Слово архиепископа Серафима (Иванова), Чикагского и Детройтского (+1986г.) в Великую Субботу

121117news_html_5a82dd73.jpg

Суббота Великого Покоя

Внутренний смысл утрени Великой Субботы

«Все дни превосходит св. Четыредесятница, но, больше св. Четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), а больше самой Страстной седмицы есть великая и святая Суббота. Ибо, как в первом миротворении, Бог, создавши все твари и в шестой день огончательно сотворивши человека, в седьмый день почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботой, т. е., покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления) и в шестый день паки воссоздавши истлевшого человека, обновив его живоносным крестом и смертию, Господь в настоящей седьмый день успокоился уснув живоестественным и спасительным сном…»

Так поучает нас богомудрый и святой безвестный составитель Синаксаря на Великую Субботу.

Все богослужение этого преславного дня исполнено необыкновенной глубины, духовной мощи и несказанной красоты. А канон, поемый на утрени, составленный великими песнописцами: инокиней Кассией (ирмосы первых четырех песней), Марком, епископом Индрунским (тропари к этим песням) и святым Косьмой Маюмским (остальная часть канона), считается, по глубине догматического содержания, непревзойденным из всех когда либо написанных канонов.

Хотя Искупитель рода человеческого и почивал в субботу Своим нетленным телом, душою Он бодрствовал и употребил ночь Великия Субботы на избавление из ада душ всех ветхозаветных праведников, начиная с прародителей Адама и Евы.

Вот как описано соществие Христа Спасителя во ад в евангелии Никодимовом, которое хотя и считается апокрифическим, но многия повествования из него приняты нашей Церковью и вошли в Священное Предание. Сыновья св. Симеона Богоприимца, Левкий и Карин, воскресшие в момент смерти Богочеловека и явившиеся многи повествовали:

«Мрак преисподней внезапно озарился светом сходящего Богочеловека. Бывшие там патриархи, пророки и праведники сразу узнают Того, кого они ждали и о ком пророчествовали. Сатана один пытался противостоять Пришедшему. Гремит сотрясаюший преисподню голос: “Поднимите врата верхи ваша и поднимитесь двери вечныя, и войдет Царь Славы” (Пс. 23, 7). Пророки Давид и Исаия ликуют, узнавая в голосе свои прорчества о победе над смертью, адом и о воскресении мертвых. Уинчтоженный и смятенный сатана спрашивает: “Кто сей Царь Славы?” (Пс. 23, 8) и Давид отвечает:“Господь Крепкий и Сильный, Господь сил, Он — Царь Славы” (Пс. 23, 8-10). При этих словах появляется Спаситель, простирает десницу всем, с верою ожидающим Его. Господь простирает руку Адаму и прочим и выводит их из преисподней при всеобщем ликовании. Архангел Михаил отверзает освобожденным рай.» (Тишендорф. Апокрифическия евангелия).

Это дивное, радостное и, вместе с тем, страшное событие нашло себе отражение в богослужении Великой Субботы. Для иллюстрации сего приводим вторую стихиру на стиховне на вечерни Великого Пятка (вечерня относится к слубже следующего дня.):

«Егда во гробе нове за всех положен был еси, Избавитель всех, ад всесмехливый (над всем смеющийся), видев тя ужасеся, заклепы сломишася, крушишася врата, гробы отверзошася, мертвии воссташа, когда Адам, благодарственно радуяся, вопияше Тебе: Слава снисхождению Твоему Человеколюбче.»

Но, начнем, истолковательно, вынужденно краткое изложение утрени Великой Субботы.

После обычного начала, шестопсалмия и мирной ектении поются тропари: «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел еси» и «Мироносицам женам…». В этих тропарях выражен основной смысл Великой Субботы: животворное пребывание Христа Спасителя плотию во гробе, славное сошествие Его в ад и нетление Его причистого Тела. Смерть, фактически, уже побеждена. Небо, ликуя, принимает души благоразумного разбойника, а за ним Адам и Еву со всеми ветхозаветными праведниками, но, на земле продолжает пребывание во гробе бездыханное Тело Божественного Мертвеца. Вокруг Него плач и стенание.

Это состояние Церковь выражает пением «Непорочных» и перемежает так называемыме «Похвалами». «Непорочны» — это 17-я кафизма или псалом 118-ый, тот именно псалом, который, по общему преданию Церкви, воспел Христос с учениками Своими, следую в Гефсиамнию после Тайной Вечери, как бы Сам Себя отпевая.

Поэтому, «Непорочны» только без «Похвал», поются на отпевании каждого православного христианина. Долго длится пение «Непорочных» перед св. Плащаницей. Затем, духовенство уходит в алтарь и, после чтения 50-го псалма, который, по тому же преданию, был любимым псалмом св. Апостолов, начинается пение и чтение канона, о духовной глубине которого говорилось выше. Хочется, привести хоть одну первую песнь его, которая сама за себя скажет, какая это дивная глубина и красота!

Даем ее в русском переводе профессора Ловягина:

Песнь 1. — Ирмос:

Вольной морской Покрывшего в древности преследовавшего мучителя, дети спасенных сокрыли под землей; но мы, как отроковицы, воспоем Господу: ибо Он торжественно прославился.

Тропари:

1. Господи Боже мой! Отходное пение и надгробуню песнь воспою Тебе, погребением Своим отвершему мне входы жизни и смертию смерь и ад умертвившему.

2. Небесныя и преисподния (существа), видя Тебя, Спаситель мой, горе не престоле и долу во гробе колебались (содрагались) от смерти Твоей; ибо непостижимо оказался Ты мертвым, Первоначальник жизни.

3. Дабы исполнить (наполнить) все славою Твоею, Ты нисшел в преисподния места земли: ибо не скрылось от Тебя мое в лице Адама существо, и быв погребен, Ты обновляешь меня растленного, Человеколюбче…

В конце канона и на хвалительных стихирах уже прорывается пасхальные напевы. Пасха уже заключена в Великой Субботе, как плод в материнском чреве.

Но, погребение Божественного Мертвеца продожается далее. При пении заупокйного «Святый Боже» св. Плащаница торжественно обносится вокруг храма и снова полагается посреде церкви, знаменуя перенесение Христа Иосифом в живоносный гроб.

Над плащаницей читается знаменитое пророчество Иезекииля о воскресении мертвых, за которым следует прокимен:

«Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца.»

Далее следует апостольское чтение о необходимости достойно встретить Пасху, войти на брачный пир в светлой одежде, очищенной постом и покаянием.

Апостольское чтение покрывается громогласным аллилуарием:

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящие Его…»

Это те самые победно-заклинательные стихи, которыми начинается Светлая Заутреня. Власть тьмы кончается. Сатана уже не господин даже в преисподней. Заря воскресения загорается

Над Плащаницей же читается краткое евангелие от Матфея: «Во утрий день, иже есть по пятце…» в котором повествуется о последних усилиях врагов Христа при помощи кустодии (стражи) и печати, помешать Его грядущей славе. И бывает целованием св. Плащаницы, при пении дивной стихиры: «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного…»

После обычных часов начинается литургия Василия Великого, предшествуемая вечерней, которая в прежния времена начиналась уже заходящу солнцу. В середине ея вся церковь и священнослужители переоблачаются во весь светлейший чин, как бы преображаются. И литургия кончается уже совсем по пасхальному.

Так грустно, что на этой замечательной литургии, равно как и на литургии пасхальной теперь бывает немного богомольцев.

Закончим наше повествование молитвенным восклицанием из службы Великой субботы:

«Воскресни, Господи, суди земли, яко Ты царствуеши во веки!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *