Слово архимандрита Авеля (Македонова) (+2006г.) в день Преображения Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вместе со всей вселен­ной радуемся празднику светлого Преобра­жения Господня.

Что такое Преображение? Говорят, чело­век преобразился, изменился. Как мог Бог измениться? А это было событие из земной жизни Спасителя.

Господь (и Сын Божий) добровольно пришел на землю, чтобы взять грехи и немо­щи людские, чтобы впоследствии взойти на Крест добровольно и пролить Свою Божест­венную Кровь во искупление грехов всего человечества.

В последние дни своей земной жизни, окруженный учениками и народом, в беседе о пришествии Царствия Божия, Господь сказал, обращаясь ко всем: «Вот здесь не­которые из вас стоят, которые, еще не вкусивши смерти, увидят Господа во всей своей славе».

Через несколько дней Он взял троих своих учеников — Петра, апостола первоверховного, любимого своего ученика Иоанна Богослова и брата его апостола Иакова — и взошел с ними на гору Фаворскую, чтобы вместе с ни­ми помолиться.

Во время молитвы их Божественный Учитель Христос, который букваль­но несколько часов назад был такой же, как они, человек, вдруг изменился. Одежды Его стали белее снега! Лицо просияло, как солнце!

Ученики были изумлены этим мгновенным изменением своего Божест­венного Учителя Христа. Их объял страх и трепет, потому что они увидели, что со Христом стоят, беседуют пророк Божий Илия и Моисей. Ученики поняли, что они говорят об Его исходе и о предстоящих страданиях в Иерусалиме.

Исполненный трепета и ужаса Петр вскрикнул: «Господи, как нам хоро­шо здесь с Тобой. Давай построим три палатки здесь, Тебе одну палатку, Моисею и Илие, будем здесь вечно пребывать. Будем вечно наслаждаться и радостью, и светом, и этой благодатью».

Тут ученики услышали из облака голос: «Это есть Сын Мой возлюблен­ный, к которому Мое благоволение, Его послушайте». Они упали от страха и услышали, что Господь им говорит: «Встаньте и не бойтесь».

Когда поднялись, то увидели: все попрежнему, стоит Христос, такой же как они, обыкновенный человек, в обыкновенной одежде, и нет ни Моисея, ни Илии.

Господь им сказал: «То, что вы видели, пока никому не говорите, до тех пор, пока Я не воскресну».

Вот это событие Церковь светло празднует как Преображение Господне. Господь изменился в одно мгновение и показал славу, блеск и могуще­ство Божества Своего.

Показал им только то, что может вместить человеческая немощь. В кондаке нынешнего праздника говорится:

«На Горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Здесь кондак нам объясняет, для чего это Господь сделал. Он это сде­лал не для Своей славы, а для пользы апостолов и всего человечества, для нас с вами.

Господь знал, что приближается Его крестная смерть. Если Он умрет на Кресте, апостолы могут поколебаться в вере, могут допустить мысль, что они ошиблись, что их Учитель — самый обыкновенный человек, которого судили и распяли, а Он не мог Себя защитить. Как же Он создаст Царства Свое, когда даже Сам не мог Себя защитить?

Чтобы этого не случилось, Господь и привел троих учеников на Фавор как свидетелей и показал им всю славу Свою.

На Фаворе были еще два свидетеля. Пророк Божий Илия, который был взят на Небо живым и придет еще на землю перед вторым пришествием Христа, во время царства Антихриста, и обличит Антихриста. А Моисей умер, и похоронили его в пустыне. Он не взошел в обетованную землю, а умер еще на пути. Но он видел издалека землю обетованную и показал всем место, куда Господь их вел. Ангелы взяли его тело, чтобы впоследст­вии иудеи не обоготворили бы его.

Ученики на Фаворе увидели Моисея, который умер много столетий тому назад. И Илию, живого, который был взят на Небо живым. Учитель показал им, что они так же слышали Господа, как когдато Моисей слышал голос в Неопалимой Купине: «Я – Бог, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иако­ва, не Бог мертвых, но Бог живых…» Учитель показал ученикам Своим, что имеет власть над живыми и мертвыми.

И когда ученики Его увидели бы распинаемым, они должны были бы тогда, помня Фавор, помня эту славу Его Божества, понять, что Он не беспомощный узник, не беспомощный пострадавший. Что Он мог бы защитить Себя, мог сказать слово и сонм Ангелов пришел бы Ему на помощь.

Но Он добровольно взошел на Голгофу, добровольно отдался в руки мучителей, чтоб Своей бесценной Кровью Божественной искупить все человечество.

Господь сказал: «Некоторые из вас, не вкусивши смерти, увидят Госпо­да во славе и царствии». Он это сказал про апостолов: они еще не умер­ли, а увидели Господа во славе, услышали голос Отца Небесного, увидели Моисея и Илию. Как бы побывали в раю. Увидели всю славу рая и всю сла­ву Господа.

И мы с вами не лишены этой возможности. Бывают и у нас такие же мо­менты, когда мы, преодолев свои страсти, свои пороки, как бы взойдя на гору высокую, поднимаемся над земными своими страстями, и нас так же посещает благодать Божия. Мы так же, если не реально земными своими телесными очами, то душевными очами своего сердца, видим и чувствуем всю славу Божества, весь Его свет неприступный. И так же, как и апостол Петр, подчас говорим: «Господи, как нам хорошо быть с Тобой!»

Но мы люди немощные, не можем пребывать на высоте постоянно и мы поневоле (или добровольно) скатываемся вниз, в свои пороки, сла­бости и грехи.

От нас все зависит. Мы можем и должны бы всегда быть на высоте, всег­да быть в общении с Богом, но часто мы предпочитаем свое «я» Богу. Свое тленное тело, которое скоро умрет и разложится, и соединится с землею, мы любим больше, чем бессмертную душу, и жалеем его больше. Это все по нашему несовершенству и недопониманию, что не телесные потребности должны определять наши поступки, а спасение бессмертной души.

Ведь есть люди, которые испытывают большую нужду, живут впрого­лодь и болезненны, но они всегда духовно радостны, они духовно возвы­шенны. Они радуются Богом и о Боге.

А другие люди имеют все, что человек только может иметь на земле, но радости не имеют, мира душевного не имеют и покоя сердечного не зна­ют. Где же радость, если он к Богу не стремится, для Бога ничего не дела­ет, во имя Бога ни одного поступка не сделал, все только для себя и ради себя, во имя своего «я»?

Так вот, мои милые. Празднуя преславное Преображение Господне, попросим, чтоб Господь молитвами Богородицы просветил наши души и сердца и разум наш бы укрепил, и вложил в наши души желание — не ос­таться на земле, не лежать и не валяться, как скот неразумный, а подни­маться выше и становиться ближе к Богу. А Господь с распростертыми объятиями всех нас примет и обымет. Он не скажет, кем ты был раньше до того момента, пока ты не познал себя и не поднялся над своими низмен­ными чувствами.

Каким бы человек ни был грешным, но если он искренне сознает свои ошибки, покается и начнет исправляться, начнет восходить хоть малень­кими шажками на гору добродетели, то Господь его обязательно примет.

Аминь!

1995 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *