Слово архиепископа Евсевия (Орлинского), Могилевского и Мстиславского (+1883г.) в неделю 7-ю по Пятидесятницы
Как хриcтияне должны угождать ближним?
Кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим. 15, 2).
В нынешнем чтении из Апостола мы слышали это наставление. Угождать другим — это обязанность всем известная, и необходимая в общежитии, так что и говорить о ней с священной кафедры для иных слушателей может показаться делом излишним. Но потому-то особенно и надобно говорить об этой обязанности, что она всем известна, везде необходима, в больших и в малых обществах, в каждом семействе, во всяком общении с ближними. Пусть мы знаем, что надобно угождать ближнему, пусть угождаем; но этого мало; надобно нам внимательно смотреть за самими собою, как мы угождаем ближним? Так ли, как прилично християнину? Так ли, как заповедует Господь Спаситель, и как учат Его Апостолы? Будем внимательнее к себе, к нашим мылсям и внутренним расположиниям и ко внешним поступкам, будем судить о них безпристрастно; и увидим, как часто мы, зная обязанность и исполняя ее, несовсем ей верны бываем, или явно нарушаем ее пред Богом и ближними. Как часто, вместо того, чтобы угождать ближним, как должно, из любви к Богу и ближним, мы это делаем только по самолюбию, только для собсвенных выгод! А такое угождение ближним не есть исполнение христианской обязанности. Христиане все свои обязанности должны исполнять похристиански. Чтение из Апостола напомнило нам об этом долге, и потому благовременно нам теперь размыслить, как по духу христианского благочестия должны мы угождать ближним, чтобы чрез это угождение благоугождать Господу Богу?
Кто хочет угождать или служить своим ближним согласно с учением Евангельским, тот должен обращать внимание на побуждения и на цель нашего угождения ближним.
По какому же побуждению мы, християне, дожны угождать ближним? В нынешнем апостольском чтении есть ответ на этот вопрос. После предложенных слов: кийждо вас ближнему да угождает, Апостол присовокупляет: ибо и Христос не Себе угоди, но якоже есть писано: поношения поносящих Тебе, нападоша на Мя (ст. 3), и далее учит: темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (ст. 7). Апостол, повелевая угождать ближним, в побуждение к исполнению этой обязанности, указывает на пример Иисуса Христа. Так и мы, как христиане, или ученики Христовы, дожны исполнять эту обязанность потому, что Господь и Учитель наш Иисус Христос повелел нам угождать ближним и в этом подал нам пример. Он заповедал любить ближних, как себя, и благотворить всем, и ненавидящим нас, благословлять и клянущих нас, давать просящему, и под. И вся земная жизнь Господа Иисуса была служением для других, как Сам Он говорил: Сын человеческий не прииде, да послужить Ему, но да послужит и даст душу Свою избавление за многи (Мк. 10, 45); или, как Апостол говорит: ибо и Христос не Себе угоди. И ты, христианин, если, угождая ближним, хочешь благоугождать Господу, то делай угодное ближним ради Господа. Помни Его заповедь, повелевающую любить ближних, как себя, благотворить и ненавидящим. Господь заповедует: вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы (Мф. 7, 12). Также, очами веры всегда взирай на пример Самого Господа, и размышляй, как Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2, 8). Господь Спаситель в Своей жизни и Своих страданиях, подъятых для нашего спасения, оставил нам пример, чтобы мы шли по следам Его (1 Петр 2, 21). Если мы благоугождаем ближним потому, что Спаситель наш Иисус Христос, быв на земле в образе раба, не Себе угоди, но для нашего спасения понес труды, болезни, злословия злословящих, т. е., если мы угождаем ближним из любви к Богу и ближним, последуя примеру Господа Спасителя, то мы угождаем ближним так, как должно это делать христианам.
Напротив, если мы делаем ближним какия нибудь услуги только по привычке, или по обычаю, или по необходимости, по требованию внешних обстоятельств, или только для своих выгод, чтобы взаимно получить услугу; то мы служим для ближних не так, как должно это делать по учению Христову. Так угождают ближним и язычники, и люди нечестивые. Спаситель говорит: Аще любите любящих вас, кую мзду имате? не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не и язычницы ли такожде творят (Мф. 5, 46-47)? В таком случае мы делаем добро не по воле Божией, не для исполнения Его заповеди, а по своим расчетам, по необходимости, или по своей только воле. А христианин все должен делать ради Бога, по учению Христа Спасителя, и стараться во всех своих поступках подражать примеру Его.
Далее, чтобы наше угождение ближним согласно было с духом христианского благочестия, мы должны смотреть и на ту цель для которой что либо делаем ближним. Сказав: кийждо вас ближнему да угождает, прибавляет: во благое к созиданию.Угождая ближним, мы должны смотреть и на то, полезна ли наша услуга тому, кому мы в чем либо угождаем? По наставлению Апостола, надобно угождать только — во благо, к назиданию. Против этого правила погрешаем, когда делаем какия либо услуги для других против совести и долга, только в угодность им. Так поступаем, когда показываем согласие с ложными мнениями других, будучи уверены в их ложности; а соглашаемся с ними только для того, чтобы не оскорблять их самолюбия. Против этого правила грешать родители, когда, по ложной любви к детям, поблажают им в словах и поступках, противных правилам христианского благонравия. Погрешают против этого правила начальники, когда терпят безпорядки между подчининными только потому, что опасаются справедливою строгостию возбудить невыгодное мнение о себе. Погрешаем также против долга истинного угождения ближним, когда в общении с ближними говорим и делаем не так, как должно по совести, а как они хотят, применяясь к их предрассудкам, к их худым привычкам, к их нехорошим желаниям и несправедливым требованиям. Так угождать другим не значит угождать во благо, к назиданию, а значит человекоугодничать, потворствовать заблуждениям и худым нравам других, делать зло себе и другим.
Кто же угождает другому во благо, к назиданию? Тот, кто не лицемерит пред другим, но служит ему с усердием, желая делать ему истинную пользу. Тот, кто, угождая ближнему, имеет в виду не собственную выгоду, например, выгодное о себе мнение других, их благорасположение и под., но благо других, служащее к их истинному счастию. Тот, кто, угождая другому из любви к Богу и ближним, искренно желает своим угождением делать истинное добро своим ближним, желает и в них питать те же чувства святой любви к Богу и ближним.
Поэтому другим мы должны угождать столько, сколько это позволяют Божеския заповеди, которыя зарещают лицемерить пред другими, ласкательствовать, послаблять самолюбию и своенравию других, их порочным желаниям и под. Христианская любовь к другим обязывает нас к тому, чтобы мы, любя ближних, как себя, всегда помнили о своем и их главном назначении к вечной жизни, приобретенной нам заслугами Господа Спасителя нашего; чтобы мы все свои поступки в отнощении к другим подчиняли этой главной цели, и всегда старались со всем усердием приближать к этой цели себя и других.
Христианин, желающий угождать ближним, по наставлению Апостола, во благо, к назиданию! Чтобы верно испольнять сию обязанность, по примеру Господа Спасителя, всегда питай и возгревай в своей душе любовь к Богу, чтобы любить Его более всего, как начало и конец всего, как высочайшее наше Благо и Источник всякого благо, и чтобы, ради Бога, любить и ближних, как себя, как братий наших в Господе, как детей одного Отца небесного, призывающего всех людей ко спасению чрез веру в Господа Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.
Добавить комментарий