Проповедь митрополита Арсения (Яковенко), Святогорского в день памяти святителя Иоанна Шанхайского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вот сегодня, братья и сестры, день мы слушали чтение Святого Евангелия, где перечисляются Заповеди Блаженства. И каждая заповедь блаженства говорит о святителе Иоанне, память которого мы ныне празднуем. Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3). Нищета духовная, осознание собственного недостоинства, собственной греховности, собственной никчёмности перед Богом, из которой проистекает кротость и смирение, воистину были у святого угодника Божия.

Нищета духовная связана у него и с нищетою телесной: ничего не имел он, даже ходил босой. Даже во Франции и в других странах, где пребывал, его звали Иоанн Босый, потому что босиком ходил к своей пастве.

Слышим «Блажени кротцыи» (Мф. 5, 5) ― и кротость, и смирение было у сего угодника Божия. «Блажен алчущие жаждущих правды» (Мф. 5, 6) ― так всю жизнь он был хранителем этой правды и других в ней наставлял. «Блажени милостивее» (Мф. 5, 7) ― но как не назвать милостивым святителя Иоанна, когда он сам, находясь в гонении, сам, находясь в эмиграции, нищий, казалось бы, основал дом милосердия, сиротский приют в честь святителя Тихона Задонского в Шанхае, где собирал деток ― сирот, брошенных детей, обездоленных детей и наставлял их, и крестил. И впоследствии они всю жизнь были ему благодарными. «Блажени миротворцы» (Мф. 5, 9) ― как не назвать сего раба Божия миротворцем, когда он мир в душе своей хранил, и к этому миру и других призывал.

Как, братья и сестры, не назвать его изгнанным правды ради? Изгнанный правды радииз своего Отечества, в которое до самой своей кончины не мог вернуться. Хотя переживал за своё Отечество, молился за него, часто говорил нём в проповедях. Так, что даже американцы недовольны были, говорили: «Он не любит Америку, он любит Россию: всё время о ней только и говорит. У него на всех проповедях только «Русь Святая, Русь Святая». И поистине сбываются в сем угоднике Божием слова: «Радуйтеся и веселиться, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12).

И это благословение Божие, и эта вечная радость, коих сподобился святитель Иоанн, ― они почивают в его нетленных мощах, покоящихся ныне в городе Сан-Франциско. Богатство и благодать Божия почивают вместе со святыми мощами в его гробнице и везде, где бы частица его мощей святых ни находилась. И мы имеем счастье иметь частицу его святых мощей — его тела благодатного, которая почивает у нас в святой иконе, что лежит на аналое. И через эту малую частичку святых своих мощей святитель Иоанн присутствует на этом месте своей родины, где он родился, где его детские стопы бегали, где первые азы благочестия он услышал.

Сегодня хочется вспомнить благодатной памяти его благочестивых родителей Бориса и Глафиру, живших в доме, что стоял в этом месте. Старые адамовцы говорили, что паны были очень милостивые. В праздники всегда трапезу накрывали, собирали всех селян, чтобы вместе праздновать, радоваться празднику Божию, поскольку праздники раньше были связаны с церковным календарём.

Как не вспомнить сегодня святителя Антония (Храповицкого), основателя Зарубежной Церкви в эмиграции, который был духовником святителя Иоанна и говорил, что Господь явил нам это чудо во время всеобщей духовной расслабленности.

Святитель Иоанн Шанхайский. Вспомните, братья и сестры, житие. Как говорят: свято место пусто не бывает. На святом месте, несмотря на то, что село небольшое здесь, но стоит сегодня храм и совершается служба, потому что это место намоленное ещё святителем Иоанном в детстве. Ведь и детство само было благочестивое у святителя Иоанна. Ведь недаром вспоминают о нём, что все стены в его доме были завешены иконами, которые он приобретал — приобретал по любви к угодникам Божиим, по любви к святыне. Эта любовь к Богу, она потом выразилась и в любви к людям.

Есть такое выражение святых отцов: «Любящий Бога любит и Его творения». А человек ― венец творения Божьего. Поэтому естественно, что любовь, которая воспитывалась с детства по отношению к Богу, по отношению к святыне, которую он культивировал, преумножая её, Господь дополнил таким благодатным нравом и даровал большую к людям любовь. Это здесь он, в этом доме, прибегая из монастыря или приезжая из паломничества в Святогорский монастырь, где подолгу они проживали с родителями, по его житию, ― здесь, в этом доме, он одевал солдатиков оловянных в монашеские одежды и играл в монастырь. Не в солдат, а в монастырь!

