Слово архиепископа Феофилакта (Курьянова), Пятигорского и Черкесского в Димитриевскую родительскую субботу
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, я поздравляю с сегодняшним днем, когда мы собираемся в храме, чтобы почтить всех от века почивших православных христиан, и сегодня мы совершаем Димитриевскую родительскую поминальную субботу.
Для каждого из нас очень дорога и близка память о тех, в особенности, кто почил, и кто оставил нас в этом мире. И каждый из нас может вспомнить таких людей поименно, тех, кто дорог нашему сердцу, и кого Господь призвал в путь всея земли. Мы можем вспомнить дни своего расставания с этими людьми, как наше сердце наполнялось скорбью, как наш ум стоял перед безысходностью, и казалось, что с комками земли, которую мы бросали в могилу погребаемого нами близкого человека, мы бросаем туда и свою собственную жизнь, потому что тогда на краю могилы казалось, что для нас уже счастья и благополучия в собственной жизни невозможно, потому что образ нашей любви, образ нашей дружбы, образ нашей преданности погребается.
Наверное, трудно найти слова, чтобы можно было бы хоть как-то объяснить саму смерть. И действительно, это ставшее частью нашей жизни состояние перехода из жизни временной в жизнь вечную теперь уже неизбежно. И в Евангелии мы находим оправдание нашим слезам над умершим человеком, мы находим единственный раз образ, который показывает нам, что, оказывается, смерть человека — это тоже проявление воли и свободы человека. Смерть человека это не то, что Бог создал, к чему призвал человека, смерть — это наследственность
И совершенно напрасны и лукавы мысли, когда мы думаем о том, что смерть самого человека есть некое явление и желание Божие. Бог оплакивает с нами каждого умирающего и умершего. И надо знать, что мои слезы над могилой дорогого мне человека и на Небе капают из очей Божиих, и Господь печалится о том, что происходит с человеком.
Но эта печаль и эти слезы не есть последний шаг. И вот это сегодня мы утверждаем, основываясь на всем опыте Церкви и питаясь священным питанием, как откровением Божиим. В Священном Евангелии мы слышали сегодня упреждение о том, что нам не нужно печалится об умерших так, как печалится о них язычник, те, кто не имеют веру в Бога. Язычники, мы знаем, как печалятся об умерших. Для человека, который не имеет надежды на жизнь вечную, который не живет верой, самоцелью является жизнь земная, которая превращается лишь только в исполнение собственных желаний, уж простите за грубость, в кормежку собственных страстей. Ведь язычник говорит — ешь, пей, человек, потому что завтра умрешь и уже ничего не сможешь сделать. А человек верный говорит, что завтра Господь возьмет мою жизнь, и что ему принесу? Для человека неверующего жизнь есть стяжательство удовольствий, жизнь есть только лишь поглощение в самого себя, это тот, кто «не в Бога богатеет, а в самого себя», как некая житница, которая растучняется, собирая в себя все сокровища. А для человека верующего жизнь это поле, в которое он сеет каждый свой день, и зная, что этот посев завтра принесет плод, он отбирает злое от доброго, гнилое выбрасывает вот, а доброе сеет, чтобы от доброго плода вкусить жизнь вечную. И человек верующий в Бога богатеет, поэтому кажется, что он совершенно нищ и одинок, потому что ничего вокруг себя не имеет, и живет как будто бы обычной жизнью, малозаметной, неяркой, да, потому что весь свет этой жизни блещет не в его жизни, озаряя ее, а в жизни будущей, для которой он живет. Но и в этой жизни Бог не оставляет его и многое дает.
Печаль умирающего неверующего человека понятна, потому что со смертью все заканчивается, и кажется, что уже больше нет оправдания, нет никакой надежды, все, могила и все завершилось. И это самая страшная и самая большая ложь, которая живет среди нас, иногда. Нет, если бы земной жизнью все заканчивалось, то Бог бы не приходил на землю, если бы земной жизнью все завершалось, Он бы не плакал о нас, когда мы умираем, Он бы не умер на кресте ради нас и не побеждал бы смерть, потому что все имеет продолжение. Таким образом, между верующим и неверующим человеком полагается большая пропасть, но и одно и другое питается, как ни странно, верой: неверующий человек убежден и ему говорят неверующие — верь, что жизни вечной нет, и этим живи, а верующему говорят — верь, что есть жизнь вечная, и этим живи. И каждый получает по вере своей.
Опыт Святой Церкви говорит нам, что жизнь вечная есть потому, что мы не забываем тех, кто был нам дорог. Можно ли представить себе, чтобы в животном мире совершались поминовения о тех, кто ушел и этого животного мира? Нет. А можно ли заставить меня забыть того, кто мне дорог и кого я люблю, и с кем я расстался? Нет. Но тогда любовь к этому человеку оказывается, может быть, совершенно напрасна и не имеет никакого основания? Я еще раз отвечаю — нет, потому что я живу этой любовью, и молясь о своих почивших и дорогих мне, я живу надеждой на общение с ними. Опыт нам подсказывает, как много бывает случаев и удивительных свидетельств о том, как это горный мир соединяется и помогает телесному миру, как очень часто души почивших вымаливают нас и исправляют нашу жизнь.
Мне вспоминается один случай, который произошел в том городе, где я был воспитан и получил священный сан. Этот случай произошел в 60-е годы теперь уже прошлого века. Однажды к одному мужчине, который был тяжко болен, в квартиру пришел священник, и позвонив в дверь, войдя в квартиру, сказал, что он пришел, чтобы причастить какого-то очень больного человека. Мужчина, который встретил священника, был человеком не просто неверующим, а убежденным атеистом, он был безбожником до глубины своей жизни, вся его жизнь была сплошное богоборчество. Можно представить себе, как он встретил на пороге своей квартиры священника, он обрушился на него проклятием и гневом, он уже было схватил телефон, чтобы вызвать милицию и посадить нахала за решетку, и священник, обомлевший происходящим, в оправдание себе сказал лишь только следующее: «Сегодня утром ко мне в храм пришла пожилая женщина и попросила, чтобы я пришел и причастил ее сына. Может быть, она говорила о Вас или о ком-то в этой квартире?» Тогда этот мужчина обрушился с еще большим гневом и начал говорить о том, что перед ним кощун, который злоупотребляет именем его матери, которую он похоронил более десяти лет назад. И чтобы найти хоть какое-то оправдание этот священник протянул лист бумаги, сказав: «Вот на этой бумаге эта женщина своей рукой написала адрес и имя человека, куда мне нужно прийти». Когда этот мужчина взял в руки бумагу, он упал на колени со слезами, потому что увидел почерк своей собственной матери. Она пришла к священнику, чтобы просить его причастить смертно больного сына. Он поисповедовался
И вот сегодня мы собрались в храме, чтобы совершить свое молитвенное поминовение, и как это удивительно, но как это, с одной стороны, страшно и ответственно — помочь душам тех, кто сейчас перед Богом. Бог дал своей земной Церкви, всем нам такую удивительную силу веры и надежды — молиться о почивших. И сегодняшней родительской поминальной субботой мы совершаем самую жертвенную и самую живую жертву о тех, кто почил. Мы сегодня совершаем приношение Богу своей надежды и своей любви. Мы сегодня будем молиться о тех, кто почил, и о тех, кому мы желаем вечной жизни, о тех, о ком тоскует наше сердце, и о тех, кому мы желаем прощения его согрешений и жизни вечной. Сегодня мы живем надеждой, и эту надежду мы воплощаем молитвой о упокоении умерших. «Блажен тот, кого избрал и приял Господь», — говорит нам святой пророк Давид. И сегодня мы молимся о тех, кого Господь принял, о том, чтобы Он их избрал, о том, чтобы Он их не оставил, о том, чтобы им простил всякое прегрешение, вольное и невольное, и нашей к ним любовью даровал им жизнь вечную по своей Божественной неизреченной любви. Мы сегодня плачем о почивших, о том, чтобы этими слезами Господь, не как у язычников, оплакивая свой потерянный образ страсти, а чтобы этими слезами Господь оросил образ жизни, который Господь дает тем, кого принимает в Свое Царство.
И еще, о чем мне сегодня хотелось бы сказать: нам предстоит не только прожить и умереть, нам еще предстоит встретиться лицом к лицу с теми, кто был нам дорог и близок. И нам предстоит сказать им об образе нашей к ним любви и дружбы, и нашим единственным оправданием будут только молитвы об их упокоении. Наши слова о том, что «я тебя помнил», никого не утешат, можно многое помнить и доброе и злое, а вот наше свидетельство о том, что я всегда молился о тебе, станут единственным оправданием и свидетельством нашей любви к почившим, нашей благодарности к ним. Благодарность не только к тем, кто дал нам жизнь, родив на земле, к тем, кто вдохновлял нас в жизни, а благодарность и к тем, кто свои жизни отдавал ради нас, кто погиб на поле брани, погиб, защищая свою землю, свое будущее, нас с вами. И наша благодарность к ним — это молитва о их упокоении.
Сегодня Господь плачет вместе с нами, как тогда плакал над бездыханным телом умершего ребенка, плачет, потому что смерть против Его воли и естества, но стала лишь возможна благодаря воле и свободе человека. Но со слезами и утешает нас, говоря о том, что нас ничто не может лишить вечной жизни, если только мы будем к ней стремиться, если только начало вечной жизни мы положим уже сейчас в своей временной жизни. Нас ничто не разлучит от любви Божией.
И сейчас, совершая панихиду, помолимся о тех, кто нам дорог, кого Господь призвал в путь всея земли, помолимся о тех, чей образ для нас — образ любимых и дорогих людей. Помолимся о тех, кто положил свою жизнь ради свободы нашего Отечества, защищая нас — свое будущее — на фронтах нашей родины. Помолимся о тех, кто не разменялся с правдой, и страдая за правду, оказался в далеких скорбных местах лишения свободы, и там в тяжких каторгах, трудах погиб, защищая правду, для нас сохраняя ее. Помолимся о тех, кто сегодня так жаждет нашей молитвы, как живого хлеба, как живой воды, как живой веры и нашей любви, помолимся о тех, кто всегда любит нас и о нас молится пред престолом Господа и Спасителя Христа. Аминь.
Добавить комментарий