Слово архиепископа Анатолия (Кузнецова), Керченского в неделю 8-ю по Пятидесятнице

На повествование о чудесном насыщении пяти тысяч человек

Сегодня за богослужением мы слышали евангельское чте­ние, в котором говорилось о том, как Господь Иисус Христос проповедовал, как Он удалился в пустыню и как за Ним пошли люди, которые всегда за Ним следовали, где бы Он ни был. И вот, Господь проповедовал в этой пустыне, где, как мы слы­шали в Евангелии от Матфея, собралось около пяти тысяч че­ловек — и это одних только мужчин, не считая женщин и детей. Это показывает, каким вниманием был окружен всегда Христос. Люди слушали Его слово, которое они принимали в свое серд­це. Проповедь Христа не была похожа на проповедь тех, кто про­поведовал в то время, — фарисеев, книжников, законоучителей иудейских. Он учил о самом главном — о Царстве Божием.

И вот целый день прошел. Наступает вечер, а люди не расходятся и слушают Его. Апостолы говорят Христу: «Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф. 14, 15). И Христос, как описывает это событие евангелист Матфей, сжалился над ними (Мф. 14, 14). Что Христос отвечает им? «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 16.). Эти сло­ва — «вы дайте им есть» — несколько удивили апостолов, ведь у них ничего не было с собой. И апостолы говорят Христу: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф. 14, 17). И Христос велел народу воз­лечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики — народу (Мф. 14, 19). И Он преломлял, преломлял и преломлял…

Нам трудно обнять своим умом это чудо Божие. Пять хлебов и две рыбы превратились в такое количество хлебов и рыбы, которые накормили не только пять тысяч мужчин, но и женщин, и детей, и, как говорит евангелист Матфей, «остатков собрали двенадцать коробов». Это все — чудесное, непонятное явление и для нас, и для тех первых последователей Христа, которые прежде всего были насыщены Его благодатным словом, а затем Господь насытил их и насущным хлебом земным.

О чем это нам говорит? Это — чудо, объяснить его невозможно, но Христос есть Бог и Спаситель наш, Он творил и творит чудеса, Он все может сделать, но Он не творил чудеса там, где это не было нужно, где люди лишь искали зрелищ или пово­да обязательно что-нибудь осмеять. Для хитрых лжеучителей, которые следили за Ним, для книжников, фарисеев, Христос не творил чудес.

А чем же было вызвано чудо преломления хлеба и насы­щения проголодавшихся людей? В Евангелии об этом сказано несколько слов: Господь сжалился над ними. Как глубоко могут быть поняты каждым из нас эти слова! Люди ослабли уже за день, слушая Его. И Он как Творец мира, как Бог — Бог, ставший человеком, — насыщает их после слова Божественного хлебом земным, пищей земной, в которой они нуждаются. Вот это для нас тоже назидательно. Наша жизнь человеческая полна за­бот, всяких хлопот и всяких нужд человеческих, и Каждый из нас в этой жизни, сейчас, в наше время особенно, окруженный заботами — как прожить, что приобрести, как заработать день­ги, как выжить и иметь все необходимое — часто забывает са­мое главное, забывает Бога. Ведь если мы читаем Евангелие, то в нем Господь говорит нам: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31, 33). Потому что Бог никогда не оставит человека, который знает Бога, ко­торый верит в Него, который любит Его и который всей душой стремится знать и исполнять Его волю. А Его воля Божествен­ная выражена в святом Евангелии. Потому-то мы и слушаем Евангелие каждый воскресный день в церкви, потому-то она и читается за утренним богослужением — ведь там сказано, что человеку нужно делать, чтобы спастись. Весь закон Божий там изложен Христом кратко, просто, простыми словами.

Но теперь вернемся к ранее описанному событию. Были фарисеи, книжники, блюстители закона иудейского, и они наблюдали за Христом, наблюдали, где Он нарушит их законы человеческие, ибо они по букве жили, а не по духу. По букве они исполняли ветхозаветные иудейские законы, регламентирующие их жизнь, но истинные заповеди Божии нарушали. Первой заповедью, о которой говорил Христос в Евангелии, была следующая: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем тво­им и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). То есть обрати свою мысль к Нему, обрати свое чувство живое к Нему, обратись к Нему в молитве и простыми словами попроси помощи, чтобы Господь тебе открыл все необходимое, что тебе нужно в жизни, чтобы Он волю Свою исполнил на тебе и чтобы Он помог тебе в жизни. И Господь услышит тебя.

Другая заповедь — возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 39). Себя мы любим и знаем, это естественная любовь человеческая, любовь в защиту самих себя. Но любим ли мы ближних? А ведь жизнь человеческая складывается из взаимных отношений друг ко другу. Но часто вражда и ненависть разрушают наши чело­веческие отношения. Можно ли молиться и обращаться к Отцу Небесному во вражде и ненависти? В Евангелии говорится, что нельзя: если ты принесешь молитвенный дар твои и вспомнишь, кто брат твой имеет кто-нибудь против тебя… пойди прежде при­мирись с братом твоим (Мф. 5, 23, 24). А ведь мы часто забываем это и порой не замечаем, кого мы обидели. Мы, может быть, вызвали свои­ми словами или поступками недовольство и злобу и страдаем от этого. А жить нужно по любви. Эта заповедь самая главная, и на ней Господь и останавливает внимание. Легко ли жить по люб­ви? Очень нелегко. Любовь — это подвиг. Ради любви человек готов на смерть идти, если это истинная, подлинная любовь, а не слова только или внешние выражения. Поэтому подлинная любовь человека к человеку всегда жертвенна. Мы знаем это из жизни людей, мы знаем это из Священного Писания и из при­мера Самого Христа Спасителя, Который жизнь Свою отдал за нас из любви к человеку, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. Он взошел на крест, чтобы простить наши грехи.

И вот эта толпа, пришедшая за Ним в пустыню, за чем она пришла? Христос влек ее Своей любовью, Своими словами любви, отверженностью Своей от мира сего и поучением о том, как нужно любить Бога и как нужно любить ближнего. Господь сжалился над этими людьми. Он совершает чудо Божественной любви, ведь у Бога все есть, и Он дает им этот чудесный хлеб, преломляет его и делит на тысячи кусочков или, может быть, даже больших кусков, которые люди уже и не могли съесть, и рыбу, также разделенную чудесным образом. Это нашим че­ловеческим умом понять невозможно, это — Божественная лю­бовь, изливаемая на каждого, кто ищет Бога, кто идет за Богом и кто следует за Ним, повинуясь Его Божественным заповедям.

Вот если бы в наших сердцах такая любовь была, если бы мы могли преодолеть нашу человеческую гордость, наши слабости человеческие, Господь по любви Своей помог бы нам начать жить по-другому и делать добро даже тем, кто нам не делает добра, а ведь это — заповедь Божия. За исполнение ее благодать Божия обильно изливается на тех, кто к этому приходит, кто осознает такой путь и кто начинает любить даже врагов своих.

Чему еще учит нас это евангельское событие? Эта вечеря соединила тех, кто пришел за Христом, в единое стадо; тысячи людей стали одним целым, слушая своего Пастыря — Христа. Они не уходили от Него, они остались здесь, забыв и про голод, про желудок, про то, что домой им надо возвращаться. Они не хотели уходить. Поэтому Христос, сжалившись, и совершает это чудо единения всех в любви друг к другу, в любви и молит­ве к Богу. Это напоминает нам уже о той тайне, которую Хрис­тос определил на Тайной вечере, когда совершил Евхаристию и преподал святое Причастие, преломив хлеб и сказав: «При­мите и ешьте. Это — Тело Мое». А затем преподал чашу с вино­градным вином со словами: «Пейте, это Кровь Моя, за вас изли­ваемая, чтобы вы имели жизнь вечную».

Святая Церковь за каждой службой повторяет это вечное таинство, оно неповторимо, оно остается единым, но мы — в этом единстве, единстве молитвы общей, объединяющей всех во Христе Спасителе, совершающем или, лучше сказать, совер­шившим Тайную вечерю, которая теперь приобщает нас каж­дый раз, когда мы вспоминаем эту вечерю. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

То событие в пустыне и было как бы прообразом Тайной вечери, предварением грядущего спасения человеческого. Вспо­миная сегодня чудесное насыщение Христом пяти тысяч чело­век, Его чудесное благословение, Его общение с народом, вспом­ним и о нашей бедности духовной. Ведь и сейчас Христос жив. И сейчас Он преподает нам таинство Причащения — Свои Тело и Кровь. Но живем ли мы этими Телом и Кровью, приобщаясь ко Христу? Ведь само слово «приобщение» означает причастность, становление частью Христа в духовном общении с Ним. Как ве­лико это таинство и как велики дела Христа Спасителя, кото­рыми Он вел и воспитывал людей и призывал их ко спасению?

Сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам и о любви ко Христу, и о нашей греховности человеческой, и о том, что в душе нашей мы должны всегда сожалеть о своих грехах. Мы часто впадаем в грехи, мы — грешные люди, мы не можем себя ничем оправдать, наше оправдание только в любви Христовой. Но чтобы это оправдание имело силу в нас, если мы еще не полюбили Христа, мы должны Его полюбить, должны про­читать Евангелие. Когда человека спрашивают: «А Вы читали Евангелие?», — то многие часто отвечают: «Ну, брал в руки, не­много читал», а некоторые и просто откровенно говорят: «Нет, не читал». А потом задают вопросы: как спастись? что для этого нужно делать? Да ведь слово Божие и есть та главная духовная пища, которую Господь в пустыне предлагал людям прежде пищи материальной — вот что важно понять.

В жизненных трудностях, трудах своих нужно простирать искреннюю молитву ко Христу, обращаться к Нему как к Самому близкому другу — ведь Он Бог, который стал Человеком. Христос именно для того стал Человеком, чтобы открыть людям Свое учение и Божественные тайны, призывая их к Себе Своей любовью.

Вспоминая все это, читая Евангелие, отрешаясь от наших земных забот, направим же из глубины души свои очищенные, трезвые молитвы к Богу: «Господи, я слабый человек, я немощ­ный, я не могу даже сам понять себя, я не могу многого понять в жизни, я во многом заблуждаюсь даже, но если Ты меня вра­зумишь и если Ты мне поможешь, если мысль благую вложишь в меня, а любовью Своей Божественной коснешься моего серд­ца, чтобы оно растаяло от греховного льда и заразы и полюбило Тебя, то с Твоей помощью я могу встать, как блудный сын встал и пошел к своему отцу, который вышел ему навстречу и ввел вновь в свой дом».

Жизнь наша проходит, и не нужно забывать, что есть Небесный Отец, Который ждет каждого из нас, и нужен подвиг, что­бы наше чувство любви первым делам было направлено к Богу: «Господи, научи меня любить, научи меня любить Тебя всем сердцем и всем помышлением, и научи меня любить другого человека, как и Ты возлюбил всех».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *