Слово архимандрита Исаакия (Виноградова) (+1981г.) в день Перенесение мощей святителя Николая чудотворца

Архим. Исаакий (Виноградов). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Судя по тому, что вы собрались сегодня сюда ве­чером в большом количестве, можно думать, что не насытилось еще сердце ваше радостным праздником «вешнего Николы», что хотите вы еще почтить па­мять этого всеми нами любимого святого. Вчера слу­жили мы ему всенощную с литией и акафистом, сегод­ня литургию с крестным ходом, а сейчас посвятим ему краткое слово.

Святитель Николай родился в городе Потарах в Малой Азии от благочестивых и уже престарелых ро­дителей, не имевших как будто надежды иметь детей. С раннего возраста это дивное чадо проявляло и по­слушание, и любовь ко храму, и способности к чтению и пению. Дядя его был епископом и по смерти родите­лей Николая взял его к себе на воспитание, рано при­учив его прислуживать в храме. Когда племянник вы­рос и возмужал, дядя посвятил его в сан священника, в котором и прослужил будущий святитель несколько лет, окруженный любовью своей паствы.

Случилось ему посетить святые места в Палестине — Иерусалим, Вифлеем. Потянуло его тут к иночеству, и задумал он уйти от мира с его заботами. Но во сне был ему голос, повелевавший продолжать свое путешествие и принять то служение, которое будет ему указано. Про­ездом очутился он в городе Мирах Ликийской страны и в ожидании корабля, который отвез бы его на родину, рано утром, по своему обыкновению, пошел в храм Бо­жий еще до начала службы. К своему удивлению, он нашел храм переполненным народам; там заседал собор епископов, который должен был избрать нового архи­епископа в город Миры, так как прежний недавно скон­чался. Все иерархи заседали уже много дней, но не могли прийти ни к какому решению в выборе кандидата. После усиленной молитвы нескольким из них, и в том числе председателю собора, было открыто во сне, что епископ будет носить имя Николай и что это будет тот человек, который утром раньше всех войдет в храм по­молиться. И вот, когда смиреиный странствующий батюш­ка вошел в церковь, все епископы поднялись со своих мест, приветствуя его, а председатель спросил, как его имя. Когда Николай назвал себя, все прославили Бога и объявили ему, что его выбирают в архиепископы. Сму­щенный, пытался отказываться он от этой чести, но дол­жен был подчиниться воле собора, в которой он увидел волю Божию, уже ранее объявленную ему во сне, когда узнал он о таинственных снах архипастырей.

Много лет был он добрым пастырем стада Христова; добрый и милостивый, он входил в положение всех сво­их духовных чад. В акафисте ему читается, как пода­вал он тайно милостыню нуждающимся, бросая ночью в открьггое окно «три узельца злата», чтобы спасти от позора старина с тремя дочерьми. Претерпел он и гоне­ние. Это было при Диоклетиане, когда христиан жесто­ко преследовали, когда пострадал и святой целитель Пантелеимон, и святая великомученица Варвара. И Ни­колай был взят и посажен в темницу, истязуем и приговорен к смертной казни. Но скончался жестокий император Диоклетиан, а воцарившийся вместо него Константин освободил всех заключенных христиан, вернул им церкви, объявил свободу богослужения, окружил по­четом духовенство. Для решения внутренних дел Церк­ви и борьбы с ересями был созван на родине Константи­на, в городе Никее, Первый Вселенский Собор, на ко­тором председателем был избран святитель Николай. Этот Собор осудил ересь Ария и оставил нам в наследство первые семь членов Символа веры.

В глубокой старости скончался в 343 году всеми люби­мый и уважаемый святитель. Еще при жизни он творил чудеса, но еще большее число исцелений исходило от его нетленных мощей, которые оказались погруженны­ми в ароматное целебное миро. До ХI века богомольцы из всех стран приезжали за этим миром ко гробу его в Миры Ликийские. Но к этому времени на православный Восток нахлынули магометане, огнем и мечом покоряв­шие себе народы Малой Азии и вводившие там свою веру. При этом святыни христианские иногда подверга­лись поруганию. К этому времени уже наметилось разде­ление Церквей на православную и католическую. В Пра­вославии сохранились все древние апостольские преда­ния, а в католичестве из-за честолюбия римских пап, стремившихся к мировому господству, появились неко­торые уклонения и новшества. В ту пору разделение Церквей еще не произошло окончательно, но внутрен­ние несогласия мешали дружно действовать, чтобы спасти мощи святителя Николая, находившиеся в Ми­рах уже под господством магометан. Тогда, по внуше­нию Божию, благочестивые купцы из г. Бари в Ита­лии, бывшем тогда еще в ведении православного пат­риарха Цареградского, решили спасти мощи. Снарядив корабль, они отправились в Миры как бы для закупки пшеницы; сговорившись со сторожами храма, где по­чивали мощи святителя Николая, они ночью тайно перенесли их на свой корабль, спустили гроб в трюм, заложили мешками с пшеницей и все это засыпали еще зерном. Самый строгий таможенный осмотр не мог бы обнаружить в трюме то сокровище, которое было не только ценнее корабля, не только всего города, но и целой их страны.

Корабль Благополучно прибыл в Бари. Жители го­рода во главе с духовенством, предупрежденные лег­кими корабликами, посланными вперед, встретили на берегу моря корабль с мощами с великим торжеством. Тысячи свечей горели н руках, как звездочки, крест­ные ходы вышли навстречу. Это и Было в сегодняш­ний день — 9 мая. И тут от мощей было великое мно­жество исцелений: слепые прозревали, глухие стано­вились слышащими, хромые становились на ноги и шли со всеми. Поставлены были мощи сперва в храме Иоанна Предтечи, а затем была выстроена базилика (продол­говатый храм) в честь самого святителя Николая. И до настоящего времени мощи почивают в городе Бари, но теперь уже ими обладают католики. В утешение надо сказать, что они почитают этого святого так же ревно­стно, как и мы. Рака с мощами служит престолом в ал­таре. В католических храмах нет иконостаса, и к пре­столу всякий может подойти. Спереди имеется серебря­ная доска с изображениями событий из жизни святителя Николая. Она открывается, и там виден стеклянный со­суд с мощами. В течение столетий почитатели разобра­ли часть мощей, и теперь остались только косточки, и то не все. Видные, например, плечи скелета. Он залит елеем, и католический монах черпает этот елей и разливает в бутылочки, на которых изображена икона свя­тителя Николая и вид храма, где он почивает.

И я, грешный, был там и имел такую бутылочку с елеем, но в странствиях своих лишился этого сокрови­ща. К нашей радости и утешению (не скажу «к гордос­ти», ибо этого слова не должно быть в нашем духов­ном лексиконе) надо сказать, что хотя мощи и находят­ся сейчас в католическом городе Бари, но торжество перенесения их туда празднуется лишь у нас, право­славных, а католики почитают память святителя Ни­колая только б декабря, в день его кончины. И это тем более удивительно, что для нас, русских, он был как будто чужим, греком по происхождению, но его боль­шое, любвеобильное, вселенское сердце, преисполнен­ное любви и милосердия, нашло отклик в широком и любвеобильном сердце русского человека, который считает Николу неотъемлемо своим святым. Можно ска­зать, что после Христа и Божией Матери наибольшее число храмов у нас на Руси посвящено именно святи­телю Николаю. Особенно радостен этот день его памя­ти, когда Никола Милостивый и теплом нас согревает, и солнышком радует. Вот и вчера вечером лил дождь, а сегодня погода позволила нам совершить крестный ход кругом церкви и осенить иконою святителя Нико­лая и стены храма, и весь город. Не только на наш город, но и на весь Казахстан простирается милость Чудотворца Николая, его же молитвами да сохранит нас всех в мире Господь. Аминь.

9 мая/22 мая 1952 г. После вечерни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *