Проповедь священника Бориса Ершова на день памяти Святых Отцов Седьмого Вселенского Собора

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Имея уши слышати, да слышит». Семена Слова Божия распространяются во все времена, людям любой эпохи доступно Божественное откровение. Но слышать и исполнять, и творить плод в терпении, как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, дано очень немногим. Немногие находят этот тесный путь, и лишь малое стадо входит узкими вратами в Царство Небесное. Начиная с грехопадения Адама и Евы, мнение человека о себе — оно прелестное и ложное. Мы не виноваты в таком состоянии. Если будем утверждаться в том, что наш опыт мистический, или молитвенный, — точный и безошибочный, то впадем в состояние страшное.

История таит очень много случаев, повествует нам, каким образом совершались эти разделения. Церковные разделения все они основываются на каком-то опыте человеческом, на опыте оптимализма, и этот опыт возводится самими молящимися на какую-то высоту, и человек становится учителем, забывая, что Учитель — это один Бог у нас. И все ереси, которые были преодолены Соборами Вселенскими, они были основаны на прелестном о себе мнении. VII Вселенский Собор защитил иконопочитание. Иконоборцы в своем мировоззрении собрали много ересей, даже и сложно их выделить, понятие и феномен иконоборчества мало изучен, откуда всё это взялось. Но, мы знаем, что основной причиной гонений на иконы было желание государственных властей ресурсы, которые находятся в церкви, какие-то ценности и человеческие ресурсы, их пустить на благо государства или самому этому Васелесу, императору Византийскому. Конечно, тогда вера была очень крепкая, невозможно было устроить таким образом, как сделали большевики, сделали немножко иначе, но плоды были примерно такие же. Около 100 лет длилась эта иконоборческая ересь, и гонения были примерно столько времени, сколько у нас продлилась советская власть. В Константинополе, в святом городе, где и храм Святой Софии, это центр Православия, всегда считался великий город — Царьград, нельзя было показаться в монашеской одежде, закидали бы камнями. Монахов ловили, отрезали уши, руки, ноги ломали и бросали в тюрьмы. Было гонение не столько на иконы, а сколько на Церковь. И для того, чтобы  хотя бы видимость законности у этого всего безобразия была, собирались Соборы, так называемые, иконоборческие, которые всячески императоры поощряли, поощряли светскую жизнь, как мы сейчас говорим «гламур, амуры» и всё на свете. А благочестие, такое обрядовое — оно оказалось немодным до такой степени, что от этих гонений кровавых, ведь не только мучили, но и убивали, убивали жестоко для того, чтобы неповадно было хранить дома иконы. Ведь икона дома — это значит нелояльность к власти существующей, это значит оскорбление императора, и военные все (помните, как у нас в начале ХХ века красноармейцы ходили, рабочие комиссары и вылавливали верующих, потому что они враги народа), так же и здесь примерно происходило. Страшные гонения перетерпела Церковь в это время иконоборчества. 50 тысяч беглых монахов насчитывалось из Греции, которые убежали куда-то в Европу. И, конечно, на защиту икон встали те люди, которым по-настоящему было не страшно. Здесь и Иоанн Дамаскин, и Феодор Студит, Папа Римский (тогда он был православным) — люди, которые потом поплатились за свое исповедничество кровью своею. И знаете, мы с вами уже как-то привыкли — храм, иконы, даже называем её иконка, как-то немножко и пренебрежительно, а давайте попробуем задуматься, сколько было действительно подвига совершено, чтобы мы с вами созерцали эти иконы. Жизнь была не на жизнь, а на смерть. Потому что икона — это удостоверение и явление веры человека, который имеет икону дома, вера в то, что Бог действительно воплотился и воплощение не призрачно, а настоящее, реальное. Ученики видели Христа. Иконоборцы говорят, что вы изображаете Бога, ведь естество — Божественная природа, и даже Ангелов увидеть невозможно, а природу человека без Божественной природы изображать смысла нет, это будет одно несторианство.  Обвиняли православных в разных ересях. Мы с вами должны помнить, что на иконе изображена не природа, а личность.

Икона призвана, как бы, включить нас, молящихся, в особое пространство святости. Для этого выработано веками огромное количество способов, которые не во все времена иконописания были на таком пике, на высоте Богословия. Иконы — это тоже Богословие. Есть у нас Священное Писание (Ветхий, Новый Завет), которое повествует о каких-то событиях исторических, так вот, икона также повествует, только Священное Писание — словом, а здесь — красками. Икона имеет в себе благодать изображенного на ней. Плоды подвига человека, который изображен на иконе, они с этой иконой, с этим предметом пребывают. Католическая церковь этого принять не может, потому что она не может принять православное учение об освящении природы, материи. Мы с вами, православные, должны бережно хранить переданное нам ценой большой крови наследие. Давайте постараемся внимательно вглядываться в икону, постараемся ценить то, что нам передано. Помните вот еще о чем, ереси и вот эта вся кровь, она лилась, страдания человеческие, ужасы произошли от того, что люди утвердились в своем мистическом опыте. Мы не можем ничего положительного о себе сказать, мы все в прелести находимся, потому что мы родились не от Ангелов, а от Адама и Евы. И борьба с этим ложным мнением о себе заключена, может быть, в памяти: «в чем-то не прав, а в чем не прав, даже не могу понять». Истинная молитва настоящая — это молитва, которая не приводит к таким страшным последствиям. Истинная молитва: причиной её, двигателем молитвы является покаяние, скорбь о своих грехах. А если мы вдруг с вами начинаем искать каких-то ощущений молитвенных, высоких, то здесь уже нужно насторожиться. Ведь эти высокие состояния молитвенные — мы для них с вами созданы, но первый дар и дар великий, и славный — это дар покаяния, дар смиренного, а значит адекватного о себе мнения. Поэтому давайте постараемся, братья и сестры, иконы, которые вокруг нас, использовать по назначению. Мы обращаемся к ним — вот у нас Святой Феодорит, Божия Матерь и  Воскресение Христово, они, все эти вещи, пронизаны благодатью согласно учению Церкви. И люди, которые хоть как-то стараются прикоснуться к этой благодати, им ничего не страшно, никакой пытки, ни гонения. И ХХ век, и можно вспомнить очень много примеров секуляризации, как мы сейчас говорим — попытки подчинить Церковь. Но знаем также, что Церковь Христова — Тело Христово нельзя ничем ни сломить, ни победить, потому что благодать, которая содержится здесь в храме и вообще в Церкви как в обществе верующих, она непобедима. Если мы не хотим стать ересиартами, нам нужно постараться смиренно попросить у Бога позволения, несмотря на то, что мы такие грешные, слепые и мерзкие, прикоснуться хоть сколько-нибудь к этому сокровищу церковному, хранящемуся, в том числе и в иконах. Аминь.

26 октября 2014 года, храм Царственных Страстотерпев, пос. Раздолье, Приозерский район, Ленинградской области

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *