Слово архимандрита Лаврентия (Постникова) (+2020г.) в день Преполовения святой Пятидесятницы

Благочестие

«Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, во­зопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Ис­точнице жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе» (Тропарь праздника).

Задумался ли каждый из нас над словом «благо­честие»? Думаю, что очень немногие. Иногда мы слышим от людей, говорящих: «какой хороший чело­век», «какой скромный человек» или «какой благо­честивый человек». Скромным, тихим на вид может казаться любой человек в обществе из-за славы чело­веческой. Правда, похвалы от людей мы все желаем слышать, хотя видимо стараемся, якобы отклонить ее от себя, как недостойные ее, а в глубине души ждем ее, а если не получаем, то обижаемся. Когда же чело­века называют «благочестивым», а подобные среди нас несомненно есть сегодня в храме, то такому не­обходимо, чтоб не впасть в гордость, поразмыслить, а соответствую ли я этому названию? Благочестив ли я? Понимаю ли я смысл этого слова? Быть благочес­тивым — значит быть святым. Когда меня называют благочестивым, а совесть зазирает в грехах, значит я не таков, а просто лицемер, потому что по внешности христианин, а в душе слуга диавола.

Благочестие таинственна и благодатно. О нем напоминает святой апостол Павел своему ученику Тимофею: «Негодных же и бабьих басней отвращайся; а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражне­ние мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в славе, в житии (жизни), в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 7-8, 12), то есть будь благо­честив, ибо благочестие от Бога. Он есть великая тайна благочестия, «явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16).

Быть благочестивым — значит воздавать благую честь Богу; как Творцу и Создателю, а потом челове­ку, созданному по образу Божию и подобию. Чтобы воздавать эту честь, Господь для этого сообщил нам в таинствах святой Церкви «духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1, 7).

Когда же мы воздаем благую честь Богу? Тогда, когда исполняем Его святые заповеди. Именно в них Господь заключил благочестие, заключил жизнь че­ловека. Верно ли это? Да, верно. Вспомним ветхоза­ветные заповеди Божии, данные на горе Синайской:

  1. Чти Господа Бога твоего.
  2. Не делай для себя никакого кумира.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней трудись, седьмой Господу Богу посвящай.
  5. Почитай отца и мать.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не воруй.
  9. Не принимай ложных свидетельств на друга твоего и сам не лги.
  10. Не пожелай жены ближнего и ничего из его достояния.

Человеку Господь дал норму жизни в этой юдо­ли плачевной, но он уклонился от нее, забыл своего Творца. Тогда Он, не желая гибели человека, Сам во­площается, исправляет истлевшее и говорит: «Я не пришел нарушить закон, но исполнить», восполнить утерянное и облегчить жизнь вашу на земле, а потому призываю к Себе: «Приидите ко Мне все труждаю­щиеся и обремененные, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам ва­шим» (Мф. 11, 28-29). Только внимательнее слушай­те Меня: вы должны быть нищими духом, плачущими о своих грехах, алчущими и жаждущими правды, ми­ротворцами, страдальцами за правду и кто воплотит это, тот блажен (Мф. 5).

Господь насильно к Себе никого не влечет, но ублажает всех, кто идет за ним, слушает Его учение, исполняет Его святые заповеди.

Мы слышали сегодня в апостольском чтении, какое благоговение перед Богом показали святые апостолы, какую честь и славу воздавали Ему, когда народ по своему неразумию хотел обоготворить их за чудо исцеления хромого! Они сотворили явное чудо. И, казалось бы, нужно принять славу от них, но апо­столы этого не сделали, зная о том, что не своей си­лой совершили чудо, а Божией.

А так ли мы поступаем, братья и сестры? Когда делаем добро людям, не желаем ли получить от них похвал? Думаю, что мало кто отказывается от этого. Если кто отказывается, то показывает свое благочес­тие. Если нет, то обольщает себя, из-за чего недосто­ин носить имени Христова, потому что славу Божию восхищает себе. Или, в противном случае, когда нам делают добро, мы стараемся возносить их до небес, забывая про Бога. Чего не должно делать. Иногда нам указывают на эти недостатки, чтобы исправить нас, а мы вместо благодарности по своему самолюбию злимся, чем выявляем себя и показываем, какие мы есть на самом деле и ставим себя в разряд тех людей, а которых говорит святой апостол Павел в послании: «В последние дни наступят времена тяжкие, ибо лю­ди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, над­менны, злоречивы, родителям непокорны, неблаго­дарны, нечестивы, недружелюбны, непримиритель­ны, клеветники, невоздержных, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолю­бивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочес­тия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3, 1-5). Если кого обличают подобные дела, тот исправляйся, ибо ничто нечистое не войдет в Царство Божие. Священное Писание нам прямо гово­рит: если возможно, со всеми людьми будьте в мире. А если кто ненавидит брата своего, тот лжец, говорит святой апостол Иоанн Богослов. Не помогут подоб­ному человеку ни каноны, ни акафисты, ни посты. Он отступник, а не последователь Христов. Он не благо­честив, он не исполнитель учения Христова. А ведь это учение исходит от Бога Отца, его сообщил людям Сам Христос, что передает прочитанное сегодня Евангелие: «Мое учение — не Мое, но пославшего Меня. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе, а кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен и нет неправды в Нем» (Ин. 7, 16-18).

Учение Христово верна, оно свято. Потому по­стараемся внимательно изучить его, проводить свою жизнь только по Евангелию. Тогда и мы пойдем пу­тем благочестия, путем правды и святости. А Господь к этому нас и призывает: «будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11, 44). Господь зовет нас к святости. Мы не можем отстать от грехов. А потому, зная нашу не­мощь, Он говорит нам: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Вот та дверь, в которую идет Гос­подь на наш зов, а особенно сегодня, когда мы взыва­ем к Нему: «Жаждущую душу мою благочестия на­пой водами», и войдя, несомненно, наполнит ее вода­ми благочестия, текущими в жизнь вечную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *