Слово архиепископа Саввы (Раевского), Сиднейского и Австралийско-Новозеландского (+1976г.) к сорокалетию со дня убиения Царской Семьи
«Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную». (Деян. 17, 30-31)
Дорогие, о Господе, Братие и Сестры!
Сорок лет тому назад, в 1918 году, в ночь на семнадцатое июля на нашей Родине в городе Екатеринбурге было совершено злодеяние, равного которому по своей кровожадной жестокости и подлости не было во всей тысячелетней истории нашего народа.
По распоряжению безбожной власти, засевшей в священном Кремле, было совершено убийство Божьего Помазанника Императора Николая Второго, бывшего незадолго перед тем Верховным Повелителем многомиллионной армии и Венценосным Правителем величайшего в мире государства. Суда не было, убийцы совершили свое каиново дело в подвале. Вместе с Государем были убиты его Августейшая Супруга, невинные дети во главе с больным Престолонаследником и те близкие к Царской Семье люди, которые остались ей верными до самой смерти.
У преступной власти не хватило смелости сообщить об убийстве Императрицы и невинных детей. Официальное сообщение было сделано только об убийстве Государя Императора. Однако, вскоре убийства Государя и всех бывших с ним выплыла наружу со всеми леденящими душу подробностями, чтобы стать вечным укором совести всего нашего народа, всех нас, а может быть и совести всего свободного мира, ибо он не нашел в себе мужества осудить эта злодеяние и вменить его в вину его вдохновителям. Не проявил этот свободный мир и желания принять какие бы то ни было меры к спасению Государя и его семьи, хотя Государь был верным союзником и боевым соратникам этого свободного мира.
Убийство Царской семьи явилось кульминацией того террора и насилия, которые переживал русский народ в ужасное лето 1918 года. Один из очевидцев всего происходившего тогда в России так описывает это страшное или, как он выражается, «кошмарное» лето. «Насилия, расстрелы, массовые зверские убийства, кровавый террор дарили повсеместно и заливали кровью обширные районы территории царства «пятиконечной» звезды советской власти. Власть эта, в своей жестокости и кровожадности, казалось, не имела предела, не делала никаких различии: ее насилиям и угнетениям подвергались все классы, все сословия, все возрасты и полы; расстреливались старцы, расстреливались юноши, насиловались женщины, раскраивались головы детей; истреблялись буржуи, истреблялись и разные нежелательные советской власти политические и общественные деятели, но истреблялись массами, семьями и самые обыкновенные обыватели, крестьяне и рабочие».
Особенно яростному и жестокому гонению подвергалась Православная Церковь, которая в течение веков являлась одним из главных устоев нашей национальной и государственной жизни. По наушению власти закрывались храмы, осквернялись святыни, высмеивались церковные обряды и народные обычаи, освященные столетиями. Сотни лиц духовного звания, монахов и монахинь было либо расстреляно, либо удушено, либо утоплено в прорубях. Патриарх Тихон писал в своем послании в начале третьего месяца коммунистической революции: «Воздвигается жесточайшее гонение на Св. Церковь Христову… Св. храмы подвергаются разрушению, ограблению, кощунственному осквернению. Чтимые народом обители захватываются безбожными властями; школы церковные упраздняются и обращаются в училища безверия и в рассадники безнравственности» (Посл. 19 января 1918 г. ).
По всему лицу Русской Земли прошел яростный вал погромов, осквернения и разрушения церквей. Новою властью, по строго выработанному заранее плану, подрывался авторитет Церкви, чтобы предотвратить на ближайшее время духовное пробуждение нашего народа, впавшего в бездну саморазрушения и самооплевания.
И вот на фоне этого безумия, которое охватило Россию, лишенную сдерживающих факторов, особенно Церкви, на фоне этого террора и насилия, когда поистине вышли бесы из самого ада, совершилось величайшее бедствие нашего народа — убийство Царской Семьи и превращение Православного Царства — Святой Руси — в безбожно-интернациональное «коммунистическое» государство.
День убиения Царской Семьи провозглашен в свободном Зарубежьи Днем Русской Скорби, в который наша Зарубежная Церковь призывает нас к посту и покаянию подобно тому, как некогда звал к покаянию древних афинян великий апостол Павел в афинском ареопаге. «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться», говорил Апостол, обращаясь к афинянам, среди которых были самодовольные и гордые эпикурейцы и стоические философы. «Бог назначил день, в который будет судить вселенную», говорил Апостол. Если тогда, во времена апостола Павла, когда языческий мир находился в апогее славы и величия, блистая греческой образованностью и философией и исключительным по тому времени административно-правовым устройством могущественной Римской империи, если тогда был необходим призыв к покаянию, то тем настойчивее должен звучать голос Церкви Христовой, призывающей к покаянию в настоящий момент, когда человечество, достигнув величайших изобретений и открытий, оказалось внутренне духовно слабым, чтобы сопротивляться тому злу, которое привело его на край гибели.
«Всем всюду надо покаяться», говорит Апостол языков, призванный Самим Господом проповедывать слово покаяния всем народам. Если за внешним блеском языческой греко-римской культуры крылась духовная слабость, то ныне при всех успехах науки, техники и искусства, чувствуется еще большая морально-духовная расслабленность и пустота. Зло, в виде отрицания Бога, отрицания законов совести и морали и в виде насильственного водворения в жизнь коммунистического порядка, вошло в сердца всех людей, всех народов. Оно захватило и продолжает захватывать умы и сердца и простых и образованных людей, включая и тех, кто носит имя ученого или философа. Некоторые из них готовы уже примириться со злом и советуют подчиниться ему, надеясь, что зло само по себе будет изжито с течением времени, через каких-нибудь два-три столетия. Так сказано было недавно известным ученым перед парламентом одного из культурнейших народов мира.
Как велика разница между благовестником Христовой истины, великим апостолом Павлом, готовым принять адские муки ради спасения своих братьев, и представителем современной культуры и просвещения, рекомендующим примириться со злом! Как велика разница между языческим афинским ареопагам, ищущим истины, и современным парламентом христианского государства, решающим все вопросы с точки зрения практического утилитаризма! А сколько таких ученых, философов, писателей, поэтов и парламентариев способствовали появлению зла, проповедывали и звали к нему! В этом повинен весь мир, повинен и наш несчастный народ, явившийся жертвой искупления как за свое национальный грех, так и за безумие «мудрых и разумных этого мира», за грех общечеловеческом гордости, презревшей высшие законы Божией правды и справедливости и решившей строить жизнь без Бога. Поэтому мы должны найти в себе внутреннюю силу и дерзновение принести покаяние не только за наш национальный грех, но и за грехи всего мира. Только сознание общей виновности всех свободных людей в их уступках и содействии злу уготовит путь спасения миру.
Весь свободный мир, в здоровой своей части, должен вернуться на путь совести и правды и соединиться с подавляющей массов русского народа, прошедшего все круги ада. Только такое объединение здоровых сил свободного мира с массой русского народа победит зло, опирающееся не только на силу советского вооружения, но и на моральное разложение сил Запада.
Мы же, в день нашей народной скорби, должны принести покаяние прежде всего в нашем национальном грехе, за наше богоотступничество и богоборчество, за наш отказ от нашей исторической миссии быть народом святым и устраивать жизнь на началах Божией правды, за разрушение православного царства и, наконец, за то безумие, которое вылилось в революцию. Грехи эти суть не только наши грехи, грехи нашего поколения. Катастрофа, совершившаяся на наших глазах, подготовлялась постепенно. Виноваты и те, которые готовили эту катастрофу, сеявшие ветер, чтобы пожать бурю, виноваты и те, которые не предупредили, не отклонили ее, не проявили тон жертвенности, которой от них требовала жизнь.
Эту катастрофу задолго предвидели люди пророческой проницательности. Так, наш религиозный мыслитель и поэт А. С. Хомяков, сумевший глубже, чем кто-либо иной проникнуть в провиденциальное назначение России, за три четверти столетия до нашей катастрофы писал, обращаясь к Родине:
«Помни: быть орудием Бога
Земным созданьям тяжело:
Своих рабов Он судит строго,
А на тебе, увы, как много
Грехов ужасных налегло.
О, недостойная избранья,
Ты избрана. Скорей омой
Себя слезами покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой».
Пророк русской революции Ф. М. Достоевский предвидел даже особенности революционного бунта. Он писал: «Интернационал распорядился, чтобы европейская революция началась в России, и начнется, ибо нет у нас надежного отпора ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств; начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом испугаются».
Предвидел и разгадал сущность русской революции Митрополит Анастасий (Грибановский), когда при своем наречении епископам в 1906 году говорил: «Время гонений для служителей Церкви не миновало. Наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбления и описания имений, храмы, обагренные кровью и из храмов сделавшиеся кладбищами, увидим всенародное заклание пресвитеров и епископов».
Мучительным ожиданием прихода неизбежных бед напоены были все классы России. Поэт Александр Блок о наступающем ХХ столетии говорил:
«Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще черней, еще огромней
Тень Люциферова крыла».
А поэт наших дней, восторженно приветствовавший в начале революцию, Максимилиан Волошин покаянно восклицает:
«С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Замызгали на грязных площадях.
О, Господи, разверзни, расточи,
Пошли на нас огонь, и язвы, и бичи…
отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда».
Болью за судьбы России, иногда ужасом за нее, проникнуты многие творения Митрополита Антония (Храповицкого), мученика Протоиерея Иоанна Восторгова и великого чудотворца нашего Протоиерея о. Иоанна Кронштадтского.
Пророчествовал о России и преподобный Серафим Саровский, предсказавший страшное лихолетие, когда ангелы не будут успевать относить души погубленных людей.
Десятилетиями, поколение за поколением, создавались соблазны, измены и отступления, пока не сплелись все они в такое настроение, которое привело русский народ к измене своему царю.
Вспомним, какими настроениями жила Россия пред революцией: отход от Православия, отказ от выполнения своей особенной, Богом ей назначенной, задачи был полным, по крайней мере в мыслящем интеллигентном классе. И это страшное растление с катастрофической быстротой проникало из верхних слоев населения в нижние, производя в широких народных массах еще большее душевное опустошение.
Еще страшнее было та, что голоса пророков, которых посылал Господь русскому народу, голоса Хомякова, Достоевского, о. Иоанна Кронштадтского, замирали неуслышанными…
И вот, чтобы спасти самое драгоценнейшее, душу народную, Провидением было назначено, чтобы пришли и страшные муки, физические и моральные, ибо народ наш стал притчей во языцех, страшилищем всего мира, как бы несущим на себе печать отверженности.
Это — неизбежное последствие нашего греха. Происходящее и совершающееся с русским народом можно объяснить словами апостола Павла, сказанными им Коринфской общине. Господь предал сатане русский народ во измождение плоти, — как говорит один из архипастырей зарубежья, — да спасется дух его! Ибо «погрязшего в узах беспечности внешним счастьем, чем иным отрезвить можно, как не скорбями и несчастьями!» Россия же предана сатане, ибо русский народ страждет плотию так, как ни один народ в мире.
Но спасется ли дух, душа нашего народа, — невольно смущается наше сознание. Спасется и уже спасается. Сведения, доходящие с Родины, говорят а внутренних сдвигах. Об этом свидетельствуют новые течения в литературе, искусстве, об этом свидетельствует настроение молодежи, высвобождающейся от страха и позволяющей себе ставить такие вопросы, которых раньше ставить было нельзя. Сведения, поступающие с Родины, говорят, что наш народ живет не единым только хлебом.
Мы чувствуем, мы верим, что на нашей Родине, в недрах народной массы ведется величавшая, ответственнейшая не перед Россией только, но и пред всем миром, борьба за Бога, за Веру, за Правду.
Если против русской, а теперь против всякой души человеческой, там мобилизованы все силы ада, то и на защиту души мобилизованы все силы добра. Ни одна наследие старого не остается бесплодным. Вырастет что-то из семян, посеянных Хомяковым, Достоевским, Иоанном Кронштадтским! С нами все угодники Божии, просиявшие в Земле Российской, с нами сонмы новых мучеников во главе с умученными святителями нашей Церкви Патриархом Тихоном, Митрополитами Владимиром и Вениамином и Царственными мучениками, чья кровь вопиет к небу…
Нужно только твердо верить и смиренно каяться в грехах. Покаяние не есть слабость и унижение. Покаяние — это пересмотр, исправление наших взглядов, установок, убеждений; восхождение к высшему, приближение к Богу, к абсолютной правде.
Помоги нам, Господи, в день нашей скорби покаяться, дабы мы увидели не только Голгофу, но и воскресение нашей Родины и всего страждущего и метущегося человечества. Аминь.
20 июля 1958 г. Произнесенное в Св. Петропавловском Кафедральном соборе в Сиднее, Австралия.
Добавить комментарий