Слово архимандрита Ипатия (Хвостенко) в праздник Благовещение

Евангелие — это благая весть о спасении, о Новом Завете между Богом и человеком, благая весть о вечной жизни, которую Господь дарует нам и всему падшему роду человеческому. Гордость была причиной падения человека. Завистью дьявола в мир вошел грех тления и смерти. В своем падении Адам, этот вписанный мирозданием образ Божий, увлек за собой весь земной мир, лишив его благодати. Потерян рай и радость вечной жизни с Богом. И по слову апостола: вся тварь до ныне стенает и мучается, с надеждой ожидая откровения сынов Божиих (Рим. 8, 22). Падший род человеческий с верой и надеждой ожидал спасения, избавления от власти дьявола, от рабства греха, тления, смерти.

Богом даны были обетования о грядущем Христе — Спасителе мира. Об этом народу Божию говорили пророки Ветхого Завета. Но эта величайшая тайна веры, «велия благочестия тайна», как говорит апостол Павел, тайна явления Бога во плоти, оставалась прикровенной. И вот Сам Бог, ипостасное Слово Отца, нисходит в мир и становится человеком: не ангел, не богоносный человек, а Сам Бог и Творец мира. Эта тайна воплощения Слова, тайна Божией любви — жертвенной, спасающей, более великая тайна, чем творение мира. Бог становится человеком, чтобы человек вновь мог стать Богом по благодати.

И вот сегодня мы празднуем этот великий светозарный день Благовещения Деве о воплощении Сына Божия. Столетия, тысячелетия томился, ожидая спасения, Адам и весь род человеческий. Почему раньше не было совершено таинство воплощения Бога? Непостижимы для нас тайны Промысла и судьбы Божии. Творец даровал нам великий дар свободы. И Всемогущий Бог не может соединиться с нами и спасти нас без нашей воли и свободного согласия. Веками через ветхозаветный Моисеев закон очищался народ Божий, чтобы среди него родилась Пречистая Дева, Та, в Которой в совершенной полноте и совершенстве воплотилась вся ветхозаветная святость. Только Она одна, Мария, могла стать той лествицей, по которой на землю сошел Бог. Только Она, как неопалимая купина, по своей чистоте могла принять нестерпимый для всякого грешного существа Богобожества и стать Матерью Сына Божия.

Никто и никогда в мире не любил Бога так, как любила Его Мария. И в своей любви Она превзошла горний ангельский мир. И по любви своей Она дала Богу дар — обет девства, обет, которого не знал Ветхий Завет. Вера святости, вера любви — это и мера смирения. Пречистая знала пророчество Исаии о Деве, которая станет Матерью Мессии. Но давая обет девства, Она никогда не допускала и мысли, что может стать той Благословенной Девой, от которой родится Христос. Самое большее, чего Она желала, это быть служанкой той избранной Богом Девы. Смирение — это мера близости к Богу. Только сознавая себя недостойными Бога, не называя только себя грешником, а сознавая, как это бывает у нас, мы можем принять благодать Божию. Это смирение дивное и неизреченное.  Чистота Ее, вера и любовь сделали Деву способной принять в Себя Самого Бога.

Предание говорит нам, что архангел Гавриил явился Пречистой, когда Она читала пророчество Исайи: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что означает: с нами Бог» (Мф. 1, 23). И благовестие архангела — это радость: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!» (Лк. 1, 28) Гавриил открыл Ей тайну, тайну превечного завета Божия о спасении, о том, что именно Она, Мария, призвана стать Матерью Христа Сына Божия. И от Нее, от Ее воли зависело с верою принять эту благую весть или не принять. И в этом смысле от Нее, от Марии, зависело спасение Богом и всего мира. Вот что поражает здесь — это два смирения: смирение Девы и Бога, который ждет Ее согласия, чтобы войти в Нее и воплотиться от Нее, восприняв человеческую природу. И вот величайшее чудо: претворение своим словом «да будет» Бог приводит из небытия в бытие весь видимый и невидимый мир. Слово Девы Марии «да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38) низводит в мир Самого Творца, Бога.  Бог, Всемогущий Творец, смиряется перед Девой, ждет Ее свободного согласия.

И в этот день, в этот час решается судьба человечества и всего мироздания, потерявшего благодать по вине человека. И Пречистая приняла благую весть Архангела. И мы слышим здесь два благовестия, говорит святитель Филарет Московский, от неба и от земли. «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк. 1, 28) — это благовестие от неба, благовестие от призвания Марии стать Матерью Спасителя мира. И с радостью, с полной верой, совершенной преданностью воли Бога Дева отвечает: «Се раба Господня. Да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). Эти слова Пречистой — это благовестие от земли. В Ней, в Пречистой и Преблагословенной, совершилось все то, чего ожидал Бог от человечества: «Се раба Господня».

И с этими словами, сказанными Ей от лица всего рода человеческого, начинается спасение мира. Бог входит в падший мир, чтобы обновить, воссоздать человека, сделать его снова причастником вечной жизни. Эти два Благовестия соединяются в один светозарный поток радости, соединяющий и небо и землю. «Благовествуй земля радость велию, пойте небеса Божию славу».

