Проповедь епископа Иринея (Тафуня), Орского и Гайского в неделю о блудном сыне
Каждый человек в своей жизни задумывается: насколько сильно любит он своих детей или дети любят своих родителей? А любит ли нас Бог, если даже мы отступили от Него? Такие вопросы часто люди задают друг другу или себе. И вот сегодняшний евангельский рассказ отвечает нам на главный вопрос: а любит ли нас Бог, ждет ли нашего возвращения, принимает ли Он наше покаяние? И в сегодняшнем евангельском чтении мы услышали слова, как один из сыновей выпросил у отца своего положенное и ушел. Жил вольно и распутно, пропил, раздал все, и даже не было чем питаться. Воистину, когда человек совершает страшные пороки, падает все ниже и ниже, наступает момент, когда он думает: «До чего же я докатился?» И часто спрашивает себя в таком состоянии: «Как мне быть? Вернуться и сказать «прости» или это уже не имеет смысла». Часто случается, что муж (или жена) уходит из семьи. Проходит время, он одумывается. Однако говорит себе, а точнее страшные мысли внушают ему нечистые силы: «Нет тебе прощения, нельзя возвращаться в семью, которую оставил». И человек, бывает, падает все ниже и ниже, а иногда заканчивает жизнь самоубийством. Но сегодняшний евангельский рассказ да и наша человеческая жизнь показывают другое: если даже кто ушел, все равно ждут его возвращения. Вторая половина надеется: «Вернется, станет лучше, все начнем сначала». То же самое было и в притче: отец ждал возвращения блудного сына, он верил, что тот вернется. И как увидел любимого сына, пошел ему навстречу и даже прервал речь его, не дав сказать страшные слова: «Я недостоин называться твоим сыном». Отец идет навстречу и дает ему перстень. Перстень — это власть. В прошлом всегда на документах ставилась печать, которая изображалась на перстне. Отец не просто возвращает достоинство сыну, но даже дает ему дополнительные привилегии. Вот как любит отец каждого сына, как страдает и как надеется жена или муж, если кто-то ушел. Надеется и верит, что он вернется и все будет хорошо. Если в жизни случаются подобные случаи, прощайте и любите. Этот рассказ, по мнению святых отцов, показывает отношение Бога к человеку. Человек через грехопадение потерял все, но Бог ждет покаяния человека. И даже намерения его Он принимает и дальше делает для человека все. У одного церковного учителя Тертуллиана на этот евангельский рассказ есть следующее толкование. Он сравнивает старшего сына и младшего и говорит, что старший сын — это ангельский мир, младший — это род человеческий. Человек сильно упал, он ушел в страну далече, он оказался здесь, на этой земле, и возвращается к Богу. И Бог поднимает его выше всех. Ведь после того, как пришел на землю Христос-Спаситель и воскрес из мертвых, Он дал возможность человеку совершить то, что ангелам радостно присутствовать и видеть: совершать Божественную литургию. Дал возможность человеку через причастие стать Богом по благодати. Этот евангельский рассказ показывает нам не смерть, а воскресение. Сын был мертв, но ожил. Евангелист Лука призывает нас к воскресению, к изменению. Смотрите, что мы можем получить и кем мы можем стать: сынами Божьими, богами по благодати. Аминь.
Сказано в кафедральном соборе святого великомученика Георгия Победоносца г. Орска 3 марта 2013 года
Добавить комментарий