Это он, учась в Полтавском кадетском училище, будучи ещё подростком, во время, когда великий князь приезжал в Полтаву и губернатор, воздавая честь в прямом родстве находящемуся с императорской династией великому князю, давал парад, в котором участвовали не только войска, но и кадетский корпус, и юношеский подростковый на центральной площади Полтавы. И во время этого парада будущий святитель, а тогда ещё подросток Михаил, ― на том параде он вышел из строя, когда строй проходил мимо кафедрального центрального собора города Полтавы и, перекрестившись, низко поклонился, а потом встал в строй и дальше пошёл.

За эту дерзость его начальство хотело наказать его, а великий князь сказал: «А за что же здесь наказывать? Ребёнок проявил такое нелицемерное усердие, такое нелицемерное почтение к Богу, любовь к Богу, что мы должны у него поучиться, что невзирая ни на кого из присутствующих, какими бы рангами здесь не обладали, он воздал почтение Богу». Это впоследствии, когда он в Харькове в университете учился, святитель Антоний (Храповицкий), тогдашний епископ Харьковский, однажды встретившись с ним, с юношей, учащимся в университете, сказал, чтобы его потом послали к нему. И на всю жизнь святитель Иоанн остался духовным сыном великого духовного наставника ― святителя Антония (Храповицкого), который впоследствии среди эмигрантов основал Русскую Зарубежную Церковь.

Это впоследствии святитель Иоанн, когда лихолетье гражданской войны изгнало его из своего Отечества, поселился в Сербии, откуда родом были корни Максимовичей. Род Максимовичей был происхождением из Сербии, и во времена притеснения турецкого переселился в пределы Российской империи. И вот святитель Иоанн, на своей исторической родине пребывая, там принял монашеский чин. Он был преподавателем Духовной Семинарии, и о нём высоко отзывались угодники Божии, которых Церковь прославляет как святых. Святитель Николай Сербский говорил: «Хотите видеть живого святого? Идите в Битоль, посмотрите на молодого иеромонаха Иоанна». От времён монашеского пострига он никогда не ложился на кровать, спал сидя.

Поистине, по словам святителя Антония, в нём воплотился такой духовный аскетизм древнего монашества, деятельная любовь апостольская, как у Иоанна Богослова была в своё время. Впоследствии, когда он стал епископом и в городе Шанхае китайском, где оставалось множество русских эмигрантов, то святитель Иоанн проявлял особую любовь к больным, лежащим в больницах, в приютах. Он посещал все больницы со Святыми Дарами, причащая людей, причём при этом проявляя великий дар прозрения, великий дар целительной молитвы.

Так, например, вспоминают случай, когда он однажды пришёл в больницу, его призвали причащать умирающего больного, он, проходя по коридору, увидел молодого парня, который сидел, играл на гармошке. И он говорит о том, к кому его вызвали: «Он ещё не умрёт, его ещё рано причащать, а вот этого парня, который на гармошке играет, его надо сегодня причащать». Все удивились, но святитель Иоанн, отозвавши парня в сторону, поговорил с ним. Все увидели, как парень этот заплакал. Святитель Иоанн его исповедовал, причастил Святых Христовых Таин, и в тот же день этот парень скончался. Святитель Иоанн предуготовил его душу к переходу в вечность.

В своё время, когда он уже из Шанхая был изгнан, когда там установилось коммунистическое правление в Китае и были изгнаны пять тысяч русских переселенцев на Филиппинский остров Тубабао. На этот остров ежегодно обрушивались страшные и смертоносные тайфуны, которые рушили постройки, и множество людей погибало при этом. И вот русским отдали этот остров, лежащий на пути ежегодных тайфунов, 27 месяцев прожили они там. Один раз тайфун возник, и то, сменивши свой курс, обошёл остров стороной. Потому что святитель Иоанн каждый вечер обходил весь лагерь беженцев русских с крестным знамением, обходя его, благословляя во все стороны. Вскорости после этого и там жизнь не сложилась у русских эмигрантов, и им пришлось переезжать дальше.

И вот когда русский лагерь покинул остров, часть переехала русских эмигрантов в Америку, п

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *