Слово архимандрита Мелхиседека (Артюхина) в неделю 3-ю Великого поста

Послание апостола Павла к Евреям. 311-е зач. (4, 14-5, 6)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В одном из песнопений Святая Матерь наша Церковь прославляет Животворящий Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа такими словами: «Крест — храни­тель всея вселениыя, Крест — красота Церкви, Крест — верных утверждение, Крест — Ангелов слава и демонов язва». И сегодня, в середине Великого поста, когда мы восходим на некую духовную гору, чтобы перевалить через ее вершину продвигаться дальше, к светлому празднику Святой Пасхи, на самой вершине нашего великопостного странствия Свя­тая Церковь водружает Крест Господа и Бога нашего Ии­суса Христа. Чтобы всякий подвижник, всякий верующий, всякий христианин видел цель, смысл, средство своего спа­сения и, самое главное, видел Божественную любовь, кото­рая простирает руки с Креста, принимая всех и вся в свои Божественные объятия. Потому что Бог пришел «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13) и «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7). И когда нам ка­жется, что пост этот длиный, что у многих из нас возника­ют и трудности, и сложности, то Церковь, как заботливая мать, на середину храма износит нам Животворящий Крест Господень, чтобы мы в тишине и глубине своего сердца уразумели то, что через этот Крест Господь говорит каждо­му из нас. Он говорит нам, что в результате падения Адама и нашего личного падения человечеству потребовалось та­кое врачевство, такая помощь, такая сила, такое средство, что только Сам Бог, воплотившись и став человеком, мог ув­рачевать наше смертное, тленное, греховное естества. Вос­приняв в Свою Божественною природу природу человека, соединив с нею Свое Божество, Он исцелил ее, стал Новым Адамом, новым родоначальником человеческого рода. Как сказал нам апостол Павел: «…если преступлением одно­го смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Хрис­та. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправда­ние к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы как грех царство­вал к смерти, так и благодать воцарилась через праведностъ к жизни вечной Иисусом Христом, Господом на­шим» (Рим. 5, 17,19-21). То есть те, кто возлюбит Евангелие, кто возлюбит нашего Господа, они станут подражателями Его праведности, бесконечного смирения и бесконечной жертвенной любви.
«Крест — хранитель вся вселенныя», Крест сделался ору­дием нашего спасения и тем ключом, которым открываются для каждого из нас райские двери. Ибо Христос пострадал за всех нас: за тех людей, кто жили до Него, тех, кто жил при Нем, и тех, кто будет жить после Его воскресения. И сего­дня мы читали слова апостола Павла в Послании к Евреям о том, что раньше в Ветхом Завете первосвящеинигки входи­ли с жертвами во святилище и приносили жертву и за на­род, и за самих себя, и приносили эту очистительную жер­тву каждый год. Но эта жертва не могла, впрочем, сделать людей совершенными, не могла очистить их совершенно от грехов. Но Христос Спаситель, как истинный: Первосвященник, не кровь тельцов и агнцев, но Собственную Кровь пролил во Святая Святых — во святилище Божием, чтобы принести единожды жертву за нас, и стал «священник во­век по чину Мелхиседека» (Евр. 6, 6), принеся Богу Троице жертву Своей жизнью, через которую мы живем, движемся, очищены, освящены, преображены и имеем надежду сподобиться вечной жизни.
Многие из нас задаются вопросом: «Как же так полу­чается? Я пришел к Богу, к Церкви, читаю Евангелие, мо­люсь, исповедуюсь, причащаюсь, в общем, стараюсь жить по-евангельски, жить жизнью Церкви, а по существу мало что переменилось у меня. Как были у меня проблемы — так и остались, как были скорби — так и остались, каким был мой жизненный крест — таким он и остался, и мало что вне­шне изменилось в моей жизни. Мало того, дней, лет жизни нашей становится все меньше, болезни мои умножаются, скорби становятся сильнее, а я от веры ожидал нечто ино­го…» Это подход, это взгляд и это мысли ветхого, плотского человека, который в христианстве увидел только внешнюю сторону и отнесся к нему потребительски. Нам кажется, что если мы стали верными, вдруг в нашей жизни все по-сказочному преобразится. Нет! Господь нам сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4); «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11-12). Не сказано «на земле», а «на небесах». И поэтому только в вечности, только в вечно ликующем Царствии Божием будет полнота нашей христианской жизни. Впрочем, для тех, кто по-настоящему, на самом деле живет духовной жизнью, уже и в этой времен­ной жизни, со всеми ее проблемами, крестами и трудностя­ми уже здесь открывается рай на земле. И это — реальность. Многие люди живут именно такой жизнью. Апостол Павел нам сказал: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). Как это так? Ве­рить — это понятно. А в чем радость и слава — страдать за Христа? Каждый из нас не испытал это на самом деле: что это такое — сначала посвятить свою жизнь Богу, принести самого себя, свой ум, свое сердце, свою волю в жертву Богу, через это чего-то лишившись. Мы не знаем, что такое при­обретение через жертву, потому что у нас нет этой жерт­венности. А если нет жертвенности, то мы и не ощущаем радости христианской жизни. И казалось бы, через малень­кое страдание, которое мы должны, но не можем понести ради Христа, мы не приобщаемся к радости, которая дару­ется Крестом.
Каждый воскресный день мы молимся такими словами: «Воскресение Христово видевши, поклонимся Святому Гос­поду Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покло­няемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Значит, воскресение нашей с вами души и жизни возмож­на только через Крест. Апостол Павел говорит: «Те, кото­рые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Вот на какой Крест должны мы с вами взойти. Свой эгоизм, свою жадность, свою ложь, свою душевную и телесную нечистоту, свою зависть, свою гордыню, свое самолюбие мы должны распять на кресте — на кресте Божественной любви и на кресте жертвеиной любви к тем людям, которые вокруг нас. И только тогда, после этого со-распятия, человек может увидеть, почувствовать дарованное Богом воскресение его души. Прежде воскресения его тела для него уже будет рай здесь, на земле. А почему у нас нет этого опыта? А потому, что нам неохота быть на этим кресте. Хочется как-то очень плавно, осторожно, не напря­гаясь, прожить по евангельским заповедям. Но так не бывает. Поэтому будем молиться о том, чтобы в этот святой день — день поклонения Кресту Господню, в эту Кресто­поклонную Неделю у каждого из нас милостью и помощью Божией хватило духа и сил увидеть свой бесконечный эго­изм, испросить у Бога сил и, самое главное, просить реши­мости на подвиг и верности Христу, когда Он даст нам эти силы по нашим молитвам.
Но мы и эти силы не принимаем, потому они ко много­му обязывают. Они обязывают к тому, чтобы мы на самом деле вступили в духовную брань с самими собой, ради сво­ей бессмертной души, ради победы правды Божией, ради победы любви Божией в этом скорбном мире. И лишь тогда мы не только сами сможем с радостью нести свой жизнен­ный крест, на даже и не будем воспринимать его как крест. Он станет обыкновенной, естественной жизнью, нам будет довольно того, что мы пребываем с Богом, чего мы пребы­ваем в молитве, что живем духовно, что мы в храме, что мы причащаемся, что мы со Святым Духом. А то, есть ли у нас деньги, или нет, есть ли здоровье, или нет, старые мы или молодые — неважно, все равно асе закончится смертью. Ни если внутри нашего тела уже будет воскрешенная душа, тогда все остальное будет абсолютно безразлично, абсолют­но незаметно, потому что дух будет так сиять, так жить, так ликовать, что он будет освящать и саму эту плоть, которая будет живиться Святым Духом. Потому что смерть человека наступает гораздо раньше, чем перестает биться его сердце и работать его мозг. Смерть наступает тогда, когда у человека прекращается молитва, когда он теряет связь с Богом. И наоборот, когда человек в молитве, когда человек с Богом, тогда даже независимо от того, что его сердце остановилось и прекратилась работа мозга, душа его продолжает жить. Жить и дышать Источником жизни, то есть Богом.
И вот нам, верным, дана эта великая радость, дана глу­бина этой веры, чтобы мы просили у Бога не изобилия зем­ных благ, а просили бы изобилия благ небесных. А самое главное благо — эта сотворить волю Божию здесь, на земле. И если что-то у нас во внутренней и внешней жизни скла­дывается не так, как бы мы хотели, то преподобный старец Амвросий Оптинский говорил, что как ни тяжел бывает крест для человека, но он вырастает на почве его собствен­ного сердца. Мы послужили причиной, землей для этого креста. Значит, и нам самим дана возможность изменить скорбность этого креста, когда мы изменим к лучшему наше сердце. И нам дана эта возможность — через Церковь, через покаяние, через исповедь, через Святое Причащение, через вселение в нас Бога облагородить почву нашего сердца.
В молитвах ко Святому Причащению мы читаем: «Огнъ бо есть, недостойные попаляяй…», «внидеши и просве­щавши помрачеиный мой помысл…», «…попаляяйнаши страсти и просвещаяй всю нашу жизнь». И будем помнить слова апостола Павла: «…нынешние временные страда­ния ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18), то есть тогда, в день Господень. А апостол Иоанн Богослов говорит; «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3, 2-3). Вот такой надеждой, таким упованием жили апостолы. Апостол Павел сам о себе сказал: «…имею же­лание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1, 23). Мы отгоняем от себя мысль о смерти, потому что или боимся ее, или не поняли до конца глубины христианской кончины, а апостол Павел с радостью желал этого. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что боязнь смерти есть признак нераскаянности души. И поэтому будем помнить, что «се бо прииде Крес­том радость всему миру». И если мы желаем этой духовной радости уже сейчас, сегодня, именно в этой жизни, то это произойдет не иначе как только через распятие собственной жизни, посвящением ее Богу, людям и Церкви. Аминь.
Литургия. 3 апреля 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *