Проповедь протоиерея Георгия Митрофанова в неделю 7-ю по Пятидесятнице

Исцеление двух слепцов и немого (Мф. 9, 27-35)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Очередной раз Евангельское чтение поведало нам об исцелении болящего. Поведало и о том, что это исцеление, как, впрочем, и другие многочисленные исцеления, которых так чаяли люди во все времена, было поставлено Спасителем в непосредственную зависимость от веры тех, кого он исцеляет. И опять услышали мы о том, как учители народа — фарисеи — отвергли эти исцеления. Отвергли, как чудеса, творимые силою бесовскою. Все было, как не раз мы уже читали в Евангелии. И снова Евангелие напомнило нам а том, что было, есть и будет, наверно, в жизни многих поколе­ний людей. Потомки отпавших от Бога Адама и Евы обречены страждать все время, в том числе болеть, в том числе служить вместилищем самых разрушительных, бесовских страстей. Люди мучаются, скорбят, причиняют боль другим, боль телесную, боль духовную, но очень редко они задумываются над тем, что их недуги во многом связаны с их неверием или маловерием. И Христос напоминает им об этом. Все это не раз становилось предметом наших размышлений, но сегод­ня хотелось бы определить еще один существенный момент, который, конечно же, обнаруживает каждого из нас в этих Евангельских рассказах.

Почему фарисеи, — а ведь они были часто люди большой личной нравственности, люди неравнодушные к своим единоверцам и соплеменникам, молившиеся об исцелении, в том числе, многих из тех, кого Бог вверил им, как их паству, почему же фарисеи, видя столь очевидное торжество славы Божией, когда Христос исцелял людей, отвергали то, что с такой оче­видностью видели? И даже не будучи в состоянии отрицать происходящее чудо, говорили об этом чуде, как творимом силою бесовскою? Это происходило потому, что они не ве­рили во Христа. Они не верили Христу. Наверно, у каждого фарисея могли бы найтись свои очень серьезные основания для ответа на вопрос, почему он не верит Христу. И от Христа эти основания не были сокрыты. Не случайно так часто Хрис­тос обращался к тем, кто либо являлся фарисеями, либо шел за фарисеями. И все-таки веры во Христа не было. А раз не было веры во Христа, то очень не хотелось, чтобы Христос был Богом.

И здесь мы вновь задумываемся над этой удивительной способностью человека, а значит каждого из нас, пытаться веровать в того Бога, какого мы сами создаем в своей душе. Мы хотим верить в Бога, мы хотим уповать на Бога, мы хо­тим получать он Него накую-то помощь, потому что нам очень хочется, чтобы это Бог был таким, каким он должен быть по нашему мнению. И так люди на протяжении веков, тысячелетий создавали себе разного рода суррогат Бога, поклоняясь разного рода идолам, которые занимали место истинного Бога. Кажется, чти эта возможность была до Христа, на это оказа­лось возможным и тогда, когда Христос пришел в этот мир. Кажется, это стало уже невозможным, когда Церковь Христова две тысячи лет существует в этом мире, и тем не менее, это продолжает иметь место по сей день.

Если посмотрим на нашу историю, то сколько разрушенных и еще сохранившихся вавилонских башен нашего недавнего прошлого напоминают нам о тех идолах, которых созидали наши с вами предки в недавнем прошлом и ради которых приносили миллионы человеческих жертв. Но самое страшное, когда люди начинают создавать себе идолов, пребывая в Церкви. Когда будучи христианами, они начинают веровать в такого Бога, который приемлем для них, который нужен им самим, который соответствует их мере духовного развития. И так бывает очень часто. Не случайно так много раздоров возникает и между христианами о том, какой же Христос ис­тинный. Христос их церкви, Христос их прихода, Христос их настоятеля, Христос их собственный по сравнению с другими Христами. И здесь дьявол уловляет человека самым утончен­ным образом. Люди видят Церковь Христову, видят христиан, и видят, как непохожи они друг на друга. Христиане и не должны быть одинаковыми по своим личностным дарованиям, но их должен объединить тот единый истинный Христос, о ко­тором повествует Евангелие, и который так редко присутству­ет в душе многих христиан. Пусть сегодняшнее Евангельское чтение, уличающее фарисеев в том, что они, не веря Христу, не приняли Бога, ибо сотворили Бога по своему собственному подобию, — пусть сегодняшнее Евангельское чтение заставит нас задуматься, а дорог ли нам Бог такой, какой Он есть, воз­можно, во многом еще сокрытый от нас? Готовы ли мы при­нять Бога таким, каким Он пришел в этот мир? Готовы ли мы поэтому измениться сами, чтобы узнав Христа, преобразить и собственную душу и окружающий нас мир?

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *