Слово архимандрита Авеля (Македонова) (+2006г.) в неделю Сыропустную

Прощение

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святые отцы время Великого поста назы­вают духовной весной. Мудро они подметили: дей­ствительно, духовная весна. Не в нашем понятии весна, как говорится, «опять весна, опять цветы, опять любовь, опять мечты». Это суетасует, это все бесовское.

А они смотрят на весну духовную как на время труда.

Каждый крестьянин знал, что если он весной не воспользуется, то ему есть будет нечего и кормить семью будет нечем. И никакого оборота у него не будет. Время весны — подготовлять почву, приготовлять семена, очищать их, проверять, заблаговременно сеять и поливать.

Так и духовная весна, время Великого поста, время возделывать почву нашего сердца, черствого сердца, которое уже за это время очерствело. Доб­рые дела уж мы порастеряли, а приходит время, которое нам напоминает, что раз весна приближается, то скоро и лето.

А лета быстро пройдет и наступит осень, когда будет человек делать подсчет. Так и в духовном смысле. Если мы не воспользуемся этим благо­приятным временем Великого поста, если мы не поработаем над своим сердцем, над самим собой, то быстро это время пройдет и мы окажемся не готовыми к встрече Господа.

Вот поэтому святые отцы придавали большое значение наступлению Великого поста и учат нас через свои писания, через свои назидания и пре­дания всеми силами пользоваться этим благоприятным временем и всеми теми пособиями духовными, которые они нам предлагают.

Конечно, людям, которые далеки от Церкви, все это странно и непонятно.

Вот жили в одном селе муж и жена. Жена была благочестивой, часто хо­дила в храм. А муж раз в год ходил, на Пасху. Когда все шли, и он ходил на крестный ход.

А потом жена и говорит: «Дед, ну что ты сидишь все дома? Делать нече­го. Зимой-то работы никакой нет. Ты бы сходил в церковь». — «А что туда идти-то? Туда когда ни приди, все одно и то же».

Вот так люди нецерковные и рассуждают, что в церкви все одно и то же.

Нет, мои дорогие! Кто в церковь ходит часто и кто ходит понастояще­му, не просто постоять и с кемто там поговорить, а чтобы внимательно по­слушать службу, очень мудро поступает. Церковь нас готовит к Великому посту каждую неделю своими Евангельскими чтениями и канонами.

Сперва нам показываются примеры мытаря и фарисея, лицемерного праведника и грешника смиренного, который понимал, что он грешный.

Потом на следующей неделе мы вспоминаем притчу о блудном сыне, в котором мы узнаем себя, когда отходим от Бога. Хоть сын жестоко согре­шил против отца, но все-таки, когда вернулся домой, отец с радостью при­нял его и забыл все его проступки.

Так и Бог все простит, если только мы оставим свой грех и вернемся к Нему.

Мы встретимся с Ним потом. Нам страшно — как кончится наша земная жизнь? Как Господь будет нас принимать? Вот сегодня Господь и готовит нас к завтрашнему дню, Господь нам напоминает.

Мы постимся, чтобы примириться с Богом, а примириться — значит, по­лучить от Бога прощение в наших грехах.

Господь говорит, что много этих условий, чтобы быть прощенными.

Если ты не простишь своего обидчика, то и Бог тебя не простит. Прощай всех, и тебе Бог все простит.

В то же время это очень трудно — простить. Тут бес тебе внушает: и как к тебе этот человек плохо относится, и как он тебя кровно обидел, и какай он нанес тебе непоправимый урон. Бес хочет тебя озлобить, ожесточить против человека.

А мы должны в это время себе другое напоминать. Ну хорошо, вот ме­ня человек кровно обидел, он меня лишил всего состояния и доброе мое имя обесчестил. Но и я виноват, и я тоже кого-то обижал и обижаю. Ведь тоже бывает — не разобравшись, какую-то ложь и клевету говорим про че­ловека. Так ведь тоже бывает!

А Бог нам дал все. А мы так жестоко его оскорбляем.

И об этом Церковь нам напоминает, чтобы мы во время Великого поста в полном смирении, в полном сокрушении, в полной вере приступили бы к работе над своей душой, как крестьянин над землей родной. Там нужны трактора да сеялки, а нам что нужно? Чтобы возделать землю души нашей, нам нужны любовь к Богу и терпение, и смирение, и жертвы.

Если нет этого, нечего тогда и приступать. Допустим, дали тебе землю, а у тебя ни сохи, ни лопаты. Что ты с палочкой сделаешь? Посидишь, поко­выряешь, а какой толк? Если нету любви в сердце к Богу, если нет терпения и смирения, то ничего не получится.

Для того чтобы увидеться с Богом, нужно, чтобы Господь на тебя взгля­нул! Чтобы выхлопотать у какого-нибудь большого начальника квартиру, помилование, награды или еще чего, нужно попасть на прием к этому человеку, а это не всегда возможно. Можно ходить год, два и не попасть: то ему некогда, то он нездоров, то он ушел…

Так ведь и Господь. Он может и не взглянуть на нас, Он может и не ус­лышать нас, хотя мы будем стоять: «Господи, помилуй! Господи, поми­луй!» Потому что не на всякое слово Господь откликается и не каждому.

Господь сам сказал, что придут времена, когда будут Моим именем чудеса творить, пророчествовать будут и будут говорить, что там Бог придет, там Бог придет. Он говорит: «Не верь, это все обольщение!» Когда Христу прийти, не надо предупреждать, что вот Он там, что Он тогда придет и в та­кой час, в таком месте.

Как блеск молнии на одном конце небосвода сверкает, а на другом отра­жается, так и пришествие Господа будет для всех ясно, для всех понятно и торжественно.

И тогда многие будут говорить: «Господи, Господи, вот я Твоим именем пророчествовал, я Твоим именем чудеса творил», а Он скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, Я не знаю вас».

Они думали, что именем Божиим чудеса творили, но Бог не был с ними. Он был от них далеко. А почему? Потому что их сердца были преисполне­ны гордости. А Бог гордости не приемлет, Он ждет смиренности от вас.

В Священном писании говорится: «На кого Я воззрю? Только на крот­кого, смиренного и трепещущего словес Моих».

На того, кто смиренный, кроткий и кто внемлет слову Божию. Вот таких Господь слышит.

А для того, чтобы нам достигнуть такого состояния, нужно много-много трудиться. Всем нам, всем. Потому что у всех у нас еще очень много этого вот сорняка, который мешает обрабатывать поле и сеять добрые семена. Этот терновник, этот чертополох — это наша гордыня, наша заносчивость, наше себялюбие.

Человек может поститься, много молиться, часто в церковь ходить, много милостыни класть, но если очами Божиими взглянуть на этого чело­века, то Господь может все отвергнуть. Потому что Он видит, что эта вера не ради имени Божия, не ради Его славы, не ради ближнего, а ради того, чтобы покрасоваться: вот я какой хороший. Как бы, по современному те­перь сказать, «ты мне — я тебе», вот как получается. Я Тебе, Господи, буду поститься-молиться, вот только Ты мне при встрече радуйся.

Сам Господь добровольно оставил небо и сошел на землю. Творил доб­рые дела и учил любви. Все делал для людей, но Его распяли. Он добро­вольно отдал Себя в руки грешников, чтобы через Его крестные страдания многие вошли в Царствие Небесное.

Так же и апостолы — ученики Христа.

Вот апостол Павел проповедовал среди всех народов. Ни дня не знал покоя, был в лишении. Его и гнали, и попирали, и били. Много раз он тонул! И все он мог превозмочь. К этому его понуждала любовь к ближ­нему. Он не мог смириться с тем, что только он знает Христа и любит Его. Он хотел, чтобы весь мир узнал Христа. Чтобы весь мир пришел ко Христу.

…Продолжатели апостолов — архиереи. К одному епископу пришла женщина и плачет, что у нее сына взяли в плен. Украли, а потом потребо­вали за него выкуп. А у нее нечем платить. И у епископа ничего не было, он сам все раздал.

Стало ему жалко мать. Тогда он и говорит: «Отведи ты меня к одному человеку и продай как раба. А на эти деньги выкупишь своего сына». Она не соглашалась, он ее уговорил: «Я, мол, старый, мне все равно помирать, а ты позаботишься о своем сыне».

Так вот и поступил, отдал себя в рабство, чтобы сына ее спасти.

Для апостолов и их учеников — все не о себе, не о себе, а о ближнем! А у нас, наоборот, только о себе, только о себе.

И вот благочестить любим для того, чтобы о нас хорошо говорили. Чтобы и тут мне хорошо было и, когда помру, чтобы я в рай попал. А что с другими людьми будет, нам не до того. Мы думаем только о себе, а не о всех.

А Господу нужно наше сердце, преисполненное любовью к ближним! Каждый должен и молиться, и поститься, о прощении своих грехов и грехов всех своих близких, своих знакомых просить. За весь мир! Господи, весь мир погибает во грехах. Сжалься над нами. И Господь услышит молитвы.

