Проповедь протоиерея Максима Козлова в неделю 3-ю по Пасхе 

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился сойти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащанииу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, си­дящего на правой стороне, облеченного в бе­лую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назаря­нина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он пред­варяет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гро­ба; их объял трепет и ужас, и никому ниче­го не сказали, потому что боялись. (Евангелие от Марка, 15, 43 — 16, 8)

В сегодняшний воскресный день в Право­славной Церкви на короткое время прервалось чтение Евангелия от Иоанна и мы слышим отры­вок из предпоследней и последней глав Евангелия от Марка.

В этом отрывке сначала рассказывалось о чело­веке по имени Иосиф из города Аримафеи. Человек этот вошел в евангельскую историю только одним действием: придя к Пилату, попросил разрешить ему взять тело Господа Иисуса Христа и, получив это разрешение, совершил погребение Спасителя.

Гробами, или захоронениями, по практике тогдашних иудеев, были пещеры, и у Иосифа, как чевовека состоятельного, была своя пещера, для него самого приготовленная, которой он жертву­ет и в которой никто никогда до того не был погре­бен. В ней он и полагает тела Господа Иисуса Хри­ста. Теперь это место (не с точностью непременно археалогической, на по многовековой, по крайней мере с Константина равноапостольного идущей вере Церкви) находится в Храме Гроба Господня и Воскресения в Иерусалиме и по-гречески назы­вается кувуклией, то есть Гробом Господним. Имен­но там происходит сошествие Благодатного огня, о котором так много говорят в предварение празд­ника православной Пасхи.

В этой пещере произошло то, что невозможно описать словами, то, что превышает меру челове­ческого понимания и свидетелями чему оказались герои, точнее героини, сегодняшнего повество­вания — женщины, которых церковное предание называет мироносицами. Мироносицы — не те, ко­торые приносят мир (в смысле невраждебности). Эта название происходит от слова «миро» — благо­вонный состав, которым полагалось умастить тело усопшего человека. Вот женщины с сосудами дра­гоценного благовонного мира пришли в первый день недели, рано-рано, когда только светать на­чало, пришли на Гроб Господень после субботне­го дня покоя.

В субботу не полагалось совершать никаких дей­ствий, и Спаситель после снятия со креста, будучи в пятницу вечером погребенным, во гробе телом пребывал до того дня, который мы теперь называ­ем воскресеньем, но который в Евангелии, есте­ственно, называется первым днем недели или пер­вым днем после субботы.

Мироносицы идут ко гробу и задаются вопро­сом: кто отвалит нам камень, чтобы мы могли вой­ти в пещеру? Дело в том, что, согласно иудейско­му обычаю, погребальная пещера должна была быть плотно заложена, чтобы никакие блуждаю­щие звери или недобрые люди не покусились на тело усопшего. И понятно, что слабым женщинам не под силу было отвалить этот камень. И вот, при­дя к пещере, женщины увидели, что камень отва­лен, а справа от пещеры сидит тот, кого они спер­ва приняли за юношу. Не сразу им стало понятно, чти это не кто иной, как вестник воли Божией, Ан­гел. Ангел сказал, что не надо им здесь больше ис­кать Иисуса Назарянина распятого, а нужно идти в Галилею и сказать апостолам, что чудо воскресе­ния произошло. Следует отложить печаль: ведь их ожидает то, во что они в глубине души верили, а те­перь увидят своими глазами, смогут осязать сво­ими рунами и что навсегда будет их величайшим укреплением в вере.

Сегодняшнее короткое повествование, во-пер­вых, напоминает нам о том, что христианство не спиритуалистично, то есть не смотрит на тело как на что-то маловажное или как на темницу для ду­ши. Уважение к телесному составу усопшего чело­века Евангелием одобрено и восхвалено как великая добродетель. И неважно, о ком идет речь, — об усопшем Богочеловеке Христе, нашем сроднике или неведомом бездомном бомже.

В этом смысле состояние общества проверя­ется отношением к своим усопшим. Неслучай­но в послереволюционные десятилетия одним из векторов борьбы с традиционными устоями российской цивилизации безбожной власти бы­ло уничтожение кладбищ. Станции метрополите­на, новый микрорайон, садик, асфальтированная площадка — столько всего в одной только Москве было построено именно на местах кладбищ. Каза­лось бы, кладбище — даже не храм, на нем нет или, по крайней мере, таким видимым образом нет тор­жествующего свидетельства о воскресении. Но само по себе, даже подспудное, без отчетливых призна­ков религиозности, уважение к усопшим казалось безбожной власти небезопасным. Потому что Гос­подь так устрояет жизнь человеческого рода, что к Богу приближают основные вехи пути человека. Это и рождение ребенка, с которым и в бытие семьи приходит необходимое крестоношение и самостес­нение ради маленького человека, и взросление, и вступление в брак, если это правильный брак, а не блудное сожительство, и т.д.

Таким же образом приближает к Богу забо­та о достойном погребении усопшего, уважение к нему, посещение кладбищ. Факт смерти вызыва­ет внутреннее несогласие с тем, что все кончает­ся могилой, и тем самым служит напоминанием о вечности.

В этом смысле каждый, кто помнит о своих по­чивших родственниках, кто не забыл, что на ми­нувшей неделе был день Радоницы (пасхального поминовения усопших) и нашел или в ближайшее время найдет возможность доехать до кладбища, выполоть траву, посадить на могиле цветы, покра­сить ограду, оказывается причастен подвигу Иоси­фа Аримафейского. Именно по причине служения почившему Спасителю он назван в сегодняшнем чтении Евангелия.

29 апреля 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *