Слово архимандрита Владимира (Милованова) в день празднования «Владимирской» иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего…» 

Так, величайшими святыми словами, дорогие братья и сестры, Святая Православная Церковь возвеличивает и прославляет Пречистую Матерь Божию — нашу единственную надежду и оправдание, наше счастье и благословение. Потому что ради Ее святой праведной души, мы сподобились, дорогие братья и сестры, иметь такое величайшее заступление, такую единственную надежду, как бы мы ни были грешны, как бы мы ни были недостойны небесного звания и почестей, но молитвами Матери Божией, Пречистой и Преблагословенной, мы имеем надежду и дерзновение на то, чтобы Она и в земной жизни, и в будущей нас заступила от врагов видимых и невидимых, и защитила, и оправдала нас на Страшном Суде.

В чем величие Матери Божией? В том, как воспевает Ей акафистное пение, что «с Тобой Господь» и Тобою с нами… Благодаря Ее подвигу мы имеем сопричастие с Богом, благодаря Ее славе, благодаря Ее пречистой крови, Ее праведной жизни мы имеем великое благословение Божие — Бог стал Человеком! Господь пришел в этот мир для нашего искупления и оправдания. Господь дал нам надежду на то, что мы имеем возможность не только исправиться и очиститься от греха, но мы имеем вечную славу на то, чтобы быть сопричастниками с Самим Господом. И эту Пречистую кровь изначальную Ему дала, как одежду, наша Пречистая Преблагословенная Богородица Мария, Ее славу, Ее чистоту, Ее смирение.

В чем величие, дорогие братья и сестры, в чем нескончаемый для нас урок, пример и образец? Почему так Господь прославил Ее? Потому что ни один человек не приблизился к Богу и к людям как Она через смирение. Чем искреннее сердце, чем искреннее душа, чем чище помыслы у человека, тем он всегда ближе к Богу.

Господь никогда нас не оставляет. Если мы говорим, что мы становимся ближе к Богу, это не значит, что Господь отстоит от нас далече, ни в коем случае, дорогие братья и сестры. Господь всегда с нами: «иже везде сый и вся исполняй», Блаженнейший, Совершеннейший Дух-Личность, имя Которому Любовь: Он присутствует везде и наполняет, сквозь нас проходит, даже в аду Он находится, но не открывает там своей совершенной любви. Где мы этому видим подтверждение? Святой пророк Давид воспевает, восхищается совершенством и вездеприсутствием Бога, он говорит: «если я возьму крылья утренней зари и вознесусь на Небо, Ты там; если я сойду на дно моря — и там Ты присутствуешь; если сойду во ад и там меня удержит десница Твоя», т. е. Твоя сила. Господь везде присутствует, но не везде открывает (силу) Своей любви и благодати.

В чем величие Нового Завета? Ветхий Завет верил в грядущего Спасителя мира, а мы обладаем полнотой благодати не только через веру, но мы имеем полноту благодати через таинства. А наипаче, никогда такого, даже ангелы сопричастные, они присутствуют за Богослужением, но они, восхищаясь Таинством Причастия, они являются только служителями, дорогие братья и сестры. Какая нам дана благодать и радость непостижимая! Какая щедрость у Бога: врагам и преступникам Господь не только дал оправдание и надежду на спасение, а Господь дал Сыновство! Потому что причащаясь Тела и Крови Христа, мы становимся сопричастниками, т. е. воистину становимся сынами Божьими по благодати.

И эту славу нам даровала кроткая Голубица — Пречистая Матерь Божия, Благословенная. Вы посмотрите, Господь увидел Ее кротость. В псалмах тоже удивительно приоткрыта эта тайна — святой пророк пишет: «Горы усыренные, вcкую непщуете, Гора Божия: в ней же пожелал вселится Бог, вселился в ней до конца» (Пс. 67, 16-17). Что это за горы Божии? Это праведные души, которые возвысились до Богообщения через нравственную, духовную чистоту, через смирение, послушание, через кротость. Но была избрана Одна Единая. Святые Врата, через которые Единый Бог прошел, и эти Врата будут закрыты навсегда. Потому, что воплощение Богом устроено единожды в вечности для нашего спасения.

И эта «гора усыренная», что значит «усыренная»? Если мы видим горы, которые покрывают облака, влага животворная, так вот эта животворность, покрывающая Матерь Божию, эта Слава Ее благодати, в которой Она стяжала перед Богом, превышая все ангельские чины — не только ангелов и архангелов, а серафимов и херувимов, этих высочайших, величайших духов. Кроткая Голубица, дорогие братья и сестры, и с детства, как общеизвестно, с трех лет Она была отдана на служение Господу в Иерусалимский храм и с детских лет, до того момента, когда после 14 лет Ее забрали родственники к себе домой, Она каждый день находилась на Богослужении и каждый день совершала труды своими руками, дорогие братья и сестры.

Вот вам избрание, посмотрите, если человек призван к величайшей чести — чем больше честь, тем больше труд; чем больше честь, тем больше смирение; чем больше честь, тем больше испытаний. Вы посмотрите, какие скорби Она испытала … Это так кажется, что Матерь Божию с детства никакие беды не касались: с самого начала было множество испытаний, но благодаря своей кроткой, чистой душе, Она превозмогла всякие искушения. В чем величие подвига Матери Божией? В том, что Она была такой же человек подобострастный, как мы, ничем Она от нас не отличалась, но, конечно, безусловно воспитывалась из поколения в поколение, т. е. плод Ветхого Завета и не только Нового Завета то, что Она была возвращена праведной кровью и слезами, и потом, которые из поколения в поколение желали угодить Богу!

Вот ценность, дорогие братья и сестры. Мы должны жить не ради себя, это самое страшное заблуждение, это предательство Бога и человека, и себя в том числе, и близких, и родственников, предательство своего народа, когда человек живет только ради своих утех, ради своего удовольствия, богатства. Да, если Господь дал таланты, обязательно нужно этими талантами воспользоваться для приобретения добра! А как приобретается добро? Доброделанием близким, дальним, насколько это возможно, и, безусловно, молитвой и чистотой христианской через покаяние и святые Христовы заповеди.

Чем больше честь, тем больше ответственность. И, посмотрите, опять же, величие Матери Божией, Пречистой: Она трудилась своими руками и раздавала все нищим, нуждающимся! Посмотрите, казалось бы, призван человек к такой славе, а и дня не прошло, чтобы Она не трудилась, ради ближних. И так продолжалось до Ее святой праведной кончины, дорогие братья и сестры, до последнего дня Она снабжала посильно, от своих трудов, имея такую славу!

Страшно говорить о такой славе, потому что Бог Ее избрал, и теперь Она не просто называется Новым Небом, хотя Она превзошла любое Небо, любой космос Она превзошла, потому что в Ней, как в Храме, как в Новом Обиталище, воплотился Бог во всей полноте, вторая ипостась воплотилась, и теперь мы, благодаря Ее чистоте и любви к Богу и к человеку, мы имеем радость поклонения, почитания и любви к нашему Спасителю, потому что мы не только, как древние люди, верим, что Бог есть, а мы теперь видим Его глазами.

Икона — это как документальное свидетельство. Если б в древности был бы фотоаппарат, 2000 лет тому назад, мы бы настоящие видели бы фото-изображения. Но чудо — православная икона, дорогие братья и сестры, она полностью соответствует действительности, потому что из поколения в поколение, начиная с апостолов святых, начиная с апостола Луки — он первый изограф, он первый иконописец, он первый написал икону Матери Божией и Спасителя, и первых святых. Поэтому мы имеем прописи икон, мы имеем настоящие подлинные свидетельства — воплощения!

Вот, опять же, в чем значимость икон, дорогие братья и сестры? Это документальные свидетельства Боговоплощения: с нами Бог! С древнееврейского «Эммануил» переводится «с нами Бог». Видите, не просто мы называем Бог, а это наш Отец, «с нами Бог», т. е. абсолютное ближайшее родство. Богородица эту славу нам благословила, дала вот эту величайшую надежду, упование, что мы не просто теперь верим в Бога, а мы Его знаем. С годами узнаем Его совершенно точно, определенно, через наш ум и сердце.

Умные очи сердца! Помните, в благодарственных молитвах есть такое выражение богословское, абсолютно точное, совершенное выражение: «Очисти умные очи сердца внутреннего человека, в душе». Этим оком мы видим, Господь нам дал эту благодать видеть Его, насколько может вместить наша природа, дорогие братья и сестры. И Он Себя открывает здесь, в этой жизни. Начало вечности начинается здесь, если мы не найдем здесь Его, значит ни о какой надежде речи быть не может. А Он открывает Себя в простоте, в чистоте, в милосердии, кротости, потому что вот здесь был Господь.

Вот как святому пророку Илии, когда он просил, чтобы Господь Себя явил ему. И Господь открыл кто Он. Изначально святой пророк увидел ужасающие молнии, огонь, который стал плавить горы — сокрущающая, ужасающая стихия, — и святой пророк пишет: «Не здесь Господь». Далее что он видит: сокрущающее землетрясение — земля стала трескаться — ужас пришел, но пророк говорит: «Не здесь Господь». Но когда его в пустынной жаре коснулась тончайшее, «глас хлада тонка» по-славянски (3 Цар. 19, 11-12), тончайшее прикосновение легкого прохладного воздуха. Вот, какой Бог… Он дитя, Эммануил.

Даже у преподобному Амвросию, величайшему будущему старцу, Господь открыл, что Господь настолько кроток — безмерно! Говорят, почему Бог не накажет злыдней? Даже Он и их жалеет. Но, видите, Он определил день либо личной кончины — это уже начало страшного суда для него, — либо всеобщей кончины для всего мира.

Мы все Его дети, даже самый последний преступник. Господь всем хочет покаяния, чтобы человек исправился, в разум истинный пришел, мы же не звери. Господь дал нам славу быть детьми Божьими. Но это проявляется только верой и трудом, невозможно лежать на диване и думать, что чем-то вот так можно Богу угодить. Насколько возможно: в семье ли, в доме ли, в родне, среди друзей, на работе, где угодно…

Конечно, нужно, опять же, проявлять осторожность, но всегда, всегда иметь желание, если не можем делами, то хотя бы помолиться за этих людей. Вы увидите чудеса, насколько Он близко, Он сквозь нас проходит, и Он тут же отзывается. Отзывается как? Многие знают: безграничной радостью и покоем в сердце, неземная радость, неземной покой, выразить это невозможно, невозможно! Но кто знает, тот знает. И это Таинство не для избранных, это Таинство дано для всего человечества, без исключения, только нужно постараться исправить себя так, как повелевает Бог, не так, как я хочу, а как велит Бог, это тогда начало радости вечной жизни.

Какая скромность у Бога, какое смирение: Он себя являет маленькой жемчужинкой, Он говорит: «Я перл, жемчужина». Но мудрый купец, видя это сокровище, как будто оно мелкое, малое, а он продает все, чтобы обладать этим. Вот, посмотрите, также, раскрываясь, как Господь говорит, что горчичное зерно, самое маленькое, меньше макового зернышка, но когда оно прорастает, оно становится подобно дереву, так, что могут птицы на ней обитать. Вот оно Таинство Будущего века. И как пшеница: Господь о себе говорит, что зерно пока оно одно, оно остается без участия, т. е. оно никакой пользы не приносит. Но стоит как бы его умертвить… Господь себя отдал ради нашего спасения, Он умер и посмотрите плод этого зерна, одно приносит у кого-то результат благодатного развития и совершенствования души у кого-то в 30 зерен, у кого-то в 60, у кого-то в 100, в зависимости от усердия. «По мере веры», апостол Павел говорит (Рим. 12, 3).

Вот, мера веры Матери Божией, посмотрите, сколько было веры, столько было у Нее любви к людям. Это все, даже враги, которые пока были врагами, они все это отмечали, что при одном только виде у святой… Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Если бы я не знал бы лично Бога, я бы видя Матерь Божью, Ее кротость и чистоту, Ее безграничную любовь в каждому человеку, я бы подумал, что это Бог». Вот Она так устроила жизнь человечества, что Господь не смог не прийти. Видите, какое счастье у нас.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжественно вспоминаем память Владимирской иконы Божьей Матери, величайшей иконы, не только нашего Отечества, а всемирный Образ Покровительницы России. Она трижды в году празднуется. Этот Образ является главным, особенно для русского народа, потому что в лике этого Образа мы всегда имеем надежду на спасение, защиту, тем более в наши времена.

Вы не думайте, что сложно только сейчас! Очень сложно, необычайно сложно, но с другой стороны, такой свободы во всех отношениях, такой свободы наш народ не имел лет 300 уже, поверьте. Эта свобода самым главным образом заключается не только в свободе выбора, но самое главное она выражается в свободе веры. То, что мы, смотрите, можем стоять смело в храме, не озираясь назад и не думая, что там кто-то нас будет поджидать возле храма, а было и такое. Я это захватил в свое время, приходилось прятаться, отбиваться и так далее за то, что ты в храм пошел, либо верующим стал.

Но вот, будем благодарить Матерь Божию, будем молиться Ей, чтобы Она не оставила нас, не взирая на наши немощи, грехи. Наши предки: наши деды, отцы, многие-многие, они своей кровью, не только верой, слезами — жили ради Бога и ради друг друга, жили ради славы Матери Божией и умирали. И эта надежда в нас сейчас открылась. Вы не думайте, что вот вы сейчас пришли в храм и вот эти миллионы, кто приходят в храм, пришли сами по себе. Да, это личное воля и заявление, но это зов наших предков, которые умирали за веру, за Бога — невинные люди. Я имею виду всероссийский масштаб (к сожалению, политики пытаются перетянуть на один народ), в совокупности, вся страна голодала в 20–30 гг. Сколько людей невинных, детей сколько погибло. Но речь о чем идет? Что, даже страдая и умирая, они молились имея абсолютную веру и говорили с надеждой. Поверьте, это не просто красивые слова, либо мысли — это абсолютная правда! Если бы они не молились, то мы бы ничего сейчас не имели.

Молитвами Пречистой, Преблагословенной Богородицы Марии да укрепит всех нас Господь в православной вере, да сохранит от врагов видимых и невидимых и дарует всем здравие, спасение и надежду. Аминь.

8 сентября 2016 г. Оптина пустынь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *