Слово архиепископа Гурия (Карпова), Таврического и Симферопольского (+1882г.) в неделю 24-ю по Пятидесятнице
(Лк. 8, 40-56)
Два чуда милосердия Божия рассказаны ныне в Святом Евангелии: исцеление больной женщины, 12 лет страдавшей тяжким недугом кровотечения, и воскрешение двенадцатилетней девицы, дочери начальника местной синагоги. То и другое чудо — равно велики; равно выходят за пределы известных нам законов природы; согласно свидетельствуют о всемогущей силе Чудотворца, и в лице Иисуса Христа ясна указывают Господа твари, полновластного Владыку жизни и смерти. Но в чуде исцеления больной женщины есть особенность, на которую желаю обратить ваше внимание. Женщина эта получила исцеление по видимому не по намерению Господа, даже без ведома Его. Она протеснилась сквозь толпу, окружавшую Господа, когда Он шел к начальнику синагоги, и в то мгновение, как прикоснулась к одежде Господа, почувствовала, что здоровье ее восстановилось. Нет и не может быть сомнения в том, что это чудо совершилось не без ведома Господа. Что он совершенно знал, что сделалось, это показывает и дальнейший Евангельский рассказ. Лишь только совершилось чудо, Господь остановился и спросил: Кто прикоснулся ко Мне? И когда все дивились такому вопросу, а Апостолы, указывая на толпу, теснившуюся около Господа, намекали, что мудрено ли-де, что при этакой давке кто-нибудь не прикоснулся, Господь показал, что отличает прикосновение невежества и неосторожности от благоговейного прикосновения веры: «прикоснулся хо Мне некто!» Господь искал и ждал признания. Ему нужно было дать народу назидательный пример веры и особенно подкрепить изнемогавшую веру начальника синагоги. Таким образом, чудо совершилось с ведома, по воле Господа, но особенность, на которую мы указали, остается в силе, и от ведения Господа совершившееся чудо нисколько не теряет своей знаменательности. Верующая страдалица получила исцеление через прикосновения к одежде Спасителя, через предмет бездушный. Она не обратилась к Господу с молитвою о помощи, искала исцеления от прикосновения к одежде Господней. Что побудило ее к тому? Скромность ли, естественная во всякой благовоспитанной женщине, уважение ли ко Господу и нежелание развлекать Его внимание своею нуждою, или свойство самого недуга, оглашать который пред толпаю показалось неудобным, — это осталось ее тайною. Во всяком случае несомненно, что она смотрела на Господа как на неиссякающий источник жизни; верила, что полнота Божественной силы, обитающей в человеческом естестве Его, неизбежно сообщается и тому, кто Ему прикасается. Дело показало, что вера ее не была суеверием, надежда ее не обманула ее ожиданий. И, что особенна важно, Господь одобрил ее поступок: дерзай, дшеръ! Вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Обращаю ваше внимание на это обстоятельство потому, что оно открывает надежны и путь к верному пониманию православного обычая употреблять в Церкви и чтить святые иконы, кресты, священные одежды, святые мощи угодников Божиих, благоговейно поклоняться ими лобызать их. И в этих, хотя и не одушевленных, но священных предметах обитает та же Божествнная сила, которая через одежду Спасителя целебно подействовала на кровоточивую.
То, что Господь оставил землю, с плотию Своею вознесся на неба, не должно смущать нас. Оставляя землю, Он не оставил нас, верующих в Него. «Не оставлю вас; Я с вами до скончания века!» — говорил Он Апостолам.
Прочтите Деяния Апостольские, вы увидите точное исполнение этих слов. Чудотворная сила Христова проявлялась в Апостолах с поразительным обилием и разнообразием. Не только они лично, как посланники Христовы, именем Его производили множество чудотворений, даже вещи, ими употреблявшиеся, платки, полотенца носили к больным и исцеляли (19, 12). Даже тень Апостола Петра целебна действовала на больных! (5, 15).
Пройдите мысленно все девятнадцать веков церковной жизни, от кончины последних Апостолов до нашего времени — вы везде найдете силу Божию, присущую священным предметам; везде, где есть православная вера; найдете чудотворные иконы, нетленные святые мощи и вообще священные вещи, которые напоминают собою полноту чудодейственной силы Божией в век Апостольский. А из этого можете убедиться, что Христос вчера и днесъ, той же и во веки. Что Он с нами и всегда тот же; и ныне относится к нашей вере с тою же готовностью исполнить нашу надежду, как и прежде. Сила Его не слабеет от действия, любовь Его к нам не хладеет от времени. Он ищет только нашей веры, нашей преданности Ему; нашей готовности исполнять волю Его. Если человек с живою верою преклоняется перед святыми мощами угодников Божиих, перед иконами и другими священными предметами, с любовью лобызает их, но чтит в них не вещество, а силу Божию, им присущую, ожидает помощи, освящения, благодатного воздействия не от видимого предмета поклонения, а от Самого Бога, благоволившего через видимый предмет, как через хороший проводник, сообщать Свою силу, такой человек, конечно, не ошибется в своих ожиданиях. И он, как упоминаемая в Евангелии больная, услышит в обрадованном сердце своем успокоительный голос Господа: дерзай! Вера твоя спасла тебя! Иди в мире. Аминь.
Добавить комментарий