Через Деву Господь входит с человечеством в Новый Завет. Бог, Свет уже пришел в мир с Благовещением. Он путь, истина, жизнь и воскресение. Он еще не явился миру, но Мария уже стала Матерью Света. Радуйся, Благодатная, с Тобою Господь! В Ней, в Марии, и через Нее снова мир обрел ту радость, которую утратил Адам в раю. Бог — источник жизни, источник вечной радости. Он — Еммануил, Он — с нами Бог, с нами навсегда до скончания века. Через Деву, как через таинственную дверь, Господь вошел в этот мир.

Благовещение — это праздник светозарной и ничем не омрачаемой радости. И он сияет как весенний свет. Благовещение — это заря Пасхи. И в этом году и почти всегда Благовещение бывает в дни Великого Поста ближе к Страстной седмице. Радостью Благовещения Сын Божий входит в мир, но Он рождается, для того чтобы умереть на Кресте, и смертью смерть поправ Своим воскресением. Только после Креста приходит ликующая радость Пасхи. И Пасху воскресения предваряет Пасха Страстей Христовых. Другого пути нет, кроме пути крестного: «Се бо прииде Крестом радость всему миру».

Крест, страдание несет наш народ в эти дни Великого Поста. Несет его каждый из нас, несет вся наша Россия, весь христианский мир. Этот крест растет из земли нашего сердца. Но если эти скорби, страдания за исполнение заповедей Господа, за исполнение заповедей любви в этом мире, которым так властно, так дерзко и так бесстыдно уже господствует и утверждается грех, то будут благословенны эти скорби. Они готовят венцы жизни будущего века. Это муки духовного рождения каждого из нас, это муки возрождения нашего народа как народа Божия, которого посещает по любви Своей Господь великими скорбями и испытаниями. Эти скорби уже таят в себе сокровенную, ни с чем не сравнимую радость благодатного утешения как плач о грехах, который преподобный Иоанн Лествичник назвал плачем радостнотворным. Бог так возлюбил мир, что отдал в жертву Сына Своего единородного, Бога, ставшего Сыном Девы, Сыном человеческим.

Он с нами в церкви Его до скончания века. И самый великий дар, таинство Церкви — Евхаристия: Тело и Кровь Христовы. Во Христе мы снова обрели Бога-Отца и обрели небесную Мать, не только потому что Матерь Божия Своею любовью и молитвой обнимает весь мир, не только потому что у Креста на Голгофе Господь в лице апостола Иоанна усыновил весь христианский мир, но еще и потому, что мы причащаемся Тела и Крови Сына Божия, того самого Тела и Крови, которые Он по человечеству воспринял от Нее, Марии, Матери и Девы в день Благовещения. Она, Пречистая, образ Церкви, святой и непорочной Невесты Христа-Агнца. Агнца, закланного от сложения мира, распятого и воскресшего, пришедшего на землю не судить, а спасти мир.

Что мы можем воздать Господу и Пречистой Его Матери за Их любовь к нам? «Сыне, дай Мне сердце Твое!» (Прит. 23, 26) Вот ответ, который Сам Господь дает нам. Господь ждет от России, ждет от всех нас, от всех, кто верует в Него, чтобы каждая душа могла сказать как Матерь Божия: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38). В этом подвиге веры, в этом полном предании себя воле Божией, полноте доверия Господу и верности Евангелию, хранению чистоты веры и заповедей Его залог вечной радости и вечного спасения.

Да, мы живем сейчас в очень трудное время, сгущается тьма греха во всем мире, отвергшем Христа и истинную веру. Уже царствует беззаконие, и все ближе и ближе к нам те события, о которых говорит Апокалипсис. Да, нас, нашу Церковь, наш народ еще ожидают скорби и испытания. Но, «да не смущается сердце ваше и не устрашается» (Ин. 14, 27), — говорит Господь. «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19).

Будем помнить, что идет борьба за вечность, за судьбу России и всего православного мира. А достоинство наше, оно безмерно велико. По слову Григория Богослова, человек — созданный Бог — через Христовы Страдания идущий к нетленной славе. Праздник Благовещения еще прежде Пасхи несет нам такую радость и силу, такой свет, который не могут омрачить никакие скорби, который не может затмить никакая тьма греха. Его Пречистой Преблагословенной Девой-Матерью с нами в Церкви Господь. «Благовествуй земля радость велию, пойте небеса Божию славу». Так поет сейчас в этот день вся Церковь. Благовещение — это заря Пасхи. Впереди еще Страстная седмица. Благодатью Своею да отверзется, по милости Божией, в вере покаяния, в вере, которая внутри нас, в нашем сердце, чтобы очистившись, примирившись с Богом, примирившись друг с другом и простив друг другу все, мы могли поклониться Страстям Господа и войти в радость Пасхи, истинную радость, которую никогда не может затмить ничто в мире. Аминь.

7 апреля 2011 г. Оптина пустынь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *