Слово архимандрита Александра (Васильева) (+1998г.) в пяток 1-й недели Великого поста

 

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, кроме мо­литв, положенных уставом, и песнопений, Право­славная Церковь в конце литургии совершает мо­лебен святому великомученику Феодору Тирону с освяще­нием колива.

В конце IV века Юлиан отступник на первой неделе Великого поста, чтобы посмеяться над христианами, издал приказ своим жрецам: окропить идоложертвенною кровию все продукты на рынке с той целью, чтобы христиане, купив такие продукты, осквернились нарушением поста. Но Господь являет Свой чудесный промысл. Епископу являет­ся наяву святой великомученик Феодор, пострадавший за Христа в 306 году, и говорит ему: «Скажи христианам, что­бы они на этой неделе не покупали на рынке никаких про­дуктов, ибо они осквернены идоложертвенною кровию, но пусть соберут пшеницы и приготовят коливо с мёдом, а ты освяти его и пусть питаются им». Тогда епископ спрашивает святого, кто он есть? Святой ответил ему: «Я — великомуче­ник Феодор Тирон». Епископ собирает свою паству и гово­рит обо всем этом. Были собраны зерна пшеницы, освящены с мёдом, и христиане питались этим коливом всю неделю, не покупая на рынке оскверненных продуктов. Юлиан отступ­ник был посрамлен. В память этого события Православная Церковь и установила каждый год на первой неделе Велико­го поста в пятницу совершать молебен святому с освящени­ем колива и раздачей его народу.

Господу угодно, чтобы мы постились; Он принимает все наши покаянные вздохи и наш пост.

Покаянный Канон Андрея Критского начинается слова­ми: «откуда начну плакати окаянного моего жития деяний?» Совесть каждого человека должна возмутиться, почувство­вать свою нечистоту и искренно покаяться. Некоторые ду­мают, что им не в чем каяться, так как они не совершили тяжких злодеяний. Но слово Божие нам свидетельствует, что если «кто нарушит хотя бы одну из малейших заповедей сих и научит так других, то такой малейшим наречется в Цар­ствии Небесном» (Мф. 5, 19). Необходимо себя постоянно осуждать и укорять за все греховные помыслы, слова и чув­ства и просить Господа очистить нас от всякия скверны пло­ти и духа. Православная Церковь молится молитвой святого Ефрема Сирина, говоря: «Ей, Господи Царю, даруй ми зре­ти моя прегрешения и не осуждати брата моего». И Господь слышит наши молитвы, Он помогает видеть все свои грехи и искренно в них каяться. Господь щадит нашу немощь и не открывает всей нашей скверны душевной и телесной, чтобы мы не пришли в отчаяние, но чтобы сохранили надежду на милосердие Божие. От нас требуется искренно, со слезами осудить себя и положить намерение проводить жизнь в воздержании, следя за движениями своего сердца. Почему мы постоянно чувствуем мертвенность своей души? Да потому, что наши греховные страсти очень живучи в нас.

Итак, да поможет нам Господь проверить свою совесть по всем заповедям Божиим и, главным образом, по двум за­поведям: любви к Богу и к ближнему. Из этих двух заповедей исходят и все остальные заповеди. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *