Слово архиепископа Нафанаила (Львова), Венского и Австрийского (+1986г.) в день памяти св. праведного Иосифа Обручника
Мы мало знаем о жизни святого и праведного Иосифа. Впрочем, как указывает св. Иоанн Златоуст, знаем мы об этой жизни самое главное: «Иосиф праведен сый» (Мф. 1, 19).
Мы даже не знаем с полной достоверностью был ли святый Иосиф в молодости женат или нет. Есть древнее предание, предполагающее, что св. Иосиф был женат, и упоминаемые в Евангелии «братья Христовы» были детьми Иосифа от этого брака.
Но большинство святых отцов, и среди них особенно решительно блаженный Иероним, отвергают это предположение. Св. Иероним говорит: «Я считаю более благочестивым думать, что Девственный Сын родился в союзе девственников».
Так же мыслит и св. Иоанн Златоуст, считающий братьев Христовых сыновьями Клеопы, младшего брата Иосифа.
Такое понимание надо считать наиболее церковным и благоговейным и потому верным.
Подтверждение именно этому пониманию мы найдем и в Евангелии, в сопоставлении Ин. 19, 25 и Мф. 27, 56, где «Мария Клеопова» называется «Мать Иакова и Иосии».
Клеопа был значительно моложе Иосифа: он был учеником Христовым (Лк. 24, 18) много лет спустя после кончины Иосифа. Повидимому поэтому, по древнему патриархальному обыкновению, и сам Клеопа и вся семья его жили в доме старшего брата под руководством последнего. Потому, с тем большим основанием, сыновья Клеопы могли впоследствии именоваться братьями Господними.
По своим занятиям св. Иосиф, несмотря на свое царственное происхождение, был плотником. Прошли уже многие столетия с того времени, как потомство Давидово лишилось престола и было обречено на общечеловеческую участь: в поте лица своего есть хлеб свой, достойно живя трудами своих рук.
О времени несколько позднейшем древний церковный писатель Игизипп рассказывает, как потомки Давида, ближайшие сродники Иосифовы, были приведены к римскому императору Домициану, подозрительно расспрашивавшему их об их правах на престол Давидов, и как они были презрительно отпущены кесарем, так как оказалось, что «это были простые поселяне, руки которых были в мозолях».
Таким именно мы и можем себе представлять праведного Иосифа.
На сего-то праведного мужа, царственного рода и смиреннейшего положения, пал жребий высочайшего Божиего избранничества: стать хранителем девства Пресвятой Девы Марии и приемным отцом Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
Св. Иероним так говорит об этом: «В Своей бесконечной мудрости Бог всегда применяет меры самые простые. Как нужно было поступить при воплощении Сына Божия? Раскрыть девственность Пресвятой Девы значило бы преждевременно неподготовленно указать на величие Господа Иисуса. Обручением же Ее Иосифу достигалась тройная цель: обеспечивалась тихая незаметность да времени для Христа, незапятнанная недоступность клевете для Пресвятой Девы и мужественная защита для Нее и для Богомладенца. Все это достигалось святым обручением Девственника-Обручника — Деве-Матери».
По свидетельству св. Иоанна Дамаскина, св. Иосиф был уже глубоким старцем, когда ему было вручено охранение Пресвятой Девы Марии. И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, о своей и всего мира Госпоже и Владычице. Уверившись от ангела, явившегося ему во сне, что Рожденный от Марии-Девы Богомладенец есть Еммануил — Христос, воплотившийся от Духа Свята, стал св. Иосиф служить Богомладенцу Христу и Его Пресвятой Матери.
При этом благовествовании ангела Иосифу о рождестве Христа Спасителя заметим еще одну важную черту личности праведного Иосифа: ангел, возвещая св. Иосифу о рождении Господнем, говорит об этом неслыханнейшем событии, как о таком, которое совсем не чуждо мыслям Иосифа, и последний сразу же без сомнений понимает ангела.
Из этого свв. отцы Церкви, св. Ириней Лионский и преп. Ефрем Сирии, делают вывод, что св. Иосиф, исключительно хорошо зная Священное Писание, мог благодаря этому вдуматься, вжиться в святые строки о том, что «Дева приимет и родит Сына».
И именно этому подвигу любви к Священному Писанию праведного Иосифа, тому, что, «будучи с руками в мозолях, он имел дух утонченный и возвышенный знанием Писания и жизнью по нему», приписывают святые отцы его избранничество Господом и его готовность к этому избранничеству.
Непричастный к воплощению, св. Иосиф, однако, в силу своего избранничества, будучи Обручником Девы Марии и названным отцом Господа, выполняет по Рождестве Спасителя в отношении Его все обязанности отца: дает Ему имя, предреченное ангелом (Мф. 1, 25), берет Богомладенца Христа и Пречистую Матерь Его для бегства в Египет, когда Им угрожала опасность, и выбирает место для поселения, когда опасность эта миновала.
Поселяется Святое Семейство в Назарете, в городе, в котором св. Иосиф обитал ранее, до событий Рождества Христова. Здесь св. Иосиф возвращается к своим плотничьим занятиям, и церковное предание говорит нам, что и Сам Господь, Царь неба и земли, учился у своего приемного отца его смиренному ремеслу, ибо Господь восхотел родиться и жить, даже и до начала Своей проповеди, не в богатстве и пышности, а в смиренной бедности. И повествует св. Евангелие об этих годах, что Господь тогда «был в повиновении у них», т. е. у Иосифа и Девы Марии.
Св. Иосиф дожил до глубоко преклонного возраста и скончался, как свидетельствует св. Епифаний Кипрский, в возрасте свыше ста лет. Древнейшее, еще апостольских времен, предание говорит, что Сам Нареченный Сын его, Спаситель Христос, перед Своим исходом на евангельскую проповедь, выслушал от праведного старца исповедь — повесть о всей его жизни, закрыл глаза ему и похоронил его в царской усыпальнице в долине Иосафатовой, близ Иерусалима.
И душа праведного Иосифа мирно отошла к праотцам, неся им радостную весть о том, что долгожданный Мессия, «Желаемы и всеми народами» (Аг. 2, 7), грядущий, чтобы освободить и спасти род человеческий, — Христос Господь, уже пришел на землю и готовится сокрушить врата смерти и ада.
Об этом благовестии св. Иосифа Церковь поет: «Благовествуй, Иосифе, чудеса: Деву видел еси рождшую, с пастырьми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть приемь. Моли Христа Бога спасти души наша».
*) В Евангелиях находятся две родословных Господа: в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. Между ними есть разница в двух местах: в поколениях от Давида до Салафиила и в поколениях от Зоровавеля до конца.
По родословной у св. евангелиста Матфея, предок праведного Иосифа, Салафиил, — сын царя иудейского Иехонии, а по св. ап. Луке Салафиил был сыном Нирия.
Эта разница объясняется тем, что, как мы знаем из Священного Писания (IV кн. Цар. 24 и 25 главы и II Пар., гл. 36), царь Иехония был в восемнадцатилетнем возрасте взят в плен в Вавилон, где и умер бездетным, а весь царский род был несколько позднее, в Иерусалиме, истреблен вавилонянами (IV Цар. 25, 7).
Между тем, по Закону, если какой-нибудь женатый, т. е. всякий вполне взрослый, еврей умрет бездетным, то его брат, а при отсутствии брата, иной ближайший родственник, должен жениться на бездетной вдове своего сродника, и первенец от такого брака должен почитаться сыном не физического своего отца, а сыном умершего бездетным первого мужа своей матери (Втор. 25, 5).
Так настойчиво было стремление Ветхого Завета к тому, чтобы от каждого чада Завета, от каждого еврея остались потомки, через которых каждый еврей мог бы впоследствии послужить Мессии — Христу.
Тем большим было это стремление в отношении царского рода — потомства царя Давида, которому обещал Господь, что из его потомства произойдет Мессия-Христос.
И вот, Нирий, близкий родственник царя Иехонии по матери (II Пар. 36, 5), и дальний родственник его по отцу, тоже потомок царя Давида, но не по царской линии, не от Соломона, а от Нафана, родного брата Соломонова, тоже сына Давида и Вирсавии (I Пар. 3, 5) — сей Нирий женится на вдове Иехонии, и их сын Салафиил, будучи по плоти сыном Нирия, по Моисееву Закону считался сыном царя Иехонии.
Ап. Лука, пишущий Евангелие для христиан из язычников, которым может быть неведом или во всяком случае непривычен Ветхозаветный Закон, ставит в родословии Христа Спасителя имя Нирия — Его праотца по плоти, а ап. Матфей пишет для христиан из евреев, для которых Закон Моисеев и ведом и привычен, и для которых этот Закон должен быть выше естественного порядка вещей. И потому в родословной Евангелия от Матфея в данном месте стоит имя царя Иехонии.
Вторая разница в двух евангельских родословных, по свидетельству как древних церковных историков Юлия Африкана и Евсевия Памфила, так и святых отцов Церкви, святт. Амвросия Медиоланского и Иринея Лионского, объясняется тем, что св. ап. Матфей ведет родословную Христа к Иосифу, так как Иосиф был Богом назначенным приемным отцом Господу, а ап. Лука доводит родословную Господа до отца Пресвятой Девы Марии — Иоакима-Илии.
Добавить комментарий