Слово архиепископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), Зелонского (+1979г.) в день Преполовения святой Пятидесятницы

Епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский)

Преполовение

Каждый праздник должен быть не только воспо­минанием о событиях священной истории, а событием нашей собственной жизни. Праздники не должны проходить для нас бесследно. Мы должны в них и через них приобретать что-то существенное для нашего духовного восхождения к Богу. Празднуя то или иное евангельское событие, переживая его, мы прививаемся к жизни Христа, включаемся в спасительное о нас Божие промышление.

Установив праздники и сознавая все их глубокое для нас значение, Церковь подготовляет нас к своим праздникам и научает нас расставаться с ними так, чтобы драгоценные следы сохранялись в нашем сердце. Почти все большие праздника имеют предпразднества и попразднества, а некоторые и отдания праздника. В такие дни в церковных молитвах говорится о зна­чении то наступающего, то уходящего праздника. Не­которые же праздники подготовляются еще постами, то длинными, то короткими. Кроме того, Рождество Христова, Святое Вознесение, праздник Пресвятой Троицы и некоторые другие, подготовляются путем особых евангельских и апостольских чтений. Эти осо­бые Евангельские чтения дают наименование воскре­сения, которые по-славянски называются неделями.

Если вдуматься в самую последовательность этих особых недель (воскресных дней), то не трудно убе­диться, что она сама по себе имеет глубокий смысл.

В настоящий день праздника Преполовения Пя­тидесятницы обратим внимание на то, что если до сего дня недели были связаны более всего с праздником Пасхи, то теперь они начинают нас подготовлять к празднику Пятидесятницы, ко дню Сошествия Святого Духа.

На самом деле: Неделя о Фоме или Антипасха, не­деля Жен Мироносиц имеют целью закрепить нашу веру во Христово Воскресение, удержать в нас всю светлую радость Великого Дня и раскрыть все значе­ние самой нашей веры в Воскресевие Христа. Неделя о расслабленном, с одной стороны, как бы предостере­гает нас о возможности забыться в пасхальной радости и ослабнуть, с другой — уже предвозвещает соществие Святого Духа, т.к. образ воды неразрывно связан с благодатью Духа Святого.

В Преполовении вода, как образ благодати, уже является во всей своей силе. Особенно ярко это выражено в тропаре Праздника: «Преполовившуся Празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет, источниче жизни нашея, Христе Боже, Слава Тебе».

В следующую неделю о Самарянине образ воды, как символ Святого Духа, остается во всей силе, вода, текущая в жизнь вечную. Почему же именно вода, водная стихия стала символом Святого Духа, симво­лом благодатной жизни? Разгадать до конца эту тайну мы не можем, но пытаться в нее проникнуть необхо­димо. Всякое истинное созерцание связано с попыткой разгадать тайну. Ибо где нет тайны, где за чем либо видимым и слышимым не прозревается нечто боль­шее, чем то, что мы видим и слышим, там нет ничего подлинно прекрасного. Земная красота это прекрасная завеса, скрывающая еще нечто более дивное. Вода льется, переливается, вода освежает, вода омывает, вода живит, вода отражает, вода блещет и плещет и вода бывает прозрачной. Не в этом ли символ жизни? А где жизнь, там и Дух живительный. Всем нам из­вестна, как вода оживляет любой пейзаж, а те кто впервые увидели, вернее встретились с морем, чув­ствуют, что море это как бы душа земли, которая вдруг обнажила, открыла свою сокровенную сущность.

Церковь это знает и, освящая воду, тем самым освящает всю природу. Праздник Преполовения со­провождается также освящением воды, которое пред­знаменует купель крещения, ставшим возможным после Пятидесятницы.

Правда есть и другие символы Святого Духа, это огонь и пламя, а также парение голубя и облако осеняющее.

Если вдуматься или лучше сказать вчувствоваться в эти образы, то можно увидеть, что нечто общее есть в этих, на первый взгляд столь различных образах.

Так пламя как бы льется и переливается, а вода может блестеть, сверкать, и что то легкое есть в пла­мени, в воде и в парении голубя и в облаке.

Но не забудем, что и пламя и вода могут губить, так губит, пожигает или утопляет и Дух Святой того, кто недостойно приближается к его дарам или ими пренебрегает.

Противоположность воды это пустыня, высыхание, засуха. Противоположность огня, холод, застывание, замерзание. Если мы поймем, что все это бывает не только вне нас, во внешней природе, но бывает и в нашей душе и в сердце, тогда мы познаем по настоя­щему, что влага и огонь это действительно символы жизни и образы жизнеподатели.

Дух Святой, Дух Любви, Дух Животворящий, Он всегда с нами, но особо ощутительным может стать Его присутствие в день Пятидесятницы, в день, к ко­торому мы приближаемся. Но и в этот день не всем дано это ощущение. Ощутят это те из нас, кто к этому подготовляются, те кто теперь же возжаждут в своем сердце небесной влаги или небесного огня, те кто с новой радостью вновь воспоют «Царю Небесный —утешителю, Душе истины и жизни подателю, прийди и вселися в ны…»

Теперь для того, чтобы усилить нашу жажду, Церковь удерживает нас от этой молитвы, но сегодня Церковь настойчиво напоминает нам слова Господни о духовной жажде: «жаждай, да приидет ко мне и да пиет» (Ин. 7, 37).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *