Проповедь митрополита Симона (Новикова), Рязанского и Касимовского (+2006г.) на Мясопустную родительскую субботу

Симон (Новиков) День поминовения усопших

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша прости: никтоже бо безгрешен токмо Ты, могий и преставленным дати покой. (Последование погребения)

Такими словами, возлюбленные во Христе братие и сестры, молится сегодня Святая Церковь, совершая на­рочито установленное ею поминовение усопших отец и братий наших.

И нас с вами Господь сподобил ныне вместе с Цер­ковью возносить свои молитвы о умерших, помянуть до­рогие для каждого из нас имена своих усопших родных и знакомых.

Молясь об умерших, мы просим, чтобы Господь про­стил им грехи — вольные и невольные, чтобы Господь не лишил их Своей милости, чтобы вселил их там, где поко­ятся праведные.

Но угодны ли Богу наши молитвы? Как надеяться на наши жертвы, когда они нечисты, как уповать на наши молитвы, когда мы не умеем как должно молиться?

Мы знаем, что Господь послушает праведных, ибо в Слове Божием сказано: «Много бо может молитва пра­веднаго споспешествуема».

А мы, будучи сами грешниками, не умеющими умо­лить Господа о прощении своих собственных согрешений, хотим просить, чтобы Он простил грехи другим?

Где основание такого дерзновения? Имеем ли мы право, будучи грешными, молиться за других, а если име­ем, то услышит ли Господь наши молитвы?

Ответ на эти вопросы нам дает Святая Церковь, не­престанно возносящая молитвы о своих духовных чадах не только живых, но и умерших.

И Святая Церковь указывает нам это основание в словах Самого Господа, нашего Спасителя, Который при­ходил на землю и страдал для того, чтобы спасти греш­ников. Он-то и заповедовал нам: «Молитеся друг за дру­га», — то есть молитесь за всех людей, в том числе и усопших, ибо пред Богом «вси живи суть».

Основанием нашей молитвы служит твердая вера в бессмертие нашей души и в загробную жизнь, в то, что смерть человека не есть конец его жизни, а только начало другой, вечной жизни.

Основанием нашей молитвы является беспредельная любовь к нашим близким.

Все изменяется, все проходит, тлеет, забывается, но истинная любовь — вечна, как вечен и неизменен истин­ный Бог.

Как забудет мать своего умершего сына?

Кто заменит детям их умершую мать?

И какое было бы блаженство, если бы Господь ради незлобивых младенцев не прощал грехи родителей, если бы слезами матерей не искупил грехи чад их?

Но непостижимый Промысл, уготовляя мир к веч­ному благу, дает прощение согрешений от века усопшим. Приемлет моления об усопших и от грешных людей.

Возлюбленные во Христе братие и сестры!

Пусть эти слова окрыляют и нас надеждой, что и наши молитвы и милостыни, и наши слезы и воздыхания Милосердный Господь примет в облегчение участи душ усопших отец и братии наших.

Будем знать, что свято пред Богом и священно перед людьми все то, что мы делаем для умерших из чистой и святой любви нашей к ним. Свята и дорога частица, выну­тая из просфоры с поминовением усопшего, ибо она опус­кается в Чашу с молитвой церковной: «отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молит­вами святых Твоих». Дорого всякое доброе дело, сделан­ное во имя их. Поэтому вознесем и ныне свои горячие молитвы к Богу о прощении грехов нашим усопшим с твердой верой, что Милосердный Господь, сказавший: «Аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю,» (Ин. 14, 13), простит их согрешения, «с праведными сопричтет, яко Благ и Человеколюбец».

Молясь об упокоении умерших, мы этими же молит­вами приготовляем и себя к вечному покою. Помогая мо­литвами достигать умершим вечного спасения, мы этим и сами спасаемся. Просим отпущения им грехов — и сами через то от грехов очищаемся. Умоляешь Господа о поми­ловании ближнего, а Господь милует за это и тебя.

И чем больше мы молимся и заботимся о спасении других, тем больше у нас бывает молитвенников пред Богом.

Боже Премилостивый, Успокаивающий во дни скор­би нас, призывающих Тя, упокой со святыми и души усоп­ших раб Твоих.

Когда благовонный фимиам полагается на горящие угли, то благовоние исходит от кадила и повсюду распространяется.

Так и когда мы от горячего сердца приносим Богу моления и жертвы о себе и о других, благодать и милость Божия непременно нисходит и на нас, и на тех, о ком мы просим.

Господи! Не на жертвы наши полагаясь, мы просим Тебя, и не на молитвы уповая, мы умоляем Тебя, ибо и жертвы наши нечисты, и молиться мы не умеем, но, на­деясь на Твою беспредельную милость, призываем и к Твоему беспредельному человеколюбию вопием: «Со свя­тыми упокой, Христе, души раб Твоих» ради молитв о них Святой Церкви Твоей.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *