Слово архиепископа Нафанаила (Львова), Венского и Австрийского (+1986г.) в день святых Царственных Мучеников

 

архиепископ Нафанаил Львов

О прославлении царя-Мученика

Среди русских эмигрантских либеральных кругов многие осуждают нашу Зарубежную Церковь за канонизацию и прославление (в 1981-м году – ред.) мученически убиенного Государя Императора Ни­колая ӀӀ, называя этот акт политическим.

После совершившегося ныне прославления Новомучени­ков Российских, с Государем Императором в их числе, толки эти не только не прекратились, но и умножились, доходя до повторения тех гнусных обвинений против Царя-Мученика, которые встречались в самых отвратительных революцион­ных писаниях, сохраняемых только в наиболее омерзительных советских изданиях, вплоть до наименования Мученика-Царя «Николаем Кровавым».

Надо отвечать на эту новую волну клеветы.

Император Николай IӀ — многосторонний мученик. Он мученик, как и простой человек христианин, как миллионы других русских мучеников, убитых за то, что они верили в Бога и остались верными своему исповеданию. Поэтому может он быть поставлен во главе многомиллионного множества рус­ских людей, убиенных и замученных богоборцами в наше вре­мя.

Хорошо пишет об этом архиепископ Антоний (Бартошевич) Женевский, приводя и слова одного исповедника из России: «Прославить надо всех мучеников за веру, не делая выбора, тем более не становясь на политическую точку зрения, как это делают в от­ношении Царя. Ему все что-то пытаются поставить в вину, даже не представляя того, что обвиняя Царя-Мученика, они становятся в ряды палачей его! Он умер, не изменив своей вере!». Но сверх того мы знаем еще высокое благочестие Го­сударя и его чисто христианское отношение к жизни. «Кро­тость и смиренное принятие уготованной им страшной участи возводит императорскую чету на высочайшую степень христи­анского подвига» — тоже пишут из России.

Однако Государь не только Первенец среди мучеников-мирян. Как тоже пишет архиепископ Антоний: «Надо помнить, каково отношение Церкви к православному царю. Церковь рассматривает его не только, как светского главу государства, но как священное Лицо, носителя особой божественной харизмы. Во время коронования над царем совершается вторично Таинство Миропомазания, на что не имеет права ни один хри­стианин. Эта особая харизма делает православного царя — слу­жителем Божиим, ответственным за народ перед Богом».

Но император Николай II пострадал не только, как рядо­вой христианин, не только, как царственный мученик, но и как воплотитель высокого звания Удерживающего, которое принадлежало ему и его предкам-царям, и больше никому.

Среди пророчеств о последних временах перед концом мира у св. ап. Павла, в послании к Фессалоникийцам, говорится: «Тайна беззакония не совершится, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7).

Что такое Удерживающий?

Почти все святые отцы — толкователи этого послания, го­ворят, что под удерживающим надо понимать римского императора и возглавляемую им империю. Хотя и языческая тогда и даже гнавшая христиан, но своей верностью принципу спра­ведливости и правосудия она не давала злым силам беспрепят­ственно распространяться в мире.

Когда же при Константине Великом империя сделалась христианской, это ее стояние на позиции защиты Правды, стало сознательным подвигом борьбы против зла. Как известно, звание римского императора перешло сначала к византийских василевсам, а потом к русским великим князьям, царям и импе­раторам, и было вместе со всем прочим унаследовано царем Николаем ӀӀ. И никто во всей истории не воплощал этого цар­ственного стояния за правду в такой мере, как император Ни­колай Александрович.

В течение XVIII и ХIХ веков русская царская власть все время очищалась от нецерковности и вольнодумства Петра I и Екатерины II. И наконец на русском престоле оказался человек глубоко церковный, православный, сознательно стоявший на страже Добра в мире, уже погружавшемся в бездны зла.

Для защиты Добра начал он в 1914 году войну, обнажив­шую силы зла.

Утверждение о том, что императорская власть в России являлась препятствием, удерживающим бескрайнее разлитие злых сил, это не наша самовольная претензия. Это подтверждает один из основателей современной богоборческой силы, Фридрих Энгельс, когда он пишет: «Ни одна революция в Ев­ропе и во всем мире не может достигнуть окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство» (Карл Маркс и революционное движение в России. М., 1933, с. 15).

Вот в качестве такого Удерживающего мешал наш Государь созревшему злу разлиться по просторам и нашей Родины и всего мира.

И мы, ни мало не погрешая против исторической правды, не приукрашивая ее, можем утверждать, что убиение императора Николая II совершено было прежде всего за то, что он свято исполнял свой религиозный долг — дела Удерживающе­го. За этот всемирный долг заслужил он всемирного прославления, а между тем память его окружается злобой и нена­вистью.

О том, что Государь был мучеником, убитым не только как рядовой христианин, как были убиты миллионы верующих людей, даже не как царь, а как Удерживающий, препятствовавший злым силам захватить мир — об этом свидетельствуют таинственные надписи в комнате, где совершилось убийство. Тут есть две многозначительные строки из стихотворения Г. Гейне:

Beltatzar ward in selbiger nacht von seinen Knechten umgebracht.

(В эту самую ночь Валтасар был убит своими слугами).

Тут и кабаллистические знаки, которые знаток древних тайнописей Энель перевел так: «Здесь по приказу, царь был принесен в жертву для разрушения государства».

Этим объясняется и та ненависть к русскому народу и русскому государству, которыми так пропитаны многие высказы­вания Маркса и Энгельса, и которыми переполнены и совре­менные общественные руководители.

А мы, любящие нашу Родину Россию и наш православный русский народ, низко, с благоговением н благодарностью преклонимся пред ныне прославленной памятью нашего мученика Государя и всей Августейшей Семьи его, разделившей с ним и его муки и мстительную ненависть его врагов. В лице мучени­ка-императора выразим благодарность не только ему, но и его предкам, обеспечивавшим нам блестящее развитие нашего го­сударства и нашей культуры, защищавших весь мир от безу­держного разлития злых сил.

И возблагодарим наш Синод Православной Русской Церкви за то, что он выполнил ответственный акт канонизации и прославления Мученика-Царя и всех Новомучеников и Исповедников Российских, несмотря на то, что Синод знал, что этих актом он вызовет против себя взрыв ненависти и клеветы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *