Слово архиепископа Аверкия (Таушева), Сиракузского и Троицкого (+1976г.) на Петров пост
Новостильники — без Петрова поста.
По весьма древнему установлению нашей св. Церкви, ведущему свое начало от самых апостольских времен, в понедельник после Недели Всех Святых, следующей за Пятидесятницей, начинается пост, который носит название Апостольского, или Петрова поста, так как служит подготовкой к великому празднику в честь свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, празднуемому 29 июня. Поскольку начало его зависит от дня празднования св. Пасхи, то он в разные годы бывает неодинаковой продолжительности: при самой ранней Пасхе — шесть недель, а при самой поздней — неделя и один день.
В нынешнем году, при сравнительно поздней Пасхе, православный поместные церкви, введшие у себя, вскоре после первой мiровой войны, новый стиль, совсем лишили себя этого поста, ибо, по новому стилю, в этом году день памяти свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла пришелся в пятницу перед Неделею Всех Святых и, таким образом, пост этот сам собою уничтожился. То же самое случается всегда, когда Пасха приходится на 20 апреля и позже: Петров пост у новостильников тогда исчезает.
Терпимо ли такое явление?
Ни в коем случае. О Церковном установлении поста в честь свв. Апостолов, которые постом и молитвою приготовляли себя к всемирной проповеди Евангелия, говорится еще в Постановлениях Апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь: справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога и поститься после облегчения плоти» (кн. 5, гл. 19). Начиная с IV века, мы находим целый ряд святоотеческих свидетельств, подчеркивающих высокое уважение, которым пользовался этот пост у христиан того времени. Упоминают о нем свв. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Киррский. Особенно обстоятельно и вразумительно говорит о смысле и значении Апостольского поста св. Лев Великий: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, дабы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Св. Духа» (Слово 76). «За настоящим, возлюбленные, празднеством», говорит он же в другом своем слове, «которое Дух Святый освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоговением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как Апостолы исполнились обетованною силою свыше, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано было также учение и о духовном воздержании, дабы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований. Хотя Всемогущий Своею помощью был присущ ученикам Христовым и начальниками возникавшей Церкви управлял Бог Отец, Сын и Св. Дух: однакож им нельзя было сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых, в изнеженном теле и утучненной плоти; поелику то, что услаждает внешнего человека, наиболее разрушает внутреннего, и наоборот, разумная душа тем более очищается, чем более умерщвляется плоть. Посему-то учители, примером и наставлениями просветившие всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали св. постом, чтобы выходя на брань противу духовного развращения, иметь для сего оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения… По сей-то причине установлен неизменный и спасительный обычай, после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Св. Духа, проходить поприще поста. Сей обычай усердно должно соблюдать и для того, чтобы в вас пребывали те дары, которые от Бога сообщены ныне Церкви» (Слово 74).
«Пост сей для того заповедан», объясняет св. Лев, «чтобы предохранить нас от безпечности, в которую очень легко впасть по случаю долговременного разрешения на пищу, коим мы пользовались, потому что нива плоти нашей не возделывается постоянно: она легко произращает терния и волчцы и приносит такой плод, который не собирается в житницу, а обрекается на сожжение». (Слово 4).
А вот как говорит об установлении Апостольского поста бл. Симеон Солунский: «Пост Апостолов — в честь их установлен, потому что чрез них мы сподобились весьма многих благ, и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания даже до смерти и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя Апостолов постом во дни памяти их; но мы, согласно с Постановлениями Апостольскими, составленными Климентом, после Сошествия Св. Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, постом чествуем предавших нам поститься Апостолов» (Ответы на некоторые вопросы).
Все вышесказанное, как мы видим, презрели новостильники, несмотря даже на анафему, провозглашенную Антиохийским Патриархом ХII века Феодором Вальсамоном, который в одном из своих посланий к Антиохийской пастве писал: «за семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мiрские и монахи обязаны поститься, и непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».
Всем подлинно-верующим христианам, для которых «христианство» не одно лишь пустое название, лишенное внутреннего содержания, а действительное следование евангельскому учению, требующему подвига, необходимо помнить, что введение нового стиля в Православной Церкви — только одна из ряда реформ, замышлявшихся недоброй памяти Константинопольским Патриархом Мелетием IV. В числе этих реформ, наряду с новым стилем, упоминались и до сих пор лелеются в мечтах у модернистов, дышащих одним духом с нашими «живцами» и «обновленцами»: женатый епископат, второбрачие духовенства, упразднение монашества, упразднение постов, сокращение богослужения, разрешение светской одежды и светского облика духовенству и т. п.
Не ясно ли каждому трезво смотрящему на вещи христианину, что все эти реформы, вместе с новым стилем, упразднившим фактически один из постов, нужны для того, чтобы упразднить в христианстве заповеданный Самим Христом Спасителем «путь узкий и тесный» и установить, вместо него, «путь широкий и пространный», ведущий в пагубу?
Кто же является вдохновителем таких реформ?
1956 г. Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, Нью-Йорк, США.
Добавить комментарий