Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) (+2000г.) в неделю 20-ю по Пятидесятнице

Не плачи!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Солнечный летний день. В прекрасной палестин­ской местности расположен городок Наин. Обычно он тихий, спокойный. Но сегодня там слышатся плач и вопли. Что за толпа выходит из городских ворот?
Женщина, бедная вдова, навеки прощается со сво­им единственный сыном; бедная мать хоронит свое дитя. Угасла ее единственная радость, не стало един­ственной надежды и опоры… В толпе то и дело слы­шатся вздохи и возгласы сожаления, сочувствия. А уж ей-то, матери, каково? Она осталась совсем одна, сын, молодой, сильный, уходит в могилу. Его прово­жают в последний путь… Кто в силах утешить ее в этом безысходном материнском горе?
Навстречу печальной процессии движется группа людей, и в толпе уже зашептали. То Иисус, великий Пророк, недавно появившийся в Иудее. Ходит Он по палестинским дорогам, окруженный преданными учениками, но слух о Нем облетел всю страну. Он уже стольких исцелил, утешил… Кажется, никакое горе, никакая болезнь, скорбь не могут превзойти Его бла­годатной силы. И вот Он, Утешитель плачущих и скорбных, идет навстречу. Сколько любви, сколько понимающего сочувствия в Его взоре! Он не остается безучастным к материнскому горю, готов помочь безутешной вдове. «Не плачи», — слышится Его спо­койный, кроткий голос (Лк. 7, 13).
«Не плачь! Я знаю, как тяжело тебе. Я вижу, что с сыном уходит твоя жизнь… Но не плачь, Я помогу те­бе, Я не могу тебе не помочь…» Мать стоит и чувству­ет силу Его слов, но еще не может поверить, не знает, о чем это Он… А Господь уже стоит возле гроба, уже обращается к бездыханному телу: «Юноша! тебе го­ворю, встань!» (Лк. 7, 14).
О дивное чудо! Мертвый ожил, сел и стал гово­рить (Лк. 7, 15). Мать не помнит себя от радости, а присутст­вующих охватывает изумление и невыразимый страх. Великий пророк восстал в Израиле, и Бог посе­тил народ Свой (Лк. 7, 16). Так милосердие встретилось со скорбью и погасило ее.
Дорогие мои, в утешение вам хочу сказать, что хо­тя происходило это давно, но могло быть и в наши дни. Милосердие Божие не ушло с земли. Господь и теперь пребывает между нами, изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех (Мф. 4, 23). «… Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20) — это не пустые слова, это истинное обещание нашего Господа Спасителя. И теперь Своим благодатным утешением Он утоляет всякую скорбь, утешает во всякой печали, вселяет надежду при самых непоправимых потерях. «Не плачи, го­ворит Он тебе, потерявшей родных, любимого мужа, единственного сына, оставшейся одинокой, беспри­ютной, безутешной. — Настанет час, и вы снова уви­дитесь, насладитесь вечной общей радостью в Моих небесных селениях».
«Не плачи, — говорит Он страдающему тяжелой, неизлечимой телесной болезнью, не отчаивайся, не ропщи, твое тело тлеет, а душа обновляется для лучшей жизни на небе. Не плачи, и ты, изнемогаю­щий от тяжелой внутренней борьбы, от болезней ду­шевных, от грехов. Я вижу твои старания и твою не­мощь, ты ничего не можешь без Меня, но Я исцелю тебя Своим прощением. Я исцелял не таких, как ты, убелял самые что ни на есть почерневшие души, только ты будь бодр и верен Мне. И ты, обиженный, поруганный, оклеветанный, страдающий невинно, ты тоже не плачь. Тебе очень тяжело, но ведь Я Сам все это перенес, и тебе теперь надо бы радоваться то­му, что идешь Моим путем».
Не плачьте и вы все, дорогие мои. В нашей жизни нет места безнадежным слезам. И то правда, что скорбей у нас очень много. Так было, есть и будет, так и должно быть. Земля для нас, грешных, — место изгнания, здесь — время испытания, а мы, слабые, малодушные, унываем, плачем, порой только тогда и обращаемся к Богу, когда постигнет нас скорбь. Гос­подь милосердный всегда принимает и утешает, даже в небольших скорбях. Но по-настоящему мы должны плакать не об этих, пусть и тяжелых, но все-таки вре­менных испытаниях и лишениях. Господь ублажил плачущих о грехах своих, о неисправимости, о неспо­собности к труду, добру, о многих страстях, гнездя­щихся в сердце. Вот о чем надо плакать, потоки слез проливать! А мы об этом как раз и не плачем, и на ис­поведи-то ни слезинки нет у нас… И святые отцы за­поведали нам плач как единственный способ очище­ния души, как верную защиту от новых падений. Они и сами жизнь свою проводили в подвигах, постоян­ной слезной молитве и нам заповедали идти этим путем.
Преподобный Пимен Великий говорит: «Желаю­щий избавиться от живущих в нем грехов плачем из­бавляется от них, и желающий не впадать вновь во грехи плачем избегнет от падения в них». Это путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, кото­рые изрекли: «Плачьте, другого пути, кроме плача, нет…» Сколько же у нас причин, сколько побужде­ний для спасительного плача! Мы должны плакать о прошлых своих грехах, о нынешней греховной жизни, о неисправимости своей, плакать о своей будущей участи — будем гореть в огне гееннском, если здесь слезами не погасим свои страсти. Плакать о наших по­гибающих ближних. Эти слезы Богу дороже всего, их Он соберет в золотой сосуд и воздаст вечной радостью за эту печаль ради Бога, которая, по слову апостола, производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10).
«Сеющии слезами, радостию пожнут», — говорит древний царственный пророк (Пс. 125, 5), сам изведавший силу и пользу покаянных слез.
Так будем же, возлюбленные, пока не поздно, се­ять слезные семена спасительного покаяния и смире­ния, которое ублажает Господь. Будем меньше печалиться о земном, меньше обращать внимания на вре­менные печали, а больше заботиться о вечной пользе для своей бессмертной души. Будем просить у Госпо­да великого дара этих благодатных слез, которые очищают, облегчают грешную душу, которые Сам Господь обещал утолить и вознаградить вечной радо­стью спасения.
Юная девица много раз оскверняла землю мерзо­стью своих грехопадений, казалось бы, что и в аду нет ей места, что душа ее стала чернее черного. Но, Боже Ты наш, кто из смертных в силе изобразить Твою любовь к падшему человеку?! Кто может по­нять бездну Твоего снисхождения к любому грешни­ку?.. И вот эта грешница, которая своими скверными делами губила многие юные души и даже святыни ос­кверняла, заплакала о своих содеянных грехах. Про­шла время, милосердный Господь и ей сказал: «Не плачи, слезы твои уже очистили язвы твоих грехов… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). И кто бы мог подумать! Великая блудни­ца стала Ангелом. Во время молитвы она поднима­лась от земли и стояла на воздухе. Это была Мария Египетская.

Возлюбленные братия и сестры, и мы будем пла­кать не о земных потерях, но о своих грехах, чтобы нам не потерять вечной жизни. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *