлением и благословением на ночь. Однажды старец задремал, а ученик не посмел его разбудить и сидел, терпеливо ожидая, когда тот проснется. Помыслы возмущали его душу, побуждали идти отдыхать, но он противился им, не смея уйти без благословения. И так семь раз в течение ночи ученик отражал эти искушения. Пробудившись, старец удивился, что ученик еще бодрствует, дал ему обычное благословение и отпустил, Но в видении увидел вдруг семь прекрасных венцов и услышал голос: «Эти семь венцов заслужил твой ученик в эту ночь». В страхе очнулся старец и поспешил узнать, чем же занимался его ученик в эту ночь. Тот все отрицал и говорил, что он совсем ничего не делал. Наконец, поскольку старец не отступал, ученик сказал: «Прости, отче, я ничего не знаю за собой доброго, разве что семь раз помысл побуждал меня уйти без благословения, а я семь раз противился ему». Понял тогда старец, за что награжден ученик, но ему самому ничего не сказал, ради его смирения, а другим рассказал эту историю на пользу души, чтобы все знали, как щедр наш Господь и милостив.
Повторю, дорогие мои: счастливы те, которые по жизни уподобляются святым мученикам. Да не устрашится чье-либо сердце от этих слов. Святые мученики встречали мужчения как праздник.
В житии Адриана и Наталии говорится, что Наталия, супруга Адриана, радовалась и благодарила Бога за то, что сподобилась быть женой мученика, и не только словом укрепляла своего мужа в терпении, но и сама возлагала его руки и ноги на тяжелую наковальню, где они были раздроблены. Она желала своему мужу мученического венца и опасалась, что он устрашится мук. Вот истинная христианская любовь, основанная на глубочайшей, искренней вере в Господа!
Да не устрашится кто-либо, слушая рассказы о страданиях. Когда в чистом сердце горит огонь любви к Богу, когда в душе живет святая преданность своему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу, тогда не страшны никакие лишения, никакие труды, никакие муки, тогда ничтожными кажутся все земные привязанности, вся суета и забота этой жизни, тогда легки и желанны подвиги.
Дорогие мои! Господь нас всех призывает идти Его путем — узким, скорбным, крестным. Он призывает, Он Сам и поможет, и укрепит, даст терпение и силы. Если Он кого призовет и на явное мученичество, то знайте и верьте: Он будет рядом с вами в те минуты, и с Ним вы будете сильнее всех на свете, вы будете сильнее всякой злобы человеческой и диавольской, сильнее самой смерти.
«…Держи… дабы кто не восхитил венца твоего», — предупреждает Господь (Откр. 3, 11). Спаситель знает о нашей немощи, но святая любовь может вознести нас выше всех страхов, выше боязни смерти.
Да сподобит Господь каждого из нас возлюбить Его сильнее всего на свете и пройти до конца Его путем. Мы не знаем, может быть, кто-то и будет призван к мученичеству. Но пока все призваны по мере сил потрудиться в исполнении Его заповедей и пронести через все испытания свою веру и свою верность. Господь сказал: «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Аминь.
Добавить комментарий