Слово архиепископа Александра (Семенова-Тян-Шанского), Зелонского (+1979г.) в день преподобного Серафима Саровского

Слово о преподобном Серафиме Саровским
Господь Бог всячески стремится приблизиться к нам, чтобы нас приблизить к Себе.
Бог хочет не только жить с нами, но жить в нас. И как может быть иначе, когда Он — Любовь совер­шенная, всеобъемлющая и Свет, Который светит, что­бы все осветить, просветить.
И Сын Божий стал человеком, чтобы явить Образ Отца в образе человека и в слове человеческом явить Слово Божественное.
Что Бог мог сделать для нас больше этого? Но, страшно это сказать, Бог не только жил с нами как человек, но умер за нас, воскрес в нашем человеческом теле, вознес его на небо и наконец ниспослал нам Святого Духа, чтобы, соединив нас между собою силою Своей любви — соделать из нас Себе Тело Свое, Свою Святую Церковь, чтобы там обитать. И дал Он нам как брашно и питие Свое Тело и Кровь, чтобы вновь и вновь нас очищать, преображать, оживлять, приго­товить нас для воскресения и вечной жизни.
Казалась бы, что теперь уже никто из нас не может сбиться с пути. А вот, все-таки мы так часто все забываем, погружаемся в бездну всяческого забвения. Даже и на молитве не часто мы приходим в себя. Поток внешних впечатлений и мечтаний уносит нас то в будущее, то в прошлое и редко — редко умеем мы остановить внимание на настоящем мгновении, чтобы войти в себя, опомниться. Если нам удастся это сделать, если мы понемногу научимся этому искусству, вниманию к себе, если мы навыкнем сосредотачиваться во время молитвьх на самом главном — на своем сердце и, вспоминая Божии заповеди, начнем судить себя, тогда в самой глубине нашего сердца — пусть сперва как сквозь узкую щель, мы можем увидеть свет Того, Кто никуда не уходит, а пребывает вечно.
Трудно научиться молиться по настоящему, трудно навыкнуть молиться внимательно, трудно в молитве  прорваться к Вечному Свету… А вот святые это умеют. Они Бога не забывают, не уносятся постоянно в мечтах то в прошлое, то будущее. Они полностью живут в настоящем времени, живут по настоящему и свет вечности озаряет их. Господь и посылает нам Своих святых, чтобы мы опомнились. Да разве не­достаточно, хочется опять спросить, разве недоста­точно всего уже того, что Господь сделал для нас, послав нам Сына Своего и Духа Святого?
Разве недостаточно нам Слова Божия и Святых Таинств, через которые Церковь вновь и вновь делает нас причастниками всего дарованного нам Божиим Промышлением?
Разумеется достаточно! Господь дал Церкви Своей и нам в Церкви всю полноту Своих даров.
Но для Божественной любви меры нет, она всегда превосходит всякую меру и вот Бог, зная нашу сла­бость, посылает нам в помощь Своих святых.
Среди них Преподобный Серафим Саровский явил нам прежде всего особую силу молитвы.
Он достиг этой силы долгим трудом, подвигом всей своей жизни.
А для чего это? Не для себя только, а для того, чтобы нам показать пример. Неужели, готовы мы все спросить, неужели нам также следует удалиться в лес, стать на камне и по целым суткам молиться? Ко­нечно нет. Но какой-то свой лесок, какой-то свой ка­мешек должен иметь каждый из нас.
Не без усилий, конечно, не без усилий — ведь Царство Божие, по словам Господа, усилием берется, надо нам находить время и место, чтобы сосредото­ченно помолиться и хорошенько заглянуть в себя. Необходимо при этом по малу, но постоянно читать что-либо духовное. Говорится ли в духовной книге о греховных или наоборот о светлых состояниях души, читая это, мы как в зеркале видим себя, Преподобный Серафим не только молился, но много читал Священ­ное Писание, творения Святых отцов.
Святые люди посылаются Богом всегда в нужное время и в нужном месте. Преподобный Серафим под­визался в конце 18-го — в начале 19-го столетия, но, м.б. он нужен еще более нам, людям 20-го столетия. Если тогда люди жили достаточно рассеянной жизнью, то что сказать о нашей? В непрерывном потоке уско­ряются наши труды, заботы и развлечения и все более быстрый вихрь событий и впечатлений готов нас стремительно и окончательно оторвать от самих себя, от Царства Божия, Которое внутри нас. Даже в совре­менных больницах некоторые люди, почти умирающие, только и делают, что слушают радио или смотрят на экран телевизора. Даже книга, особенно детская книга — все более заменяется потоками уродливых иллю­страции.
И так вне сомнений, Преподобный Серафим был послан нам, как учитель молитвы, внимания к себе и созерцаняя, но несомненно и то, что он явлен нам, чтобы напомнить нам о еще более главном. А об этом главном он поведал нам в беседе с Мотовиловым, и не только поведал, но и дал нам в лице того-же Мотови­лова это пережить. Это главное — это столь часто, к сожалению, забываемое — есть новая жизнь, полнота жизни, дарованная нам Богом Отцом через Сына Бо­жия Иисуса Христа в дарах Святого Духа.
Яснее ясного напомнил нам Преподобный, что цель жизни нашей есть наше соединение с Богом, стяжание или обретение Духа Свитого, и что все бла­гочестивые дела наши — это только средство к тому. Молитва, пост, бдение, даже благотворение — это только средство, и заблуждаются те, кто думают, что само по себе это может принести нам спасение. На­чаток спасения, как дар благодатного озарения Духом Святым, должны мы обрести, ощутить уже здесь. Не всем дано вкусить полноту духовного блаженства на земле, вкусить подобно тому, как это переживал сам Преподобный Серафим и как он дал это ощутить Мотовилову.
Но некоторый вкус к исполнению заповедей Божиих и возрастающее отвращение ко всему, что нас от Бога удаляет, следует обрести всякому христианину. Семя Слова Божия должно дать росток. Это надо почувствовать; а как древо новой жизни возрастает, этот лучше нам не знать. Тем не менее никогда мы не должны довольствоваться малым. Мы живем только однажды и очень недолго, но этот малый и все-же достаточный срок дан нам для того, чтобы пригото­виться к светлой жизни, которой не будет конца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *