Проповедь протоиерея Михаила Бойко (+2002г.) в день Происхождение Честных Древ и в день памяти Мучеников Маккавейских

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь празднует несколько праздников вместе. Первый праздник это Происхождение Древ Животворя­щего Креста Господня. Что это значит? Это значит то, что в Константинополе в древние времена, когда вспыхнула эпидемия страшной болезни, и люди прибегли к помощи Божией в молитве своей, поэтому патриарх Константинопольский вынес Честный Крест из Софийского храма Константинополя и понес процессией по всем улицам гoрода, освящая воду и окропляя людей этой святой водой. И только таким образом болезнь была отстранена от этого города. В память этого события после этого ежегодно выносился Крест в этот день. Это первый праздник.

Второй праздник — Всемилостивого Спаса. Что этот пра­здник обозначает? В 1164 году великий князь Андрей Боголюбский пошел войной на противников наших неких болгар. И для того, чтобы победить их, не надеясь на свои слабые силы, он взял с собой иконы Спасителя и Божией Матери. И эти иконы настоль­ко сияли чудно, находясь впереди войска, что одолел страх противников, и они были побеждены небольшим русским войском. В это же время и Константинопольский импера­тор Мануил также победил сарацин с помощью Спасителя и Божией Матери. Поэтому в этот день и чествуются иконы Спасителя и Божией Матери особенно.

Наконец третий праздник в честь мучеников ветхозавет­ных Маккавеев. Эти мученики жили за двести лет до Рож­дества Христова. В то время, когда Палестиною овладел Египетский царь Птоломей, язычник. Вот этот Птоломей для того, чтобы покорить себе израильский народ, прика­зал уничтожить обычаи древнееврейские, жертвоприно­шения, молитвы и заставлял их кланяться идолам язычес­ким и приносить им жертвы. А также вкушать сырое мяса и прочее, что было запрещено законом Моисеевым. И вот один из учителей израильских Елеазар был приглашен в капище идольское, и ему приказал царь Птоломей, чтобы он вкусил мяса. Но так как он отказывался наотрез, ему предложили другое. Ты, говорят, вкушай мяса, которое разрешается еврейским законом, а люди подумают, что ты вкупцаешь идоложертвенное. А он ответил: «Разумно ли бу­дет ради кратких лет этой жизни лишать себя жизни веч­ной. Не буду я лицемерить перед людьми, чтобы не соблаз­нять их». И предпочел умереть возле жертвенника, но не нарушить израильского закона.

После него были призваны семь братьев, детей Маккавея, и мать их Соломония. И вот царь каждого из этих отроков юных убеждал, приглашал, обещал награды и почести, в конце концов стал угрожать, но ничто не могло поколебать веры этих отроков, и они все один за одним приняли страшные мухи и в этих муках скончались, но не нарушили закона Моисеева и сохранили веру в грядущего Христа Господа нашего.

Вот эти мученики Маккавеи и нас с вами учат, как надо хранить истинную веру, веру христианскую, веру Православную. Чтобы мы не исполняли никаких языческих суеверий. Но что мы замечаем? Что именно в этот день, день памяти Маккавеев, многие христиане приносят в храм освящать мак. Как будто бы мак имеет что-то общее с этими мучениками. Из-за чего они освящают этот мак? Не для того, чтобы употреблять в пищу, а для того, чтобы колдовать им, чтобы носить на груди, чтобы посыпать возле порога, дабы никто плохого ничего не сделал. Что эта значит? А это значит то, что та­кой человек не христианин, он язычник. А Маккавеи, буду­чи ветхозаветными праведниками, они были уже, можно сказать, христианами, они верили только Христу гряду­щему и на Него Единого надеялись. Они не надеялись на мак или на что другое.

Возлюбленные братья и сестры, знайте, что Церковь Православная написала золотыми буквами Книгу законов в которой сказано: «Если кто из христиан будет носить на груди кроме креста какое-либо зелие, то есть травы или мак и прочее что-либо, да отвержется от Причастия на целых шесть лет». Видите, какое грозное наказание человеку, ко­торый надеется не на Крест Животворящий, а на мак. Тот человек, который верит маку, надеется на него, он прирав­нивается к язычникам самым первобытным, так называе­мым фетишистам. Эти язычники первобытные верили в си­лу камня, в силу дерева, в силу мака и т.п. и поклонялись пред всеми этими веществами. Христианин же, истинны христианин, помнит всегда, что читалось в посланиях апо­стольских, что для нас Крест Христов — сила великая есть, для эллинов это безумие, для евреев ветхозаветных — соблазн (1 Кор. 1, 18-24), а для христиан Крест Господень является силой всемогущей против врага нашего ди­авола. Поэтому, кто хочет быть сохранен от наваждений диавольских, от колдовства и чародейства, пусть никого не снимает со своей груди креста Господня. И если на него будет нападение какое-либо, пусть осенит себя крестным знамением «во имя Отца и Сына и Святого Духа» и не боится никого и ничего. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *