Слово архиепископа Саввы (Раевского), Сиднейского и Австралийского в день праздника иконы «Казанской» иконы Божией Матери
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня наша женская обитель «Новое Шамордино» продолжает праздновать свой престольный праздник Казанской иконы Божией Матери, так называемую осеннюю Казанскую. Сегодня, как и в предыдущие годы, здесь под открытым небом, у подножия креста, где должен быть воздвигнут постоянный храм в честь Божией Матери, мы возносим свои усердные молитвы о спасении нашего страждущего народа.
Событие, которое послужило поводом для установления праздника, была чудесное спасение нашего народа в тягчайший момент его истории. Свыше триста лет тому назад прервалась династвия Рюриковичей. Много было претендентов, желавших занять престол православных царей. Среди них оказался даже самозванец, человек без рода и племени. Наступила междуцарствие, безвластие, так называемое смутное время. Соседние государства стали отторгать одну за другой русские области и, наконец, иноземцы заняли Москву — сердце России.
В этот страшный момент наш народ, павший на дно греха и погибели, осознал этот свой грех. Началось общенародное покаяние. Воистину прав наш выдающийся историк Ключевский, который сказал, что только великий народ после тяжкого падения может встать и начать свое возрождение. Движение началось на Волге — в Нижнем Новгороде и Казани. Возглавляемые князем Пожарским и Мининым, Сухоруком русские рати двинулись с Поволжья к Москве, имея с собою как знамя икону Казанской Божией Матери. Наше иночество в ответственный момент нашей истории не закрылось в своих келиях. Авраам Палицын рассылает пламенные воззвания по всей России. Иноки Св. Троицкой обители храбро отбивают яростные атаки поляков. Но вот наступает новое искушение и, при этом, в самый критический момент. Между военачальниками осаждавшей Москву рати начинается расхождение. Часть рати оставляет военный стан. Ко всему присоединяется осенняя непогода, благоприятная для осажденных и пагубная для осаждающих.
Однако, покаянный вопль народа уже достиг престола Господня. К больному святителю, находившемуся в осажденной Москве, среди полночной тишины, является Преподобный Сергий и говорит: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Сказанное Преп. Сергием исполнилось. Москва была освобождена. В память об этом был установлен праздник в честь Казанской иконы Божией Матери 22 октября (по ст. ст.).
Прошла триста лет после смутного времени. Из Московского царства создалась великая мировая империя. Великая не только па своей территории и военной силе, но и великая по своим культурным достижениям в области науки, философии, литературы и искусства. Имена русских ученых, мыслителей и писателей начинают все чаще заноситься на скрижали мировой культуры. Русская музыка, пение и театр получают мировое признание. Наше государство стало процветать экономически и духовно.
Крестьяне после знаменитой реформы освобождения и с выходом на отруба становятся собственниками. Гигантских размеров достигает наша промышленность. В области духовных достижений на церковном небосклоне как яркие звезды горят имена старцев Оптиной пустыни — Амвросия и знаменитого обновителя Глинской пустыни Филарета, блаженной праведной Ксении и многих других. Ярким светом горит лик Преп. Серафима, как воплощение величайшей кротости и смирения. Как огненное пламя стоит перед нашим взором исключительный во всем христианском мире пророк и чудотворец о. Иоанн Кронштадтский.
В этот момент расцвета нашего государства Господь посылает нам великое искушение и испытание — войну с могущественной Германией. В течение ряда лет наша армия показывает чудеса храбрости, а народ проявляет великое терпение и мужественно несет все тяготы войны. Наша армия в 1917 году была накануне блестящей победы над врагом, а наше отечество ожидал величайший успех во всех областях жизни. Но совершается великое падение, за которое несут ответственность все: и царедворцы, и военачальники, и особенно те элементы русской интеллигенции, которые оторвавшись от народного корня и утратив народную интуицию, заменили веру в Бога и в творческие силы своего народа верой в несбыточные мечты и ложные доктрины. В феврале мы, полные какого-то непонятного энтузиазма и безумной радости, порвали связь со св. Русью.
Тогда русское общество в целом овацией приветствовало падение исторической России, падение Православного Царства. Было совершено историческое преступление. А где преступление, там и наказание. За преступление заплатили не только царедворцы, военачальники, интеллигенция — заплатил весь народ. Особенно жестоко пострадало многомиллионное крестьянство. Лишенный земли крестьянин превратился в батрака колхозника. Результат — житница Европы, наша страна, закупает хлеб во всех странах. Сеет пшеницу на целине, а собирает в Аргентине и Канаде и даже в Австралии. Жестоко пострадала Православная Церковь. За 48 лет кровавого гонения закрыты и разрушены десятки тысяч, предварительно оскверненных храмов и сотни православных монастырей. Мученическую смерть приняли десятки тысяч священников и почти все Архипастыри старого состава, миллионы людей оставили родную страну и ушли в изгнание. Все что переживает сейчас наш несчастный народ, все это наказание за наш общенародный грех, за наше богоотступничество. Недаром говорит русский народ: если посудину нельзя очистить изнутри — ее выжигают.
В октябре, во всем Зарубежье устраивается день непримиримости, когда свободное русское Зарубежье заявляет свой протест против насилия, которое испытывает наш народ на Родине. Наш долг, долг всех православных русских людей, находящихся на свободе, вспомнить в этот день о страданиях нашего народа на Родине и своими мыслями перенестись к нему. Несмотря на все насилия и весь террор, которые переживает наша Церковь на Родине в настоящее время, наш народ ведет борьбу с неверием. Его вера в этой борьбе, как неопалимая купина, в которой горит не сгорая православная душа.
Многим из нас известно, что в этом году Генеральному Секретарю ООН У-Тану, было послано верующими с нашей Родины прошение, в котором они обращаются к совести свободного мира — защитить их от гонений. Это прямая жалоба верующих, которую они подписали, не скрывая ни своих имен, ни адресов. Весть не могла не открыть инициаторов этого прошения. Иподиакона Андрея, говорится в прошении, по-видимому из под Почаева, судили за то, что у него обнаружили жалобу, написаиную в организацию Объедененных Наций. К о. Андрею применялись страшные пытки: одевали резиновую рубаху; употребляли электрические молотки, стараясь выпытать, кто печатал жалобу на пишущей машинке и кто составлял ее (Возр. М158, стр. 159). Было послано также прошение к восточным Патриархам и в Организацию объединенных Наций женщиной из Львова. Между прочим, в своем письме эта женщина пишет: «В этом письме изложив всю правду, я не знаю, что меня ожидает: ожидает ли меня тюрьма, ожидает ли ссылка на далекий север, а может быть ожидает смерть за правду».
Братие и сестры! На темном небосклоне нашей Родины появились светлые зарницы. Было время, когда верующие в России гибли молча, потому что тогда только безмолвным страданием можно было отстоять душу России. Теперь верующие протестуют в глаза гонителям и на весь мир. Протестующие — простые верующие люди. Сила Православия в том и заключается, что во все решающие моменты его всегда спасает верующий народ. Братие и сестры, мы на свободе! Будем денно и нощно возносить наши молитвы к Пресвятой Богородице о страждущем народе нашем и о нас, в изгнании находящихся, чтобы через Нее получить помощь от Господа. Мы верим, что эту помощь получим. Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.
Произнесенное 4 ноября 1965г., в женской обители «Новое Шамородино» в Кемпбелтауне, Сидней, Австралия.
Добавить комментарий