Знал я людей духовно благородных, встречался, в основном это люди старого поколения. Они молились: «Господи, ты лучше уж меня накажи, а всех помилуй».

Мы часто судим людей по их поступкам, а своих грехов не замечаем.

Вот, допустим, видели вы мужчину пьяным. У него такое было редко, случайно. Он не пил вино. А был где-то в гостях, его просили — и он выпил, ослаб.

А вы видели, как он качался, может быть и падал, и вы о нем стали пло­хого мнения. А он никогда и не пил. Он потом, может, сколько ночей пла­кал и молился, просил у Бога прощения, а мы уж его осудили.

А мы часто пьем, и на нас ничего не действует. И мы уже не считаем это за грех, и мы не считаем, что это порох. Вроде это так и надо, даже в среду и пятницу можем там выпить и закусить. Вроде все обыкновенно, что-ж тут особенного.

А человек, который знает закон Божий, закон Церкви, он уже понима­ет, что в среду и пятницу нельзя нарушать пост. Он знает, что нельзя сквер­нословить, говорить неправду. Он знает, что нельзя человека оскорблять; какой бы он ни был — он стоит перед Богом.

Какой вот нам палец ни укуси, скажем, что больно. Так и для Бога: всех жалко. И умного, и глупого, и грешника, и праведника — Господь для всех.

И поэтому наш долг в период поста исполнить еще одно условие — всту­пить в завтрашний день примиренными.

Почему именно сегодняшний день, Прощеное воскресенье, играет та­кую важную роль? Господь нам сегодня на литургии говорил в Евангелии, что если вы не прощаете, то и Господь вас не простит. А если вы прощаете, то и Господь вас простит.

Когда поститесь, не принимайте личину человека скорбного. А наобо­рот, будьте веселыми, жизнерадостными, чтобы никто не догадывался, что вы за целый день много сделали поклонов. Чтобы все было в сердце. А Бог видит все и воздаст.

Вы вот вникните в глубину слов молитвы. Что Господь от нас ждет?

…Господи и Владыка живота моего, дух праздности…

…Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…

Нам нужно видеть свои грехи и никого не осуждать. Вот тогда нам бу­дет легко поститься, если мы не будем никого осуждать. Для того чтобы в церкви он тебя приветил, для того чтобы Господь тебя простил, мы не должны быть гордыми, но попросить у всех прощение.

Наши предки — деды, отцы и матери — так делали и в миру. Они всегда в церковь ходили в этот день и просили прощения в храме. Потом еще хо­дили к родным, знакомым, у всех просили прощения. Нам надо это сохра­нять и продолжать.

В древности монахи-подвижники в этот день собирались, причащались, вместе подкреплялись чем Бог послал. Не забавлялись. У них каждый день был — святой пост. А потом они друг у друга просили прощение, просили молиться. И расходились в разные места пустыни. Только оставались в монастыре самые немощные.

Уходили до Вербного воскресенья. А уж в Вербное воскресенье они все возвращались к празднику Пасхи.

Благодать Святого Духа собирала всех, кто уходил в пустыню. И никто не спрашивал, как ты жил, чем ты питался, как ты молился. Они знали, что всем свидетель — Бог. Они все были друг от друга далеко, чтоб ни с кем не встречаться, чтоб не вступать ни в какую беседу. А для того, чтобы подогревать в себе дух молитвы, они держали на сердце, что будут радоваться и испытают радость Святого Христова Воскресения.

Когда наступает ночь, чтобы человек не боялся, ему говорят, что ночь пройдет и будет ясный день. Это нам бес внушает страх, что будет трудно, что семь недель поститься долго. Нет, пост быстро пройдет.

А чтобы нам не унывать в период поста, давайте помнить, что за это нам будет великая награда в том, что в День Святой почувствуем близость Гос­пода и всю полноту радости.

Я как один из всех, смертный, грешный, который подвержен всем чело­веческим немощам, прошу у всех вас прощения. Нуждаемся мы в молитвах праведных, чтобы Господь слышал наши молитвы и помогал пройти по­прище Великого поста, чтобы это время не прошло даром, чтобы мы плод добрый взрастили бы в своем сердце.

И поэтому я прошу вас: обращайтесь к Нему со своими молитвами, про­щайте друг друга, и Бог вас услышит, поймет, простит и полюбит.

(Запись проведена не позднее 1995 года)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *