Проповедь митрополита Никодима (Чибасова), Новосибирского и Бердского в неделю 6-ю по Пасхе

В достойном перенесении скорбей человеку открывается любовь Божия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Представьте себе незрячего человека. Он не имеет никакого представления об этом мире. Хорошо, если сначала человек видел, потом стал незрячим: он способен представить лица или предметы, он помнит, что такое зеленая трава, синее небо, как выглядят близкие. Но тому, кто родился без глаз, — как рассказать, чем отличается красный цвет от зеленого? Как описать ему голубое небо и белые облака?

Глядя на человека, который родился незрячим, спросили апостолы Христа о том, кто виноват, что таким он появился на свет. Этот же вопрос — кто виноват? — можно услышать и в наше время. Когда рождается в семье больной ребенок, спрашивают: а кто виноват-то? Ну мы-то ведь православные, и родители наши православные, и мы ходили в храм, и вдруг вот такое. За что же нас наказывает Господь? Слезы, огорчение, уныние.

Ну ладно: понятно, когда человек, который пил, курил, блудил, заболевает болезнью. Понятно, что он сам уничтожил здоровье, разрушил свое тело. Но когда такая болезнь внезапно постигает младенца, и от самого рождения он несет на себе такую печать скорби, — кто же виноват?
Не надо задавать такой вопрос. Надо спросить, для чего Господь нам это попускает. И вот Господь, ответив тогда апостолам, и нам сейчас отвечает: чтобы явилась слава Божия. Никто не виноват, что такой ребенок родился, и все в то же время виноваты. Ибо все человечество является единым Адамом и несет на себе печать первородного греха. Его последствия по-разному проявляются в нас, в наших детях и внуках. Никто не виноват, но мы виноваты, ибо сами во Адаме преступили заповедь Божию.

И когда Господь подает семье такой тяжкий крест, это значит, что Он заботится об этих людях. Он хочет, чтобы они через достойное перенесение скорби могли узреть любовь Божию к ним и ко всему миру. Господь призывает их подарить эту любовь своему ребенку и окружающим людям, а свидетельствовать об этой любви они должны перенесением скорбей.
Как же могло случиться, что современный человек начал считать, будто счастье — это хорошая зарплата, хорошая одежда, богатая квартира, должность, чье-то уважение? Ведь это обман мира сего. Как только придет болезнь к такому человеку, не нужна ему становится ни зарплата, ни слава, ни уважение — ему ничего не нужно. Он боится смерти, и от ужаса грядущей смерти готов кричать. Почему? Да потому, что веры не имеет.

А верующий человек-христианин знает, что смерти нет. И лучшим свидетельством для каждого из нас являются пасхальные дни, когда мы друг друга приветствуем радостным светлым приветствием «Христос воскресе». Мы исповедуем, что Бог наш Иисус Христос претерпел ради спасения человечества страшные страдания и саму смерть и Сам воскрес как Бог. Именно на этом утверждении и зиждется наша вера. И именно по-этому нам не страшны различные бедствия и страдания. Если в семье у кого-то появится ребенок, лишенный зрения или пораженный какой-либо другой болезнью, то мы знаем, что славою и честью сей ребенок будет увенчан в Царствии Небесном. И эта кратковременная земная жизнь послужит только к тому, чтобы сие дитя прославилось в Царствии Божием.

Где наше счастье? Где наша жизнь? Где наше достояние? В этом мире? Нет. В этом мире скорби, лишения, потери. И лишь только в Царствии Небесном — с Господом — воистину может быть счастлив человек. И для того, чтобы обрести это счастье, есть два непременных условия. «Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет», — говорит Господь в Евангелии от Марка (Мк. 16, 16). Просто! Ясно! Даже если ты сотворишь миллион добрых дел, но останешься не крещен, ты не обретешь Царства Небесного. И если ты крещен, но не сотворил никаких добрых дел, вновь не обретешь Царства Небесного. И какие бы оправдания человек ни выдумывал, невозможно обойти то, что Сам Господь сказал Своим ученикам.

Поэтому имея великое счастье, веру христианскую, будучи крещеными, надо помнить о том, что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26). И необходимо приложить усилие к тому, чтобы здесь сотворить хоть какое-то доброе дело, дабы, представ на Страшном суде пред Господом, сказать: «Да, Господи, я немощный, слабый, грешный человек. Но я всегда прославлял Воскресшего Спасителя и сотворил хоть несколько, но от всего сердца добрых дел».

Всех вас, дорогие мои, поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю вам крепости душевных и телесных сил, чтобы достойно пройти поприще нашей земной жизни и встретить Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Проповедь произнесено после Божественной литургии в Иоанно-Предтеченском храме города Вишневогорска 13 мая 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *